Потребительская активность в особо опасных формах

«Черная пятница» в США кое-где становится красной от крови, пролитой в битвах за товар по бросовым ценам

2 декабря 2013 в 11:03, просмотров: 4473

Принято считать, что американский День благодарения (четвертый четверг ноября) – это мирное поедание индюшки и прочих традиционных блюд в кругу семьи. Собравшись за столом, люди нередко возносят благодарственную молитву, говорят о необходимости быть благодарными за то, что у нас есть...Однако на следующий день широкими массами населения овладевает стремление заполучить нечто такое, чего у нас еще нет, причем по очень низкой цене – желательно, чтобы она вообще была символической. Этот день называется в США «черной пятницей»: у предприятий розничной торговли баланс выходит из «красного» в «черное» – прорыв в прибыль происходит за счет бешеной потребительской активности американцев именно в этот день. Ее, эту активность, подогревают всеми возможными и невозможными средствами: какие-то магазины открываются в шесть-семь утра и работают до полуночи, некоторые вообще торгуют сутки напролет; первым десяти или двадцати покупателям дают вожделенную халяву – что-нибудь типа айпэда за 50 долларов или айфона за десятку.

Потребительская активность в особо опасных формах
фото: Сергей Иванов

Понятное дело, всегда находятся энтузиасты добычи, стойкие борцы за дармовщину, которые готовы провести всю ночь в палатке, спальном мешке или того хуже, чтобы ворваться в магазин в числе первых. Каждый год происходят связанные с этим эксцессы: то двери снесут с петель, то кого-то затопчут, то возникает драка из-за некоего объекта вожделения... Этот год не стал исключением.

В городке Ромеовилль, штат Иллинойс, магазинный вор, пытаясь убежать от полиции, прыгнул в машину и поволок за собой преследовавшего его стража порядка; его коллеге пришлось применить оружие – вор получил ранение в плечо и был арестован. (Ему будет предъявлено, в числе других, обвинение в использовании транспортного средства в качестве оружия).

В Лас-Вегасе, штат Невада, счастливый обладатель распродажного телевизора, купленного в магазине «Таргет», понес его домой – в близлежащий жилой комплекс. Но по пути на него налетели воры, пытавшиеся отнять агрегат. В схватке нападавшие применили оружие – владелец телевизора получил огнестрельное ранение в ногу.

В Гарфилде, штат Нью-Джерси, две женщины сцепились в магазине «Уолмарт» (это – самая большая торговая сеть в мире) из-за какой-то детской одежды, и одна из них плюнула на ребенка второй. В том же магазине покупатель-мужчина возбудился до такой степени, что, когда его попытался успокоить полицейский, он атаковал стража порядка, за что и был арестован.

Еще один «Уолмарт» в штате Вирджиния – точнее, прилегающая к нему парковка – стала местом битвы двух мужчин за парковочное место. Один ударил другого в лицо, другой нанес обидчику удар ножом, а потом и вовсе взялся за винтовку. Испуганный народ бросился кто куда...

Во Флориде, недалеко от Орландо, полиция обнаружила оставленного в машине без присмотра малолетнего ребенка. Его папаша увлекся шопингом и не спешил возвращаться к чаду. Когда родителя нашли полицейские, его отвезли прямиком в тюрьму.

В городе Уайт-Плейнс, недалеко от Нью-Йорка, магазин «Уолмарт» освободили от покупателей и продавцов в поисках якобы заложенной там бомбы. Через час сорок минут «Уолмарт» снова открылся.

В общем, страх и ужас. «Черная пятница» не в бухгалтерском смысле слова, а в переносном смысле. Причем покупки, за которые бьются смертным боем американские потребители, далеко не всегда оправдывают покупательский энтузиазм. Так, телевизоры с большим экраном, продаваемые за бесценок в этот день, чаще всего бывают не Sony, Panasonic или Sharp, а никому не известные, «левые» бренды, качество и надежность которых весьма сомнительны. Товары повышенного спроса – например, компьютеры, планшеты и смартфоны компании Apple – как правило, уценяются не более, чем на $50...

И все же «черная пятница» делает отнюдь не черное дело, реально помогая экономике: в этом году американцы (в количестве 97 млн. человек) купили за один этот день столько товара, что их покупки составили примерно 40% годового объема розничных продаж. Впереди – «киберпонедельник» (2 декабря), самый большой по обороту день онлайновой торговли. В прошлом году в этот день через интернет отоварились 129 млн. человек.

В этом году Национальная ассоциация ритейлеров США ожидает, что в ноябре-декабре («праздничный сезон») совокупный объем розничных продаж увеличится по сравнению с прошлым годом на 3,9% и составит $602 млрд. Для страны, ВВП которой на две трети держится на потребительском спросе, это – хорошие экономические новости.

Илья Бараникас, собкор «МК», Нью-Йорк



Партнеры