ВЛАДИЛЕН АРСЕНЬЕВ: ЗАТМЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

16 марта 2000 в 00:00, просмотров: 1361

— Телевидение — могильщик кино? — Нет. — Сериалы вытесняют с телеэкранов художественные фильмы? — Да. — "НТВ-кино", которое вы возглавляете, создано для производства сериалов? — Да. — Вы автор проекта "Криминальная Россия"? — Да. — Гордость "НТВ-кино" — сериал "Каменская"? — Да. — Это самый дорогой отечественный сериал — 15 серий по 100 тысяч долларов? — Да. — Вам нравится быть в жюри на кинофестивалях? — Да. — Владилен Арсеньев — академик Российской академии естественных наук? — Да. -Вас можно назвать кинопроизводителем? — Можно назвать производителем, но не киномагнатом, кинобизнесменом. Киномагнат у нас один — Гусинский. — А вы решаете только творческие задачи? — Мы ставим картины не только на деньги "Медиа-Моста". Собрав какие-то деньги на стороне, я более свободен в том, как сделать кино, чтобы оно было похоже на кино. Проблема телесериалов в том, что они смахивают на спектакли второго, третьего сорта. Появилось даже мнение, что во времена Брежнева народ спаивали дешевым портвейном, а теперь вместо портвейна — телесериалы. — Под дешевыми сериалами вы подразумеваете мексиканскую продукцию, "Ментов" или что-то другое? — Я скорее всего не про сериал "Менты", а про те сериалы, которые мы видим на РТР. Там снимают и показывают т.н. "Русскую серию". Располагая незначительным количеством денег, они хотят решить неподъемную задачу. Это противоречит законам художественного творчества. Это очень опасная игра. С точки зрения бизнеса это хорошо — поменьше денег потратил — потом их отыграл за пару показов. Но для кино это полная потеря. — Как вы делаете кино? — Я все-таки 17 лет занимался журналистикой, поэтому чрезвычайно бережно отношусь к слову. Для меня главное, чтобы была придумана история. Диалоги хорошо должны быть прописаны. — Какое отношение вы имеете к созданию "Ментов"? — "Менты" — это идея Скворцова и Корчагина, которые возглавляют канал ТНТ. Они стали над ней работать еще в свою бытность на канале РТР. Потом этим занимался очень хороший исполнительный продюсер Капица. Когда создавали ТНТ, вспомнили, что есть очень хороший проект "Улицы разбитых фонарей". Я посмотрел — он был нескладный. В каких-то местах вроде героя убили, а в другой серии он вдруг появляется живой и здоровый. Поскольку режиссеры в этих сериях разные, то были нескладушки определенные. Потом возникла проблема, как выкупить у РТР этот сериал. Но все закончилось хорошо, и "Менты" — премьерой — были показаны по ТНТ. Они оказались для нового канала тем гвоздем, на который можно вешать шляпу. — Но зачем потом этот сериал отдали для показа на ОРТ? Теперь К.Эрнст украл у них и идею, и актеров. — Это просто нерасторопность НТВ. По отношению к ТНТ было проявлено некоторое высокомерие. За суетой и потрясениями на НТВ не увидели сериал с удачно подобранными актерами. В этом плане, кстати, "Менты" мне нравятся намного больше, чем "Агент национальной безопасности". Считаю, что актер, который играет Николаева в "Агенте национальной безопасности", — ошибка. Я считаю, что он толстоват. Его герой не агент Джеймс Бонд. Здесь ирония, а иронию надо соблюдать до конца, это игра. Когда он улыбается, хороший парень, хороший актер, но, видимо, не для этого фильма. — А мне нравится актер Пореченков. — Ну вот это и есть отражение того спора, который существует вокруг довольно приличной картины "Агент национальной безопасности". Она, как и "Менты", принадлежит к сериалу недорогого класса. Их снимают в Питере, где удобная база и много актеров. У "НТВ-кино" задача делать сериалы побогаче, поразнообразнее. Мы готовим, например, русский вариант "Скорой помощи". В конце года уже пойдут первые серии. Другой сериал тоже с новым героем. Он о дальнобойщиках. Впервые в сериале будет показана вся Россия. Не только Санкт-Петербург и Москва, но и Ростов, Архангельск, Урал. Разные приключения, в которые попадают дальнобойщики, сами говорят о нашей России. Она и оборванная, и обворованная. Но люди несгибаемые, оптимизма нам хватает. Героев для еще одного сериала мы ищем, допустим, на Северном Кавказе, среди разведчиков чеченской войны... — В чем секрет успеха кинопоказа на НТВ? В этом ваша заслуга? Как удалось НТВ при создании сразу "взять быка за рога"? — Я могу рассказать совершенно удивительную историю о том, кто и как помогал нам подбирать первые сериалы для НТВ. Когда в первый раз вместе с Игорем Малашенко мы приехали в Нью-Йорк по делам НТВ, я быстро понял, что кино я знаю действительно неплохо, а вот сериалы — нет. И никто в России, в Москве сериалов не знал. И тут я вспомнил одного парня. Он мне как-то рассказывал, что в Нью-Йорке есть один знаток — Саша Гофман, который ну все сериалы знает. Как найти Сашу Гофмана? Выхожу из гостиницы, сел в такси, смотрю водитель — Рабинович. Давай, на Брайтон-Бич поехали, Сашу Гофмана знаешь? Он говорит: да нет, только слышал. Я нашел этого Сашу Гофмана, это отдельное приключение. Пришел к нему в дом. Саша Гофман жил хорошо. Он держал маленькую компанию по прокату лимузинов. Оказалось, что он смотрел эти сериалы как маньяк. У него телевизор принимал то ли 99 то ли 109 каналов. Причем он за это ничего не платил, а подключался при помощи каких-то жучков, пробочек и т.п. Он произвел впечатление очень интеллигентного, но сдвинутого на сериалах человека. Я предложил ему сходить вместе со мной в Эй-би-си и посмотреть сериалы. И он меня проконсультировал очень просто — смотрел название и говорил на русском языке: "Ну это не надо, это говно, это тоже говно". Американцы не понимали: "Да, йес, сэр..." и тут же другую кассету давали. Вот так он отбирал сериалы и, конечно, выбрал самые хорошие, на вкус нашего зрителя. Помните? "Тот, кто звонит в полночь" — про журналиста ночного радио. Рейтинг был приличный. Это позволило сразу с пол-оборота задать НТВ определенную планку не только в кино. — В прошлом году вы уже сами пытались сделать "чистую" мыльную оперу? — Да, у нас был такой эксперимент. Хотели сделать мыльную оперу по американским правилам, работали с известной компанией, продвигающей на нашем рынке мыло, шампунь и пр., с американскими специалистами по сериалам... — Что значит "по американским правилам"? — Есть правила, они были разработаны в Америке в свое время. У нас до сих пор нет мыльных опер в чистом классическом смысле. Мыльная опера — это сериал, который может идти 40 лет. Все события, как правило, происходят на одной улице, в одном магазинчике. Соседи обсуждают новости, свое правительство, какие-то другие события. И так все идет бесконечно. Вот это есть мыльная опера. А то, что мы видим на нашем экране, называется вообще-то теленовеллой. Это конкретный жанр, ты можешь, ты должен войти в сюжет первой серии, но ты должен и выйти из него в какой-то серии. Мыльная опера не имеет конца. В нашем случае местом действия было отделение милиции. Правда, с мыльной оперой в конце концов ничего не получилось. Нас не устроили условия. Вместо этого мы делаем правильную теленовеллу, осталось снять еще 100 серий. — Зачем так много? — "Медиа-Мост" поставил задачу, чтобы к 2001 году компания "НТВ-кино", компания "Кино-Мост" и ТНТ произвели 200 часов сериалов. — Почему вы снимали "Каменскую" в Белоруссии? — "Мосфильм" простаивает, студия им. Горького тоже. Не простаивает только студия "Беларусьфильм". И "Каменскую" мы снимали там. И сейчас может быть еще продолжение. На "Беларусьфильме" расценки дешевые. Там все недорого. Зарплата директора "Беларусьфильма" — 27 долларов в месяц. — Вас можно назвать губителем отечественного кино. Сначала закупали западное и показывали по НТВ — теперь за сериалы принялись. — Ну нет, я так не считаю. За первые три года, когда я отвечал за кино на НТВ, мы показали 120 отечественных картин, больше, чем все каналы, в том числе ОРТ, вместе взятые. У нас были премьеры всех приличных отечественных картин, которые выходили в то время. Но качественное зарубежное кино такое мощное, что оно затмевает наше отечественное.





Партнеры