Урок на всю жизнь

1 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 254

Cегодня 1 сентября. Полтора миллиона москвичей сядут за парты. Весь год учителя будут их мучить вопросами. В канун нового учебного года мы дали возможность нашим читателям “призвать к ответу” главную столичную учительницу — руководителя Департамента образования Москвы Любовь Петровну Кезину.

ЕГЭ: два пишем, три в уме

С нового учебного года в столице вводится Единый госэкзамен. Родители встревожены не на шутку: а вдруг именно их чадо не осилит “западный вариант” итоговых тестов?


— Любовь Петровна, здравствуйте! Я собираюсь перевести ребенка в школу-экстернат, и вдруг услышала, что все экстернаты попадают под Единый госэкзамен.

— Неверно. В Москве всего пять округов будут сдавать ЕГЭ: Западный округ, Южный, Юго-Западный, Восточный и Северо-Восточный. А перейти на экстернат может ученик любой московской школы.

— А по какому принципу выбирались эти пять округов?

— Это сильные округа в образовательном плане.


— Все школы Южного округа будут сдавать ЕГЭ?

— Да. А вас пугает что-нибудь?

— Пугает. Я слышала, что в этом году много выпускников завалили ЕГЭ. Что с ними будет?

— ЕГЭ можно пересдать через год. Но я хочу вас успокоить: если ученик в году имел по математике “3” или “4”, а ЕГЭ написал на “2”, то ему выставляется оценка “3”. И следующий момент: ЕГЭ дает возможность очень спокойно написать работы, состоящие из трех частей. Первая часть: когда, к примеру, по математике дается вопрос и четыре варианта ответа, надо выбрать один правильный. И за это уже ставится тройка. Вторая часть этого задания: когда предлагают написать формулу или термин, и за это оценка увеличивается до четверки. А третья часть — полностью творческая. Дается, скажем, по математике 13 заданий, и, если ученик их выполняет, он получает “5”. Поэтому сдавать ЕГЭ несложно, тем более в московских школах, где обучение идет хорошо.


— Дима из Йошкар-Олы беспокоит. Почему ЕГЭ обкатывали в регионах, а не в Москве? Не кажется ли вам, что это неэтично?

— Не кажется. Москва никогда необдуманно ни в какие эксперименты не вступает. Поэтому мы сначала изучили результаты ЕГЭ в регионах, разослали в пять регионов свои рабочие группы, состоящие из методистов, директоров школ. Я сама выезжала в Псковскую область.


— Как будут поступать в вузы те, кто сдает ЕГЭ, и те, кто не сдает?

— Вместе с Министерством образования мы определим ряд вузов и около ста специальностей, на которые ребята с ЕГЭ-свидетельствами будут поступать без экзаменов. Остальные — на общих основаниях. Ребята, сдавшие ЕГЭ, но выбравшие вузы, которые ЕГЭ-сертификаты не принимают, также будут поступать на общих условиях.

— А список этих вузов есть?

— Перечень вузов мы обнародуем весной.


— Алле! Дети, которые не сдают ЕГЭ, будут поступать в вузы как обычно, правильно? А те, кто сдает, просто принесут свои ЕГЭ-сертификаты, и уже на их основании будет конкурс, правильно?

— Правильно.

— Угу... А если придут одинаково сдавшие ЕГЭ?

— Тогда будут смотреть, как абитуриенты учились в течение года.

— Но вы же понимаете, что успеваемость в течение года — необъективная мерка. Тройка в одной школе — не то же самое, что тройка в другой, правильно?

— Поэтому и вводится ЕГЭ.



Бабушки и дедушки, несите ваши денежки!

1800 жалоб поступило в этом году в Департамент образования на директоров школ, которые вымогают деньги у родителей.


— Вас беспокоит дедушка ученика 4-го класса школы 1015. Хочу пожаловаться: в конце учебного года учительница объявила, что мы должны сдать по 500 рублей ей на отпуск.

— Напишите заявление на мое имя, я вам гарантирую, что ваша фамилия нигде не будет фигурировать. Дам задание Контрольно-ревизионному управлению все проверить.


— После моего обращения к вам по поводу поборов в школе №1130 администрация потратила массу времени на вычисление автора. Теперь я испытываю негативное к себе отношение, в том числе нежелание видеть меня на родительском собрании, потому что я бабушка. Я боюсь, что это отразится и на моем внуке.

— Во-первых, вы сделали все абсолютно правильно. Когда я начинаю бороться, я тоже борюсь с открытым забралом, никого не боюсь. Поэтому вам надо спокойно к этому отнестись. Как бабушка вы имеете полное право на воспитание своего внука, имеете полное право ходить на родительские собрания.


— Это звонит родительница Наталья Вячеславовна. Наш ребенок идет в 1-й класс школы №1209. Мы в шоке: кабинет сделали прямо в коридоре, на этот кабинет нужно внести по 200 долларов и по две тысячи рублей.

— Зачем?

— Сказали, что на перегородки...

— Мы проверим.


— Меня зовут Марина. Любовь Петровна, школы становятся все более коррумпированными...

— Да кто же вам это сказал?!

— Но ребенка невозможно устроить в школу без взятки...

— Таких директоров я наказываю.

— Но попадаются единицы. А берут почти все.

— Называйте школу и фамилию директора.


— Я мама троих детей. Один идет в 1-й класс, второй в 5-й, третий в 11-й. Директор сказал, что с этого года я обязана сдавать деньги на охрану — мол, это ваш приказ. Я не верю! Да и нет у меня таких денег!

— В связи с терактами охрана в школе будет обязательной. И родители должны платить за нее. Если вы не в состоянии заплатить, то попечительский совет школы должен принять решение освободить вас от уплаты.

— Но у нас нет попечительского совета.

— Возможно, что в вашей школе это называется родительским комитетом. Мы пытаемся возродить систему попечительских советов, куда могут входить не только родители, но и бывшие выпускники школы. В некоторых школах попечительские советы уже созданы, а нет их там, где слабые директора, которые боятся допускать до управления школьными делами родителей. Или там, где директора сильные — они считают, что и сами смогут справиться со всеми проблемами. Но лично я выступаю за государственно-общественное управление школами.



Любовь Петровна, помогите!

Многие наши читатели буквально рыдали в трубку. Умоляли Любовь Петровну Кезину помочь.


— Мы прописаны в Новосибирске, но живем в Москве. И нашего ребенка не берут в школу без регистрации по месту жительства.

— Я вам гарантирую, что ребенка вашего примут в школу, но регистрация как законопослушному гражданину вам необходима.


— Мой ребенок весь второй класс учился во вторую смену. Сейчас он идет в третий и тоже во вторую смену. Разве так можно?

— В первую смену обязаны учиться ученики 1—2-х классов, 9-х, 10-х, 11-х классов. Все остальные могут учиться во вторую.


— У меня ребенок учится в коррекционной школе. И там не хватает учебников.

— Что-то новое. У нас нет проблем с учебниками. Назовите номер школы, мы разберемся.


— Мой ребенок учится в начальной школе, в классе 36 учеников! Существуют ли нормы наполняемости?

— 25 человек.


— Я бабушка, Коломаева Нина Павловна. Моя внучка пойдет во 2-й класс школы №1065. В прошлом году там температура зимой была всего одиннадцать градусов. Первоклашки сидели в варежках. И в этом году нам сказали: надо закупать обогреватели.

— Нина Павловна, ближе к зиме мы эту школу проверим специально.


— У меня внук во Дворце пионеров им. Гайдара плаванием занимался, а потом мы в “МК” прочитали, что там какой-то бордель. Директора сняли. Мы, честно говоря, обрадовались. И вот я снова вижу, как директорша идет по коридору Дворца! Уж уволили — и слава богу, зачем возвращать?!

— Она пришла в департамент, принесла бумаги из Гильдии адвокатов с печатями, что против нее не возбуждено никакого уголовного дела, и начала уверять, что имеет все основания оставаться на своей должности. Позиция департамента — она там работать не должна! Сейчас в ваше окружное управление пришел новый начальник, он ее уволит.



Год подопытного кролика

485 образовательных учреждений Москвы принимают участие в различных экспериментах. Министерство образования и вовсе объявило весь следующий год экспериментальным.


— Это Аня. Какие профессии будут давать профильные школы?

— Никакие. Эти школы дадут возможность старшеклассникам более глубоко изучать те предметы, которые пригодятся ребятам при поступлении в выбранный вуз. Профильные школы будут разные: естественно-научные, гуманитарные, художественные, технологические.


— Меня зовут Лена, я учусь в 11-м классе. Газеты пишут: министерство пытается копировать западную систему образования. Что вы об этом думаете?

— Россия не входит в образовательное пространство Европы, поэтому аттестаты наших выпускников не признает ни одна страна, надо, наверное, подтягиваться до уровня. Министерство образования, на мой взгляд, сделало правильно. Другое дело — как ввести 12-летку? Для этого сейчас идет эксперимент, который закончится в 2007 году.


— Иван Иванович. Услышали про школу полного дня, но до конца не поняли, что это такое. Продленка?

— Группы продленного дня себя не оправдали. Дети в основном занимались на продленке выполнением домашнего задания. В школе полного дня ребята будут находиться с 8.00 до 18.30. Исключительно по желанию родителей. В первой половине дня — уроки, во второй — обед, прогулка, самоподготовка и различные секции, кружки, студии, экскурсии.


— Я мама пятиклассника, Марина. Любовь Петровна, я слышала, что вы разрешили выполнять домашнее задание на компьютере...

— Не всем дано красиво писать, я как бывший учитель начальных классов хорошо это понимаю, некоторых просто невозможно научить. Хотя есть такое наблюдение: чем хуже почерк, тем талантливее человек.


— Добрый день. Мы, родители учеников 6-го класса, узнали, что по новым правилам школы, в которых больше трех этажей, должны закрываться. Наша пятиэтажная закроется?

— Эти нормы не подходят для мегаполисов. В Москве около 70 процентов школ 4—5-этажные. Если, как рекомендовано, ученики будут посещать верхние этажи лишь иногда, то резко возрастет количество учеников, обучающихся во вторую смену. Мы на это не пойдем.



Дядя Федор на проводе

Удивительная вещь: если родителей интересуют чаще конкретные проблемы, то сами дети не зацикливаются на мелочах. Новое поколение мыслит глобально.


— Здравствуйте, меня зовут Мария, я учусь в 10-м классе. Я постоянно читаю “МК” и обратила внимание, что в международных олимпиадах почему-то побеждают...

— ...не москвичи.

— Да. Может, столичное образование становится хуже?

— На городском педсовете я как раз критиковала учителей за то, что не поощряют участие своих учеников в олимпиадах. Я считаю это неправильным. А уровень образования в Москве очень высокий. В этом году 14 тысяч выпускников наградили похвальными грамотами за успехи в различных предметах, 3300 ребят получили аттестат с пятерками, но без медалей, 5 тысяч — золотые и серебряные медалисты. Каждый четвертый московский ученик закончил год без троек.


— Любовь Петровна, с вами говорит Федор, девятиклассник.

— Очень приятно, Федор.

— Почему за границей каникулы маленькие, а у нас такие большие? По-моему, это плохо. Человек привыкает отдыхать, и ему потом трудно учиться.

— Уже два года мы проводим в Москве эксперимент по рационализации учебного времени. В нескольких школах увеличены осенние и весенние каникулы и сокращены летние. Но когда мы провели опрос, и ученики, и родители были против нововведений.

— Ага. Еще вопрос. Может ли учитель влиять на ученика при выборе им выпускного экзамена? У нас учительница хочет, чтобы мы все сдавали литературу.

— У нас есть федеральные экзамены (литература, русский язык и математика), остальные — по выбору ученика.

— И еще вопрос. Я учусь в школе-интернате №58. У меня очень много кружков, но директор не отпускает нас раньше восьми вечера!

— Может, ты доверием у него не пользуешься?

— Он всем так говорит.

— Должен отпускать. Я думаю, что ты хорошо учишься, да?

— Да.

— Если директор не будет тебя отпускать, придешь ко мне в Департамент образования, и я тебе помогу.

Лимит времени, отведенный на “прямую линию” с читателями, давным-давно истек, а Любовь Петровна все продолжала поднимать трубку. “Отключите телефон, — наконец попросила она. — Я же не уйду, пока будут раздаваться звонки... Нет, погодите, последний!”


— Алло! Я учитель с 50-летним стажем, Зинаида Алексеевна. Мы с вами встречались. Помните, в 80-х годах Фрунзенский район выходил на эксперимент по УПК? Хочу пожелать вам здоровья и добра. Я столько лет пыталась вам дозвониться!

— И благодаря “МК” дозвонились. Спасибо!







Партнеры