Первый блин — комАМ!

Патриарху на Масленицу блинов не положено, а медведям — в первую очередь

10 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 8564
  Наесться блинов и напиться так, чтобы в Великий пост не было стыдно за бесцельно проведенную Масленицу, — традиция, дошедшая до нас со времен языческой Руси. Однако сама церковь не считает Масленицу православным праздником и уж тем более не делает культа из поедания блинов. Не то чтобы запрещает, но и ни в коем случае не поощряет. “Нет, патриарх не будет есть на Масленицу блины, и в монастырях их специально готовить не станут, да и вообще — ни одного священнослужителя с блином в зубах в эти дни, когда на улицах на каждом углу возникнут блинные лотки, вы не увидите” — таков был вердикт представителей Русской православной церкви. И это неудивительно. Масленица — она языческая, и церковники ее не любят. А народ — совсем наоборот.
     
     — Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадает с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. У восточных славян этот праздник получил название Масленица, — рассказали “МК” в Московской патриархии. — Это всего лишь название недели, дошедшее до нас с древних времен, но в церковном календаре нет праздника Масленица — есть “сырная неделя”, или мясопустная. Такое название последняя седмица перед Великим постом получила, потому что уже не едят мясо, но разрешены сыр, молочные продукты и яйца. Собственно, все эти ингредиенты и входят в состав блинов. Блины, разумеется, не грех покушать, но это совсем не обязательно. Надо сказать, эта народная традиция не имеет ничего общего с православной верой. Просто из Масленицы сделали культ, и многие обыватели считают, что чем больше блинов они съедят, тем ближе станут к Богу. Это вовсе не так — напротив, в патриархии и монастырях специально выпекать оладушки и устраивать застолья никто не будет. Кстати, вы не увидите ни одного священнослужителя в очереди за блинами на Красной площади.
     Православная церковь, как известно, осуждает все языческие традиции. Это понятно, ведь, что ни говори, вера-то Христова — привнесенная. А про богов дохристианских, не говоря уже про традиции старославянские, россияне вспоминают без конца и без края. Всеми любимая и традиционно широко разгульная Масленица — главное тому доказательство. Этот праздник испокон веков был озорным и веселым прощанием с зимой и встречей весны. Наши предки старались умаслить бога Велеса — покровителя земледелия и скотоводства. Вот и пекли символ Солнца: сначала пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, получились блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным оладушком они съедают частичку божественного тепла и могущества. Во время Масленицы гулянья продолжались всю неделю. Еще бы, считалось, что если вволю не потешиться на праздник — значит, жить тебе в горькой беде. По улицам возили соломенную куклу — масленицу, или зиму, — одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях. Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь таким образом с зимой.
     Кстати, популярное выражение “первый блин комам” — именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. В наше время никто мишек не задабривает, и лишь в христианской Руси тот самый блин комам стал комом — этим метаморфоза обязана обычаю: первый блин отдавать за упокой души, т.е. такой блин вставал комом в горле. Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко “для душ родительских” со словами: “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!” В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.
     — Даже обряды Масленицы, сохранившиеся в народной традиции и в настоящее время, непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия, — рассказывает протоиерей отец Михаил Ардов — настоятель храма во имя Царя Мученика Николая II на Головинском кладбище. — На семейно-родовой характер Масленицы указывают и названия дней праздника — “тещины вечерки” (пятница), “золовкины посиделки” (суббота), а обязательные для Масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян. Народы Западной Европы отмечают этот праздник, устраивая карнавалы (от лат. “carne vale” — “прощай, мясо”) — костюмированные шествия и театрализованные представления. Все эти шествия и гуляния совсем не приветствуются православной церковью. А у нас до сих пор на центральных улицах городов сжигают чучело — бесспорное доказательство языческой традиции.
     В церковных же службах всю неделю напоминают верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Иисуса Христа и призывают к посту и покаянию. Суббота накануне мясопустной недели называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших. А последний день перед Великим постом получил название Прощеное воскресенье. В этот день люди просят друг у друга прощения и совершают покаяние в своих прегрешениях.



Партнеры