Скромный мальчик

тестовый баннер под заглавное изображение

Барышников, Нуреев, Годунов... Ирек Мухамедов стал последним “советским перебежчиком” из когорты звезд балета, кто покинул СССР.

Он уехал тайно. Неожиданно. Даже для самых близких друзей. В Москве он оставил жену, балерину Большого театра Людмилу Кудрявцеву.

Мало кто знает, что своим отъездом он поломал судьбу не только ей, но и себе: Мухамедов в России до сих пор слывет легендарным танцовщиком, который сделал успешную карьеру на Западе. Однако Людмила считает иначе...


Рыжеволосая Людмила сидит за большим круглым столом в гостиной и перебирает пачки фотографий: вот она на гастролях в Лондоне, вот обнимается с Григоровичем, а вот юная, семнадцатилетняя Люда — у балетного станка.

— Я была невероятно упертая и невероятно настойчивая. Еще за полгода до выпуска в Пермском балетном училище поехала в Москву искать работу. Я была абсолютно уверена, что меня куда-нибудь возьмут. Абсолютно! И попала в театр “Московский классический балет” — тогдашний руководитель, Жданов, взял меня на ведущее положение. Что и говорить, я считалась очень перспективной. Ах, какая я была счастливая! Но как только вернулась домой, меня вызвал директор училища и сказал: “Не поедешь в Москву — мы тебя сосватали в Свердловск”. Какой Свердловск?! Я не хотела никуда — только в Москву. Поэтому не подписала никаких бумаг и осталась без распределения. Зачем? Ведь меня взял к себе Жданов!

На дворе был 75-й год: в “Московском классическом балете” поменялось руководство — на место Жданова пришли Касаткина и Василев. Вот и получилось, что после выпуска я оказалась никому не нужна. Что было делать? Пошла в Пермский академический театр оперы и балеты, объяснила ситуацию: мол, должна была ехать в Москву, к Жданову, а оказалась у разбитого корыта. Меня взяли на самую низкую ставку. И два года я отработала в Перми. А потом в наш город на гастроли приехали Касаткина и Василев. Мне показалось, что в этом есть какой-то знак судьбы. Нашла их, объяснила ситуацию, доказала, что могу намного больше, чем делаю. Так и попала в Москву. А тут как раз после Московского хореографического училища к нам в театр пришел Ирек Мухамедов.

— Он за вами красиво ухаживал?

— Он не знал, что это такое — ухаживать. Он был скромный мальчик из Казани. У нас все складывалось постепенно, в процессе работы: работали, встречались, стали вместе жить, а потом подали заявление в загс.

— С чего начался взлет Ирека?

— С Московского международного конкурса артистов балета. Как раз в это время в театре намечалась поездка в Бразилию. Мухамедов мне сказал: “Не пойду на конкурс, полечу с тобой в Бразилию”. Я тогда сильно возмутилась: мол, какая Бразилия, ты с ума сошел?! Это сейчас можно запросто подать заявку на участие в любом конкурсе, а тогда танцоров отбирало, утверждало и посылало руководство.

— Почему он не хотел идти на конкурс?

— Потому что он о карьере никогда не думал! Работал себе и работал, о Большом театре и не мечтал. Хороший был парень, отличный партнер и совсем не карьерист.

А на конкурсе он Гран-при взял. Когда я узнала о его победе, подумала: ну все, никогда мы не поженимся. И точно — прилетаю в Москву и слышу: “Давай подождем!”

— Почему?

— После такого конкурса у людей начинается другая жизнь с другими перспективами. Ни о какой семье уже говорить не приходится, потому что на первое место встает работа. Тем более что его родители были против нашего брака — я же не татарка.

Я его отпустила спокойно. Ирек стал работать в Большом театре, начал готовить “Спартак”. Мы с ним совсем перестали общаться.

Но спустя какое-то время он зачастил в наш театр к своим друзьям. Мы с ним несколько раз столкнулись. “Привет!” — “Как дела?” И опять у нас все началось. Опять подали заявление в загс, стали жить вместе. Правда, тетка Ирека нам изрядно крови попила. Мы жили в общежитии на первом этаже, так она под окнами стояла и кричала: “Не дам ему жениться! Опозорю вас!”

— Как он вам во второй раз сделал предложение?

— Очень странно. И смешно. Пришел и заявил: “Вот я с Григоровичем поговорил, он согласен, чтобы я женился”. Я засмеялась: “Я за кого замуж иду — за тебя или за Юрия Николаевича?..” И почти сразу после этого я перешла в Большой. Не по своей воле. Ирек мне как-то сказал: “Все, я договорился, тебя берут в Большой театр”. Какой Большой театр?! У меня своя работа, своя жизнь. И кому я нужна в чужом театре, где труппа не менее трехсот человек? Но Мухамедов меня уговорил: “Мы не можем работать раздельно, мы должны быть вместе”. Касаткина была недовольна. Говорила мне: “Зря ты свою жизнь так ломаешь — пожалеешь еще об этом”. Через 12 лет я вспомнила ее слова.

— Как вас встретила труппа Большого?

— Ну как? Я шла туда как на Голгофу. Страшно было невероятно. Тем более что в Большом немосковские училища не очень-то и приветствовались. Но мне не устраивали никаких просмотров: Ирек поговорил с Григоровичем и с его женой, ведущей балериной Натальей Игоревной Бессмертновой, и я оказалась в труппе. Меня поставили в кордебалет во весь репертуар театра. И мне пришлось все начинать с нуля, доказывать, что я профессионал.

Меня не любила еще и клака. Всем известно, что некоторые артисты клакерам деньги давали, чтобы те овации устраивали, цветы покупали и забрасывали букетами во время выступлений. Водили “клакушку” по ресторанам, поили, кормили. А Ирек — нет. И они нас доставали у театра, встречали, приставали: “Мы же тебе такой успех сегодня устроили, Мухамедов!” Какой успех они устроили, если весь зал Мухамедову рукоплескал?! Потом посыпались письма и от мужчин, и от женщин: мол, люблю, хочу... Звонки начались: “Люда, пока вы дома, ваш Мухамедов по такому-то адресу в койке кувыркается”. По какому адресу, если Ирек в это время сидит на кухне?! Однажды нам все это надоело, и мы отдали письма через знакомых в КГБ. Этих людей из “клакушки” вычислили, обещали их выслать за 101-й километр. Они потом нам звонили, извинялись, а при встречах отворачивались. А иногда на спектаклях концерт устраивали: Мухамедов танцует “Золотой век”, а они ему в паузах кричат: “Васильев, браво!” Я чувствовала, что мы их жутко раздражаем. Мы же с Иреком были постоянно вместе — в театр, из театра... После спектакля он шел по коридору: “Люда! Людок! Поехали!”

— Ирек был внимательный муж? Заботливый?

— Это я была внимательная и заботливая. Наверное, я ему была как мама. Но взаимопонимание у нас было полное, за одиннадцать лет совместной жизни мы никогда не ругались, всегда сходились во мнениях, везде были вместе. Нас очень сильно объединяла работа. Мне казалось, что Ирек меня любит.

— Мухамедов не болел звездной болезнью?

— Нет, абсолютно. Он был очень хороший. Без амбиций. И никакой звездности в нем не было. Он очень уважительно относился ко всем, вплоть до уборщицы, всегда со всеми здоровался. Его и любили в театре все — от гримеров и костюмеров до дирекции. Сам Ирек был очень благодарный Григоровичу: ведь Юрий Николаевич давал ему все ведущие партии.

— А вы? Что делали вы?

— А я была при звездном муже. О карьере мечтать уже не приходилось. Меня перевели в ранг жены, и никто всерьез уже не воспринимал как артистку. Мухамедов мне сказал, что никогда не будет за меня просить: он действительно был очень скромным. Хотя это была обычная практика: в театре всегда кто-то за кого-то просил — не за себя, так за сына.

— Неужели никто не пытался вам протянуть руку помощи? Какие-нибудь уверенные и состоявшиеся примы-балерины?

— Нет, там была не та обстановка. Там ведущие-то балерины натужно делали вид, что хорошо друг к другу относятся. А кому я нужна была?..

— Как складывался ваш быт?

— Жили на “ВДНХ” в маленькой квартирке с сидячей ванной — нам ее дал Большой. А мы целыми днями пропадали в театре: встал с утра, пошел в класс, проработал часов до трех, потом вернулся на пару часов домой, ножки наверх, отдохнул — и опять в театр: на спектакль или на репетицию. И так каждый день. Девять лет без отпуска, потому что летом у нас обычно были гастроли. Мы же объехали весь мир: Англия, Германия, Америка, Япония, Бразилия...

— А вы детей сознательно не хотели?

— Нет, почему? Мы, наоборот, все распланировали: получить квартиру побольше и родить ребенка. А в молодости мы работали и работали — как одержимые.

— Его родственники к вам со временем потеплели?

— Не думаю. Просто приняли наш брак как данность.

— Как началось его отдаление от вас?

— Никакого отдаления не было. Все было замечательно, и мне даже казалось, что у нас отношения становятся все лучше и лучше. Мы получили квартиру в центре и полетели на гастроли в Бразилию: все шутили, что там и можно будет подумать о детях. Отработали 20 дней. И однажды Ирек не пришел ночевать. Я по наивности думала, что он застрял у кого-то, засиделся, заговорился в компании. А наутро он появился со словами: “Я с тобой развожусь — я полюбил Машу”. Какую Машу?! Я даже сначала не поняла, так растерялась. Потом сообразила: Маша же со мной в одной гримуборной сидит. Она неплохая была артистка, красивая. Замужем тоже — ее муж часто в театр за ней приходил.

Самое ужасное, что наши гастроли продолжались еще целый месяц, и все это случилось на глазах у труппы: Мухамедов собрал чемодан и переехал из номера жены в номер другой балерины.

А когда мы вернулись в Москву, он даже не заехал домой: они с Машей сразу поехали на съемную квартиру. И мы с ним больше никогда не общались. Только развод оформили.

— Как же вы выходили с ним на сцену?

— На автопилоте. Для меня случившееся было не просто ударом. Удар — это какое-то мягкое слово. Я потерялась во времени.

Я совершенно не предполагала, что у Ирека мог быть с кем-то роман! Мы же почти все время проводили вместе. У нас все было, как всегда, замечательно.

— Неужели вы как женщина ничего не почувствовали?

— Абсолютно! Даже в самом личном, в самом интимном он оставался такой же!

— И в театре вам никто не намекнул о его связи с другой балериной?

— Нет, потому что никто не знал, как оказалось... Я так думаю, что он не собирался со мной разводиться. Я потом узнала, что он так и говорил: “Разводиться не буду”. Но Маша его вынудила не прийти ночевать, зная мой характер. И когда он появился в номере под утро, он не смог мне соврать, с кем он был. Он был очень честный мальчик.

— Ваши коллеги вам как-то помогли? Поддержали?

— В Большом не принято было подходить к кому-то с сочувствием и с поддержкой. После нашего развода меня вообще убрали из репертуара. Убрали из заграничных гастролей. С последней поездки — гастролей во Франции — меня сняли по его просьбе: Маша боялась, что мы с ним наедине останемся. А она не могла поехать, может быть, была беременна. Несколько лет назад в Англии вышла его книга, где он сам рассказывает об этом.

— Вы сильная женщина.

— Это просто я сейчас все так спокойно говорю. А тогда... У меня был очень плохой период. Я не знала, как жить. Знаете, труппа Большого театра была большим террариумом. И женщины там брали все, что плохо лежало. Я об этом раньше не думала, я Иреку безгранично верила и ни на кого другого не смотрела. Для меня было так: я и Ирек. Он и был моей жизнью.

Но, может быть, он со мной так поступил потому, что я сама виновата. Нельзя жить для мужчины. Нужно было своей карьерой заниматься. Зачем я вообще пошла в этот театр? Права была Касаткина. Была бы у нее солисткой, стала бы ведущей артисткой, может быть, даже заслуженной — все ведь могло быть.

— Как же вы пришли в себя?

— У меня такое впечатление, что я до сих пор в себя не пришла. Я не пришла в себя, потому что для меня все ушло, все осталось в прошлом.

— Вы знали о том, что он хочет покинуть СССР?

— Конечно, нет. Ирек никогда не хотел уезжать. Вы поймите, его же называли бриллиантом русского балета, он в Советском Союзе был звездой. Я думаю, что это Маша очень хотела уехать и подбила Ирека на этот шаг.

Они уехали тайно: Мухамедов сказал Григоровичу, что поехал танцевать в Вену два спектакля. Юрий Николаевич отпускал всех, кого приглашали за границу, лишь бы это не пересекалось с репертуаром и графиком. И сразу после отъезда Ирека меня вызвал к себе Григорович и сказал: “Я слышал, он не вернется”. Через несколько дней Мухамедов прислал телеграмму, что он увольняется. Григорович тогда за две недели стал седым: он же Ирека обожал, он любил его как сына родного! Я считаю, что Ирек предал театр и своего учителя.

— А что было с вами?

— Я уже ничему не удивлялась. Я осталась работать в театре, постоянно слышала от других: “Скажи спасибо, что вообще здесь работаешь”. Меня перестали ставить даже в текущий репертуар, перевели в запас. Приходила в класс, присутствовала на репетициях, а потом ко мне подводили какую-нибудь девочку и говорили: “Покажи ей свое место”. Без объяснений.

— Почему вы не ушли из Большого?

— А куда? Мне до пенсии оставалось четыре года. Куда идти? И куда можно уйти из такого театра, как Большой?..

— Ирек вам никакой весточки за это время не подал?

— Нет. Маша родила ему детей, больше не танцевала. Это то, что я о них знала.

А год назад Ирек приезжал в Москву с гастролями “Ковент-Гарден”. Мы с ним встретились после 12 лет разлуки. У подъезда Большого театра. Он практически не изменился, но глаза бегают, взгляд такой неопределенный: “Ой, у меня интервью через час, сам удивляюсь, что я в России нарасхват, наверное, потому что “Ковент-Гарден” на гастролях...” Я говорю: “Нет, Ирек, просто тебя помнят и любят”. Пошли в какое-то кафе, посидели 20 минут. И все, знаете, на нерве: столько лет прошло, а я переживаю, но делаю вид, что все хорошо, все нормально. И вдруг он мне говорит: “А ты знаешь, у меня же там ничего не получилось”. Я тогда его спросила: “Зачем же ты уехал? Ты же мог развестись со мной и работать дальше. Ты представляешь, как все могло бы быть?” А он: “Да-да, у меня ничего не получается”. На том и расстались.

Я считаю, что Маша ему испортила карьеру. Ирек же был в СССР на таком пике, с таким положением! И куда уехал? Англия, может, и хорошая страна, но там же не было такого балетмейстера, как Григорович. На него никто вообще ничего не ставил! Отъезд стал началом его конца как танцовщика. Ведь с ним в “Ковент-Гарден” подписали договор на семь или восемь лет, а потом не переподписали контракт. И он узнал о своем увольнении постфактум. Он был такой доверчивый, наивный мальчик. Я думаю, ему было очень нелегко там.

Я не знаю, чем он там сейчас занимается, на какие деньги живет, на что кормит своих детей. Хотя, может, ему больше и не нужна никакая сцена, а только семья и дети. Кто знает? Это же я вам свои ощущения рассказываю. А может, он счастлив?..

— У вас романы были после Ирека?

— Это были не романы. Это была история одинокой женщины, которая пыталась что-то построить заново. Но так ничего и не построила.

— Когда вы ушли на пенсию?

— В 95-м. Пенсию дали 2000 рублей. Она у всех балетных такая, даже у народных артистов. А ведь надо жить, мне ведь и сорока не было. Первое время на пенсии я долго отходила от случившегося, сидела дома. Связей у меня никаких особых не было. Друзья после нашего развода куда-то подевались, хотя раньше ходили толпами, и какие были друзья — известные на всю страну люди!

Была у меня попытка устроиться на работу — преподавать, но неудачно. Потом я стала давать частные уроки — иногда готовлю балетных из разных трупп к международным конкурсам. Но это не постоянный заработок. И нас таких, балетных на пенсии, много, таких — большинство. Сейчас я думаю, что балетная профессия — хобби, и для будущего нужно обязательно иметь второе образование. Либо удачно выходить замуж.

Но я все равно благодарна судьбе: все-таки работала в Большом, и не только в кордебалете: четверки лебедей танцевала, варячек, сольные номера были. Делала то, что многие балерины всю жизнь мечтали станцевать и никогда не танцевали. Наверное, это были лучшие годы в моей жизни. Когда живешь, не отдаешь себе отчета в том, как ты счастлив. Только спустя время можешь оглянуться и оценить.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру