На полную картошку!

Западный корнеплод никогда не завоюет российского потребителя

тестовый баннер под заглавное изображение

Прославиться мечтает каждый. Будь то человек, страна или небольшая деревенька, которую с трудом найдешь на карте. У подмосковного поселка Коренево, что в Люберецком районе, минута славы наступит завтра. Сюда нагрянут целые полчища VIPов: 28 губернаторов со всей России, высшие руководители Москвы и области, ученые из 14 стран мира. Возглавит это нашествие министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. А поводом для сбора столь высокопоставленных гостей станет обыкновенная… картошка. Впервые наша страна удостоилась чести принимать у себя престижнейшее мероприятие — Международный конгресс картофелеводов. Демонстрировать свои достижения аграрии будут в том числе на полях ВНИИ картофельного хозяйства имени А.Г.Лорха. В разгар последних приготовлений в институте побывал корреспондент “МК”.

Ой, цветет картошка…

В небольшом двухэтажном здании, сплошь окруженном полями с картошкой, царит суета. До часа икс остались считанные дни, а в холле еще вовсю идет ремонт. Из кабинета в кабинет бегают всполошенные сотрудники.

       — Ничего, успеем, — отметает прочь сомнения замдиректора института, кандидат биологических наук Борис Анисимов. — Не можем поступить иначе. Ведь это самая крупная выставка, посвященная картофелю, которая когда бы то ни было проводилась в России.

Основное действо развернется на демонстрационных полях института. Весной отечественные и зарубежные компании привезли сюда свои образцы — всего около 250 сортов картофеля. Их высадили, вырастили, и теперь на отведенных 40 га “колосится” ботва. Где погуще, а где и не очень. Не каждому хваленому голландскому или финскому сорту понравились экстремальные подмосковные условия.

К приезду делегаций одинаковые на вид грядки обретут хозяев. Здесь расставят таблички, выкопают самые красивые клубни и будут, как говорится, выставлять товар лицом. Кроме того, на опытных делянках участники будут демонстрировать, как они защищают растения, обрабатывают почву, вносят удобрения и т.д.

Количество участников в этом году побило все рекорды.  Это произошло в основном за счет того, что Россия, как мостик, пролегла между Европой и Азией. Поэтому к нам помимо признанных специалистов из Швейцарии, Голландии, Бельгии приедут картофелеводы из Японии, Кореи, Ирана и Турции. Непременно будут и “передовики” картофельного рынка — США и Великобритания. Последняя зарезервировала около 300 кв. м выставочных площадей. Никогда еще у нас туманный Альбион не выставлялся с подобным размахом. Помимо этого  2008 год Генеральная ассамблея ООН назвала Международным годом картофеля.

— Первоначальная цель конгресса, конечно, обмен полезным опытом, но одновременно зарубежные коллеги не оставляют надежды завоевать наш картофельный рынок. Часто страны объединяются и продают картошку в Африку и развивающиеся страны. Они хотели бы и Россию видеть такой — покупающей у них много картофеля.

На это им  здорово ответил наш министр Алексей Гордеев на конгрессе в Нидерландах: “Советую тем, кто еще питает эти мечты, оставить их, — сказал он. — Вот у вас вокруг дома сажают цветы, а у нас — картошку.

Поэтому продать нашему населению ее в большом количестве практически невозможно”.

Назад в будущее

И все-таки надежда умирает последней. У западных конкурентов она скорее всего не умрет никогда. Закупки импортного картофеля уже начались. Во благо ли массовая картофельная экспансия на нашу страну?

— Есть такие представления, — соглашается Борис Анисимов. — До чего мы дошли! Весь картофель закупаем за границей! Все это чепуха. По данным таможенного комитета, в Россию ежегодно ввозится около 300 тыс. тонн картофеля. Это меньше 1% от валового производства. Семян по импорту поступает к нам около 7 тыс. тонн. Это капля в море по сравнению с 9 млн. тонн, которые затрачивает страна. Я ничего плохого здесь не вижу.

— Но ведь вы так можете без работы остаться.

— Не останемся, не волнуйтесь. Намного хуже другая крайность, которая существовала раньше, — полная изоляция. Завоз семенного картофеля из других стран был из разряда фантастики. В нашем ассортименте было всего два зарубежных сорта. Первый — “Берлихенген” — старый немецкий сорт, завезенный еще во время войны. Второй сорт — “Адретта”, привезенный в 80-е годы из ГДР. Прекрасный сорт, но необычный. Наше население привыкло к белой рассыпчатой мякоти. А западный картофель больше салатного типа, с желтой мякотью и кремовой консистенцией. Немецкие коллеги, попробовав наши сорта, недоумевали: как вы это едите, этим же только скот кормить можно?!

Однако, несмотря на полную изоляцию, отечественные ученые подарили стране, а теперь уже миру массу великолепных сортов. Причем великую ценность некоторых из них западные картофелеводы поняли только сейчас. Последние пятьдесят лет наши специалисты выводили сорта, устойчивые к фитофторозу — опаснейшему грибковому заболеванию картофеля.

— На Западе смеялись над нами. Говорили, вы занимаетесь ерундой.  У них была такая логика: надо провести три обработки — проведем три. Семь — это вообще у них средняя норма. А понадобится 12 обработок — тоже не вопрос. И ничего, что потом в этой картошке вся таблица Менделеева.

Но когда 5 лет назад пошел бум на сокращение пестицидной нагрузки, вот тогда на Западе вспомнили про разработки советских ученых. В институте не успевали принимать делегации, приезжавшие для обмена опытом.

Оказалось, для экологически чистой картошки устойчивость к фитофторозу — одно из важнейших качеств.

Сейчас в западной селекции направление №1 — создание фитофторозоустойчивых сортов.

В одном мы убежали вперед, в другом, к сожалению, отстали на порядок. Серьезный пробел в работе наших ученых — создание сортов, хорошо пригодных к производству конкретного картофельного продукта — фри, чипсов и т.д. Такого направления у нас вообще не вели. Сейчас приходится интенсивно наверстывать упущенное.

Кроме того, все это время картофелеводы других стран работали над созданием сортов с красивой формой, мелкими, практически поверхностными глазками. Чем-чем, а красотой наши сорта не блещут. Одно утешает — нашу некрасивую картошку ни колорадский жук не ест, ни другая зараза не берет.

Фиолетовый в крапинку

Стремление вести здоровый образ жизни, на котором сейчас помешались вся Европа и Америка, наложило свой отпечаток и на картофелеводство. В фаворе, например, сейчас так называемый органический картофель. В супермаркетах на ценниках так и написано: Garden potato. По-нашему — садовый картофель. Даже по сравнению с мытым, фасованным и экологически чистым он стоит… в 10 раз дороже! Однако, несмотря на дороговизну, у органического картофеля уже появились свои почитатели.

— Такой картофель дороже, потому что высокий урожай без применения удобрений и пестицидов получить невозможно. Обычно коллеги представляют нам это как высокое достижение. Но мы только удивляемся: вы только сейчас к этому пришли? А у нас всю жизнь в стране выращивался ваш “органический картофель”. На крестьянских огородах, без гербицидов, пестицидов и прочей гадости. У нас  65—70% картофеля производит частный сектор, который умудряется еще и нас всех им по низкой цене накормить.

Мода на красоту, молодость и здоровье сподвигла специалистов на создание низкокалорийного картофеля, т.е. с низким содержанием крахмала. Например, в НИИ вывели сорт “Жуковский”. Мало того что он вкусный, ранний, устойчив к фитофторозу, но еще и крахмала в нем в 1,5—2 раза меньше, чем в других сортах. Однако содержание белка в нем не уменьшилось.

— Белок в картофеле — это уникальная вещь, — утверждает Борис Анисимов. — По биологической ценности белок картофеля на 80—90% приближается к белку куриного яйца. Кроме того, в молодом картофеле столько же аскорбиновой кислоты, сколько в лимоне.

Пока наши красавицы считают, что картошка плохо влияет на фигуру, на Западе, наоборот, обратили к ней восхищенные взоры. Ученым пришло в голову замерить содержание в картофеле каратиноидов, известных своими антиоксидантными свойствами. Оказалось, что картофель с желтой мякотью ими очень богат и способен не хуже, чем морковь, дарить вторую молодость.

Американцы, например, сейчас стали усиленно разводить картофель с пигментированной мякотью: фиолетовой, красной, ярко-желтой. Делается это отнюдь не для того, чтобы хозяйки могли удивить гостей экзотическим продуктом. Ученые померили в цветной картошке количество антоционинов (это сильнейшая группа антиоксидантов), и оказалось, что по их содержанию картофель приближается к таким выдающимся культурам, как брокколи, шпинат и болгарский перец. Конечно, многие от новинки пока нос воротят. Но некоторые уже полюбили необычный продукт, рынок развивается, а селекция в этом направлении получила сильнейший импульс. Ведь брокколи недоступна массовому населению, да и много ее не съешь. Зато картошку, пожалуйста, лопай сколько влезет. И сытно, и полезно!

СПРАВКА "МК"

Еще пять лет назад Россия была страной №1 по производству картофеля. Мы производили ежегодно 37 млн. тонн (сейчас — 38 млн. тонн). Сейчас на первое место вырвались китайцы. За этот период вместо 30 млн. они стали производить 75 млн. тонн. Далее в списке значатся по убыванию: США — 20 млн., Голландия — 7 млн., Канада — около 5 млн. По сравнению с Китаем немного, но все, вместе взятые, плюс Германия и Франция, они производят более половины мирового урожая картофеля, который составляет 328 млн. тонн в год.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру