Вечный бульдозер

15 сентября 1974 года навсегда останется самой черной датой в истории нашего изобразительного искусства. Тогда власти впервые открыто уничтожили произведения художников, творчество которых не вписывалось в официоз. В историю эта альтернативная выставка вошла как “бульдозерная”.


Осеннее утро. Холодно, моросит мерзкий дождь. Два десятка художников-нонконформистов по призыву Александра Глезера и Оскара Рабина привезли свои картины на пустырь в окраинном тогда районе Беляево. Извещены были только свои: друзья художников, посетители популярных “квартирных выставок” и несколько западных журналистов, которые покупали у художников картины. По воспоминаниям очевидцев, тогда на пустыре собралось не больше 50 человек. Художники, среди которых были Немухин, Комар и Меламид, Кропивницкие, Дробицкий и т.д., расставляли свои произведения на раскисшей от дождя земле. Однако закончить им не дали. На пустыре неожиданно появилось около 50 “озеленителей” в одинаковых плащах, несколько машин с саженцами и бульдозеры. Когда художники отказались убрать свои работы, бульдозеры начали давить картины. Протестующих хватали, били, сажали в “воронки” и поливали водой. То, что оставалось от картин, сваливали в кучу и поджигали.

Скандал получился оглушительным. Спустя всего несколько часов “Голос Америки” передал сенсационную новость, а уже на следующий день западные газеты вышли с передовицами, где фотографии с “бульдозерной выставки” соседствовали с кадрами поджога фашистами Рейхстага. Аналогии напрашивались сами собой.

Советские власти испугались. Через две недели они позволили неофициальным художникам устроить выставку в Измайлове, но исправить впечатление уже не могли — через несколько лет большинство участников тогдашней выставки уехали на Запад.


Один из немногих, кто остался в России, — Эдуард Дробицкий, президент Международной федерации художников и вице-президент Академии художеств:

— Мы действовали не как пираты. Сначала официально попросили у властей помещение под выставку. Нам не дали. И тогда поехали на пустырь.

— А страшно было?

— А вы как сами-то думаете? Все радиостанции мира передали: то, что делал Гитлер — сжигал в начале войны все прогрессивное, — произошло сегодня в России. Так наша коммунистическая партия попала в ловушку, потому что глупости такой еще никто не видел: против мирных людей запустить бульдозеры. Сегодня эти художники висят во всех музеях мира. Висят именно те, кто начинал с этой “бульдозерной выставки”. Вот я перед вами сижу — уже академик.

— Вы общаетесь сейчас с художниками, которые участвовали в этой выставке?

— Со всеми.

— А кто-то оказался забытым?

— Нет, все художники состоялись, просто уже многие поумирали. Из этих 20 художников осталось сейчас человек восемь: Олег Целков, Владимир Немухин, Мастеркова Лидия, Савельев, Рабин, Кропивницкая... Человек восемь тех, которые являются свидетелями этой выставки. Рабин и его жена Кропивницкая живут в Париже. Их просто выкинули в свое время. Немухин — тоже за границей. Это все люди, которые состоялись. И на сегодняшний день “бульдозерная выставка” — это уже событие в культуре.


К 30-летию “бульдозерной выставки” приурочены сразу несколько мероприятий:

• выставка Константина Батынкова “Бульдозеры” в Крокин-галерее на Большой Полянке, 15;

• художники-шестидесятники в Музее современного искусства на Петровке;

• на Зоологической, 13, Центр современного искусства представляет фотоархив “бульдозерной”, новое здание центра и макет будущего памятника легендарному событию — бульдозерный нож;

• выставочный зал Международной федерации художников (Гоголевский б-р, 10) — “Бульдозерная выставка. 30 лет спустя”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру