Сам себе управа?

11 вопросов по реформе местного самоуправления

8 июня 2005 в 00:00, просмотров: 9448

Сколько новых муниципальных образований появится в Московской области?

— В Московской области будет образовано 299 новых муниципальных образований — поселений. Создаются поселения в границах существующих районов с учетом мнения населения, выраженного представительными органами районов.

До этой реформы в области существовало 79 муниципальных образований, а теперь их стало 378. (В советские времена Подмосковье делилось на 37 районов.)

Что лучше: оказаться в составе городского или сельского поселения?

— Никакой принципиальной разницы между городским и сельским поселением не существует. Единственное различие заключается в составе населенных пунктов, которые войдут в поселение. В состав городского поселения могут входить сельские населенные пункты и один город или поселок городского типа, а в состав сельского поселения — только сельские населенные пункты.

В чем разница между городом и городским поселением?

— Это совершенно разные вещи. Город — это населенный пункт, территория которого ограничивается чертой поселения. В случае вхождения какого-либо населенного пункта в состав города он фактически перестает существовать и становится частью города.

В свою очередь, городское поселение — это муниципальное образование, в состав территории которого может входить несколько населенных пунктов с прилегающей территорией.

Как будет осуществляться взаимодействие между районами и поселениями?

— Органы местного самоуправления поселений самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции, и не подчиняются органам местного самоуправления района. В связи с этим муниципальный район не сможет устанавливать обязательных предписаний для поселений. Все их взаимоотношения будут строиться на основе двусторонних соглашений.

Ключевым моментом в этом вопросе является четкое разграничение круга вопросов, решаемых на уровне района и на уровне поселений. По замыслу федерального законодателя вопросы эти не должны пересекаться — на практике это труднореализуемо.

Кто кем будет командовать?

— Это касается компетенции муниципальных образований, в пределах которых местное самоуправление самостоятельно. Определенный контроль над местным самоуправлением область вправе осуществлять, но только в рамках, переданных муниципалитетом для осуществления отдельных государственных полномочий Московской области. Подобный принцип заложен и в основу взаимоотношений между районами и поселениями.

В связи с разграничением полномочий каждый вид муниципальных образований теперь имеет свой исчерпывающий перечень полномочий — район не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции поселений, если они не переданы ему поселением по соглашению.

Как разграничиваются полномочия?

— Во-первых, происходит разграничение полномочий между муниципальным районом и поселениями, из которых будет состоять район. К полномочиям поселений будут относиться в основном жилищно-коммунальные вопросы. К вопросам местного значения муниципального района будут отнесены те, которые касаются не отдельного поселения, а всех поселений в составе района.

“Наверх”, на уровень субъектов, уходят социальная защита, финансирование межрайонных и межгородских программ и проектов.

Вышестоящий орган власти не может, как раньше, командовать нижестоящим. Ответственность при новой схеме становится конкретной, поскольку каждое муниципальное образование получает свою долю бюджетных средств в зависимости от числа проживающих на территории жителей; за расходование этих средств избранный глава вместе с представительным органом несут ответственность перед избирателями. И потому, прежде чем эти деньги израсходовать, избранный глава и депутаты должны семь раз подумать, прежде чем принять решение, куда их потратить. Закон не исключает инициативу жителей, решивших, к примеру, в условиях недостатка выделенных средств скинуться на общее важное дело — ремонт дороги, колодца и т.п.

Что даст народу поселение?

— Как наиболее важные с точки зрения обеспечения нужд населения можно выделить вопросы организации газо-, водо-, энергоснабжения жителей городов и сел, содержание социального жилого фонда, регулирование застройки поселений, благоустройство, городские, сельские дороги и другие.

Кто за что отвечает?

— В соответствии с новым законом муниципальное образование должно быть целостным, а эта норма оказалась нарушенной в связи с образованием во второй половине прошлого века городов областного подчинения, а также расширением Москвы. Вторая сторона имеет чисто экономическую причину: каждый муниципалитет стремится взять себе бюджетонаполняющий объект и, наоборот, “забыть” тот, на который постоянно приходится тратить деньги. Хотя в Подмосковье нет залежей нефти и алмазов, но близость к столице, к магистральным дорогам является солидным аргументом в территориальном споре.

Когда заработает новая система местного самоуправления?

— Переходный период установлен до 1 января 2006 года. К осуществлению своих полномочий вновь сформированные органы местного самоуправления поселений приступят с 1 января 2006 года.

Дата выборов органов местного самоуправления поселений определена законом области на 4 сентября.

Чем органы местного самоуправления поселений будут заниматься до 1 января 2006 года?

— За 4 месяца поселения примут свой устав, другие муниципальные правовые акты, сформируют администрацию, оформят в собственность переданное им имущество, примут бюджеты поселений на 2006 год. В целом вся деятельность органов поселений до 1 января будет носить организационный характер, целью которого должна быть подготовка к началу осуществления своих полномочий в полном объеме.

Какие задачи у центра в проходящей реформе?

— Важнейшей задачей в период действия переходных положений является приведение федерального законодательства в соответствие с новым Законом о местном самоуправлении.

Большие надежды возлагаются на плодотворное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Помимо реализации поставленных перед ними задач по приведению уставов и других нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законом, они также проявят заинтересованность и примут активное участие в организации и проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований и в решении ряда других немаловажных задач, стоящих перед Московской областью.




    Партнеры