Cегодня 1 сентября. Полтора миллиона москвичей сядут за парты. Весь год учителя будут их мучить вопросами. В канун нового учебного года мы дали возможность нашим читателям “призвать к ответу” главную столичную учительницу — руководителя Департамента образования Москвы Любовь Петровну Кезину.
ЕГЭ: два пишем, три в уме
С нового учебного года в столице вводится Единый госэкзамен. Родители встревожены не на шутку: а вдруг именно их чадо не осилит “западный вариант” итоговых тестов?
— Любовь Петровна, здравствуйте! Я собираюсь перевести ребенка в школу-экстернат, и вдруг услышала, что все экстернаты попадают под Единый госэкзамен.
— Неверно. В Москве всего пять округов будут сдавать ЕГЭ: Западный округ, Южный, Юго-Западный, Восточный и Северо-Восточный. А перейти на экстернат может ученик любой московской школы.
— А по какому принципу выбирались эти пять округов?
— Это сильные округа в образовательном плане.
— Все школы Южного округа будут сдавать ЕГЭ?
— Да. А вас пугает что-нибудь?
— Пугает. Я слышала, что в этом году много выпускников завалили ЕГЭ. Что с ними будет?
— ЕГЭ можно пересдать через год. Но я хочу вас успокоить: если ученик в году имел по математике “3” или “4”, а ЕГЭ написал на “2”, то ему выставляется оценка “3”. И следующий момент: ЕГЭ дает возможность очень спокойно написать работы, состоящие из трех частей. Первая часть: когда, к примеру, по математике дается вопрос и четыре варианта ответа, надо выбрать один правильный. И за это уже ставится тройка. Вторая часть этого задания: когда предлагают написать формулу или термин, и за это оценка увеличивается до четверки. А третья часть — полностью творческая. Дается, скажем, по математике 13 заданий, и, если ученик их выполняет, он получает “5”. Поэтому сдавать ЕГЭ несложно, тем более в московских школах, где обучение идет хорошо.
— Дима из Йошкар-Олы беспокоит. Почему ЕГЭ обкатывали в регионах, а не в Москве? Не кажется ли вам, что это неэтично?
— Не кажется. Москва никогда необдуманно ни в какие эксперименты не вступает. Поэтому мы сначала изучили результаты ЕГЭ в регионах, разослали в пять регионов свои рабочие группы, состоящие из методистов, директоров школ. Я сама выезжала в Псковскую область.
— Как будут поступать в вузы те, кто сдает ЕГЭ, и те, кто не сдает?
— Вместе с Министерством образования мы определим ряд вузов и около ста специальностей, на которые ребята с ЕГЭ-свидетельствами будут поступать без экзаменов. Остальные — на общих основаниях. Ребята, сдавшие ЕГЭ, но выбравшие вузы, которые ЕГЭ-сертификаты не принимают, также будут поступать на общих условиях.
— А список этих вузов есть?
— Перечень вузов мы обнародуем весной.
— Алле! Дети, которые не сдают ЕГЭ, будут поступать в вузы как обычно, правильно? А те, кто сдает, просто принесут свои ЕГЭ-сертификаты, и уже на их основании будет конкурс, правильно?
— Правильно.
— Угу... А если придут одинаково сдавшие ЕГЭ?
— Тогда будут смотреть, как абитуриенты учились в течение года.
— Но вы же понимаете, что успеваемость в течение года — необъективная мерка. Тройка в одной школе — не то же самое, что тройка в другой, правильно?
— Поэтому и вводится ЕГЭ.
Бабушки и дедушки, несите ваши денежки!
1800 жалоб поступило в этом году в Департамент образования на директоров школ, которые вымогают деньги у родителей.
— Вас беспокоит дедушка ученика 4-го класса школы 1015. Хочу пожаловаться: в конце учебного года учительница объявила, что мы должны сдать по 500 рублей ей на отпуск.
— Напишите заявление на мое имя, я вам гарантирую, что ваша фамилия нигде не будет фигурировать. Дам задание Контрольно-ревизионному управлению все проверить.
— После моего обращения к вам по поводу поборов в школе №1130 администрация потратила массу времени на вычисление автора. Теперь я испытываю негативное к себе отношение, в том числе нежелание видеть меня на родительском собрании, потому что я бабушка. Я боюсь, что это отразится и на моем внуке.
— Во-первых, вы сделали все абсолютно правильно. Когда я начинаю бороться, я тоже борюсь с открытым забралом, никого не боюсь. Поэтому вам надо спокойно к этому отнестись. Как бабушка вы имеете полное право на воспитание своего внука, имеете полное право ходить на родительские собрания.
— Это звонит родительница Наталья Вячеславовна. Наш ребенок идет в 1-й класс школы №1209. Мы в шоке: кабинет сделали прямо в коридоре, на этот кабинет нужно внести по 200 долларов и по две тысячи рублей.
— Зачем?
— Сказали, что на перегородки...
— Мы проверим.
— Меня зовут Марина. Любовь Петровна, школы становятся все более коррумпированными...
— Да кто же вам это сказал?!
— Но ребенка невозможно устроить в школу без взятки...
— Таких директоров я наказываю.
— Но попадаются единицы. А берут почти все.
— Называйте школу и фамилию директора.
— Я мама троих детей. Один идет в 1-й класс, второй в 5-й, третий в 11-й. Директор сказал, что с этого года я обязана сдавать деньги на охрану — мол, это ваш приказ. Я не верю! Да и нет у меня таких денег!
— В связи с терактами охрана в школе будет обязательной. И родители должны платить за нее. Если вы не в состоянии заплатить, то попечительский совет школы должен принять решение освободить вас от уплаты.
— Но у нас нет попечительского совета.
— Возможно, что в вашей школе это называется родительским комитетом. Мы пытаемся возродить систему попечительских советов, куда могут входить не только родители, но и бывшие выпускники школы. В некоторых школах попечительские советы уже созданы, а нет их там, где слабые директора, которые боятся допускать до управления школьными делами родителей. Или там, где директора сильные — они считают, что и сами смогут справиться со всеми проблемами. Но лично я выступаю за государственно-общественное управление школами.
Любовь Петровна, помогите!
Многие наши читатели буквально рыдали в трубку. Умоляли Любовь Петровну Кезину помочь.
— Мы прописаны в Новосибирске, но живем в Москве. И нашего ребенка не берут в школу без регистрации по месту жительства.
— Я вам гарантирую, что ребенка вашего примут в школу, но регистрация как законопослушному гражданину вам необходима.
— Мой ребенок весь второй класс учился во вторую смену. Сейчас он идет в третий и тоже во вторую смену. Разве так можно?
— В первую смену обязаны учиться ученики 1—2-х классов, 9-х, 10-х, 11-х классов. Все остальные могут учиться во вторую.
— У меня ребенок учится в коррекционной школе. И там не хватает учебников.
— Что-то новое. У нас нет проблем с учебниками. Назовите номер школы, мы разберемся.
— Мой ребенок учится в начальной школе, в классе 36 учеников! Существуют ли нормы наполняемости?
— 25 человек.
— Я бабушка, Коломаева Нина Павловна. Моя внучка пойдет во 2-й класс школы №1065. В прошлом году там температура зимой была всего одиннадцать градусов. Первоклашки сидели в варежках. И в этом году нам сказали: надо закупать обогреватели.
— Нина Павловна, ближе к зиме мы эту школу проверим специально.
— У меня внук во Дворце пионеров им. Гайдара плаванием занимался, а потом мы в “МК” прочитали, что там какой-то бордель. Директора сняли. Мы, честно говоря, обрадовались. И вот я снова вижу, как директорша идет по коридору Дворца! Уж уволили — и слава богу, зачем возвращать?!
— Она пришла в департамент, принесла бумаги из Гильдии адвокатов с печатями, что против нее не возбуждено никакого уголовного дела, и начала уверять, что имеет все основания оставаться на своей должности. Позиция департамента — она там работать не должна! Сейчас в ваше окружное управление пришел новый начальник, он ее уволит.
Год подопытного кролика
485 образовательных учреждений Москвы принимают участие в различных экспериментах. Министерство образования и вовсе объявило весь следующий год экспериментальным.
— Это Аня. Какие профессии будут давать профильные школы?
— Никакие. Эти школы дадут возможность старшеклассникам более глубоко изучать те предметы, которые пригодятся ребятам при поступлении в выбранный вуз. Профильные школы будут разные: естественно-научные, гуманитарные, художественные, технологические.
— Меня зовут Лена, я учусь в 11-м классе. Газеты пишут: министерство пытается копировать западную систему образования. Что вы об этом думаете?
— Россия не входит в образовательное пространство Европы, поэтому аттестаты наших выпускников не признает ни одна страна, надо, наверное, подтягиваться до уровня. Министерство образования, на мой взгляд, сделало правильно. Другое дело — как ввести 12-летку? Для этого сейчас идет эксперимент, который закончится в 2007 году.
— Иван Иванович. Услышали про школу полного дня, но до конца не поняли, что это такое. Продленка?
— Группы продленного дня себя не оправдали. Дети в основном занимались на продленке выполнением домашнего задания. В школе полного дня ребята будут находиться с 8.00 до 18.30. Исключительно по желанию родителей. В первой половине дня — уроки, во второй — обед, прогулка, самоподготовка и различные секции, кружки, студии, экскурсии.
— Я мама пятиклассника, Марина. Любовь Петровна, я слышала, что вы разрешили выполнять домашнее задание на компьютере...
— Не всем дано красиво писать, я как бывший учитель начальных классов хорошо это понимаю, некоторых просто невозможно научить. Хотя есть такое наблюдение: чем хуже почерк, тем талантливее человек.
— Добрый день. Мы, родители учеников 6-го класса, узнали, что по новым правилам школы, в которых больше трех этажей, должны закрываться. Наша пятиэтажная закроется?
— Эти нормы не подходят для мегаполисов. В Москве около 70 процентов школ 4—5-этажные. Если, как рекомендовано, ученики будут посещать верхние этажи лишь иногда, то резко возрастет количество учеников, обучающихся во вторую смену. Мы на это не пойдем.
Дядя Федор на проводе
Удивительная вещь: если родителей интересуют чаще конкретные проблемы, то сами дети не зацикливаются на мелочах. Новое поколение мыслит глобально.
— Здравствуйте, меня зовут Мария, я учусь в 10-м классе. Я постоянно читаю “МК” и обратила внимание, что в международных олимпиадах почему-то побеждают...
— ...не москвичи.
— Да. Может, столичное образование становится хуже?
— На городском педсовете я как раз критиковала учителей за то, что не поощряют участие своих учеников в олимпиадах. Я считаю это неправильным. А уровень образования в Москве очень высокий. В этом году 14 тысяч выпускников наградили похвальными грамотами за успехи в различных предметах, 3300 ребят получили аттестат с пятерками, но без медалей, 5 тысяч — золотые и серебряные медалисты. Каждый четвертый московский ученик закончил год без троек.
— Любовь Петровна, с вами говорит Федор, девятиклассник.
— Очень приятно, Федор.
— Почему за границей каникулы маленькие, а у нас такие большие? По-моему, это плохо. Человек привыкает отдыхать, и ему потом трудно учиться.
— Уже два года мы проводим в Москве эксперимент по рационализации учебного времени. В нескольких школах увеличены осенние и весенние каникулы и сокращены летние. Но когда мы провели опрос, и ученики, и родители были против нововведений.
— Ага. Еще вопрос. Может ли учитель влиять на ученика при выборе им выпускного экзамена? У нас учительница хочет, чтобы мы все сдавали литературу.
— У нас есть федеральные экзамены (литература, русский язык и математика), остальные — по выбору ученика.
— И еще вопрос. Я учусь в школе-интернате №58. У меня очень много кружков, но директор не отпускает нас раньше восьми вечера!
— Может, ты доверием у него не пользуешься?
— Он всем так говорит.
— Должен отпускать. Я думаю, что ты хорошо учишься, да?
— Да.
— Если директор не будет тебя отпускать, придешь ко мне в Департамент образования, и я тебе помогу.
Лимит времени, отведенный на “прямую линию” с читателями, давным-давно истек, а Любовь Петровна все продолжала поднимать трубку. “Отключите телефон, — наконец попросила она. — Я же не уйду, пока будут раздаваться звонки... Нет, погодите, последний!”
— Алло! Я учитель с 50-летним стажем, Зинаида Алексеевна. Мы с вами встречались. Помните, в 80-х годах Фрунзенский район выходил на эксперимент по УПК? Хочу пожелать вам здоровья и добра. Я столько лет пыталась вам дозвониться!
— И благодаря “МК” дозвонились. Спасибо!