ТСЖ — техника современного жульничества

Почему тормозит реформа ЖКХ

Как известно, в России суровость законов компенсируется их неисполнением. Впрочем, это правило распространяется и на добренькие законы, то есть хорошие. Их тоже стараются “зажевать”. Взять, например, законы по реформированию ЖКХ. Все доброе и полезное, что они предполагают дать людям, приходится брать с боем, чуть ли не на баррикады идти. Почему? В этом попытался разобраться Комитет по экономической и инновационной политике Мособлдумы, который провел выездное заседание в поселке совхоза им. Ленина. Ответы на вопросы парламентариям преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой.
Почему тормозит реформа ЖКХ

ТСЖ — нехорошее слово из трех букв. Таким его сделала практика повсеместного жульничества, когда вместо самоуправления и демократии собственники жилья получают принудиловку, обираловку, хамство и т.д. и т.п. В то же время ТСЖ — штука хорошая, если его организовать по закону и грамотно пользоваться правами, которыми ТСЖ наделено. Но таких в Московской области мало. В сельской местности и того меньше. А таких ТСЖ, куда вступили собственники квартир, проживающие в “хрущобах”, в природе вообще не встречаются.


— Нежелание управляющих компаний взваливать на себя такую обузу, как старый жилой фонд, понятно, — объясняет коллегам депутат Мособлдумы, руководитель системообразующего предприятия поселка Павел Грудинин. — На его содержание нужно много потратить. Это невыгодно. Да и зачем, когда можно легко зарабатывать на домах-новостройках?


Если власть в ТСЖ захватывают дельцы, аффилированные со строительными компаниями, новоселов стригут как баранов. Вообще-то реформа ЖКХ задумывалась не для этого.


На территории поселка совхоза им. Ленина 21 многоквартирный дом. Они — зеркальное отражение жилищной политики, проводившейся в нашей стране за последние полвека. На центральной усадьбе хозяйства — так в 60-е годы именовались агрогородки, где труженикам села давали квартиры с удобствами, — стоят двухэтажные кирпичные домики на 8 квартир и блочные пятиэтажки. Есть девятиэтажные панельные “коробки” — шедевры индустриального домостроения 70-х и 80-х годов. Замыкает шеренгу “кирпич-монолит” — высотные современные комплексы.


В поселке организовано 2 ТСЖ — реальных, а не “фальшивых”, как говорят жители. На подходе третье жилтоварищество. “Далеко не все обитатели старых домов хотели вступать в ТСЖ, — признается Грудинин, — но мы убедили людей, что благодаря этому можно получить приличную сумму денег на ремонт жилья из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Народ согласился”.


В программу фонда можно войти, выполнив ряд условий. Главное — наличие ТСЖ. Ведь именно собственникам жилья предстоит контролировать, как тратятся деньги из фонда. Кроме того, поставщик тепла и других коммунальных услуг, которые потребляют жильцы, не должен быть государственной организацией. (В поселке своя котельная, принадлежащая совхозу.) И наконец третье — компания, обслуживающая дома, тоже должна играть по рыночным правилам.


Отказаться от услуг МУП “Жилкомсервис” — предприятия, которое занималось ремонтом в поселке, — было непросто. Фактический монополист, “Жилкомсервис” обслуживал практически весь жилой фонд на территории Ленинского муниципального района, аккумулировал на своих счетах огромные средства и сам же решал, кого и в какой очередности ремонтировать.


В поселке учредили собственную небольшую обслуживающую компанию — как раз на 21 дом. За переход под ее крыло проголосовало большинство жителей. Заключили соответствующие договора. За “Жилкомсервисом” оставалась задолженность 2,4 миллиона рублей за непроведенный капитальный ремонт жилых зданий. Судились и выиграли. Суд постановил взыскать должок с “Жилкомсервиса”.


Вроде бы все препятствия позади, все получалось как надо.


— В начале 2010 года, — рассказывает зам. директора местной управляющей компании Альмира Шамсутдинова, — мы направили заявку на 7,7 млн. рублей в федеральный фонд и получили оттуда добро. Мы запланировали их израсходовать на замену старых лифтов в многоэтажном доме.


Войдя во вкус, некоторое время спустя местные коммунальщики подали еще заявку. На этот раз на 50 миллионов рублей, из них 6 миллионов давал муниципалитет. И снова в яблочко — резолюция положительная. Задумались: а не заменить ли подъемники еще в двух домах? Все-таки какие деньжищи! Кроме того, можно отремонтировать кровлю, заменить инженерные сети в подвалах и т.д. и т.п. Мечтали так несколько месяцев. А что дальше?


Все как обычно очень цинично: середина лета, ремонт должен быть в самом разгаре, а деньги из фонда содействия реформированию ЖКХ до сих пор не пришли. Аналогичная ситуация у всех подмосковных участников этой программы. В этом сезоне область должна получить из фонда ни много ни мало 2,5 млрд. рублей. Кстати, не так уж и много. Рязанская область, к примеру, обосновала заявок на сумму в 10 раз большую.


— Где деньги? — забеспокоились депутаты Мособлдумы.


Выяснилось, что федеральный фонд реформирования ЖКХ не повинен в задержке. Будь у просителей возможность обратиться в него напрямую, искомые средства давно бы получили и освоили. Но так как в софинансировании региональной программы участвует подмосковное министерство ЖКХ, через его голову прыгнуть нельзя. По словам депутатов, министерство не торопится ускоряться по этому поводу, а вместо того чтобы помогать участникам программы, требует от них таскать в министерство различные справки и “формы” — 24 различных бумажки надо представить в ведомство унитазов и труб, для чего — непонятно.


Самое печальное — если деньги из фонда не будут израсходованы в текущем году, то они “сгорят”. Пролонгировать деньги на следующий год запрещается. И вообще — федеральная программа заканчивается в 2012 году. Надо спешить.


— Мы оптимисты, — заявили аграрии, — надеемся получить первый транш к сентябрю, а второй — в октябре.


— Значит, крышу придется менять в солнечном ноябре? — опешили депутаты.


Комитет решил разобраться с деньгами, с реформой и с крышами до ухода Мособлдумы на летние каникулы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру