Резервный фонд немного пощиплют

В бюджетном комитете Госдумы не исключили возможность пересмотра нормативной величины «подушки безопасности»

Механизм формирования Резервного фонда могут изменить. Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на заседании в субботу заявил о возможности внесения изменений в бюджетное правило в части нормативной величины Резервного фонда. Сейчас «подушка безопасности» наполняется до 7% ВВП, затем половина превышения тратится на инфраструктурные проекты. Впрочем, Минэкономразвития и глава Счетной палаты Сергей Степашин и раньше предлагали снизить планку. А независимые эксперты и вовсе не доверяют ни Резервному фонду, ни бюджетному правилу.

В бюджетном комитете Госдумы не исключили возможность пересмотра нормативной величины «подушки безопасности»

тестовый баннер под заглавное изображение

Если соответствующая поправка об изменении величины Резервного фонда будет вноситься, то ко второму чтению закона о бюджетном правиле. Оно может состояться и весной, не обязательно сейчас, осенью. По словам Андрея Макарова, большой срочности в принятии закона о бюджетном правиле именно сейчас в осеннюю сессию Госдумы нет.

«То, что правило нужно принимать, — да. Хотя я не считаю, что это вопрос актуальности сейчас стоит, что надо его принимать в эту сессию. Можем в эту сессию его принять, можем в январе. Но это уже важно как ограничитель для формирования следующего бюджета», — заявил депутат.

Первое чтение законопроекта о бюджетном правиле состоялось 6 июля. Согласно ему, в основу расходной части казны закладывается не прогнозная цена на нефть (в 2013-м это $97 за баррель), а средняя за предыдущие пять лет. Расходы пляшут от уровня $91 за баррель. Все, что свыше, — в Резервный фонд. Он будет наполняться, пока не достигнет 7% ВВП. И лишь затем средства будут идти на развитие инфраструктуры и в Фонд национального благосостояния в соотношении 50 на 50.

Против большой величины Резервного фонда всегда выступал глава Счетной палаты Сергей Степашин. По его словам, такой большой размер «подушки безопасности» может быть полезен лишь в случае кризиса. Но если кризиса не будет, а мы продолжим набивать Резервный фонд, то пострадает наша инфраструктура, которая уже сейчас нуждается в развитии. Главу Счетной палаты поддерживало и Минэкономразвития, когда предлагало установить эту планку на уровне 5% ВВП, но с ним не согласился Минфин.

Независимые эксперты надеяться на Резервный фонд в случае кризиса не советуют. По мнению заведующего сектором энергетической политики Института экономики РАН Владимира Волошина, во время кризиса 2008 года Резервный фонд не очень спас Россию. «Помогли фонды в 2008 году? Чуть помогли, но незначительно. Экономика наша просела больше других», — сообщил Волошин. Так что, как говорит аналитик, надеяться на «подушку безопасности» не стоит. В общем же экспертное сообщество не очень доверяет и бюджетному правилу. По его словам, в связи с принятием нового правила российский бюджет только следующие два года будет сбалансированным, а вот потом наступит дефицит.

Если планку опустить, например, до 5% ВВП в Резервный фонд, это позволит чуть мягче планировать расходы. Да и инфраструктурные проекты (дороги, мосты и т.д.) гражданам нужны. Казалось бы, предложению депутатов можно только радоваться: о народе заботятся. Но тут очень легко скатиться в популизм, что хорошо видно на примере Греции. Там политики кубышку не копили, раздавали все населению — результат налицо. Наличие Резервного фонда нужно не столько для балансирования бюджета, сколько для доверия к стране во времена кризиса. Если бы запасов не было, Россия не выбралась бы из кризиса 2009—2010 годов относительно плавно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру