Есть такая профессия - Родину тушить

В субботу огнеборцы отмечают свой праздник

30 апреля – День пожарной охраны России. В преддверие праздника «МК» побеседовал с ветераном службы, заместителем начальника ГКУ Пожарно-спасательного центра города Москвы, полковником в отставке Игорем Куряковым. Огнеборец с многолетним стажем рассказал, насколько продвинулись спасательные технологии, что нужно делать, чтобы не погибнуть в огне и вспомнил своих погибших товарищей.

В субботу огнеборцы отмечают свой праздник

- Игорь Викторович, 43 года вы работаете пожарным. Почему выбрали именно эту профессию?

- Выбор был случайным. Был 73 год, я жил в Коломне, закончил школу и за компанию с друзьями собирался поступить в вертолетное училище. Но в местной газете прочитал заметку о пожарных и подумал: вот ведь есть хорошая профессия, зачем мне летать куда-то? Быстро собрал документы, поехал, сдал вступительные экзамены в ленинградское пожарное училище.

- Учились в Питере, а служить начали в Москве. Как это получилось?

- На выпускных экзаменах к нам в училище приехал начальник отдела кадров Управления пожарной охраны города Москвы и пригласил меня в Москву. Начал я свою профессиональную деятельность с простого инспектора по профилактике пожаров на автозаводе им Лихачева.

- Как пожарные были оснащены тогда? И как сейчас?

- Разница колоссальная! Когда я пришел, на вооружении была примитивная техника на шасси — ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Только после пожара в гостинице Россия в 1977 году в гарнизоне стала появляться импортная техника, подъемные механизмы. А сейчас у пожарных современнейшая пожарная техника! Могу сказать, что в 2005 году во время пожара на Сетуньском проезде, где горел 25 этажный дом, мы применили телескопический подъемник высотой 90 метров, который только-только к нам поступил. Он еще даже не был зарегистрирован, без номеров. Можно сказать, что мы доставили его тогда на пожар в нарушение всех правил. Но в том была необходимость. Его удалось применить при тушении. При спасении людей отличился мой заместитель, Евгений Николаевич Чернышов.

- Расскажите, как проводилось спасение людей с высотного здания.

- На балконе 25 этажа находились люди. Их увидели жильцы соседнего дома. Операция по их спасению была уникальной. Евгений поднял при помощи спасательных веревок на крышу здания штурмовые лестницы. Потом спустил их на 25 этаж и спустился сам. Там оказались престарелые бабушка и дедушка, которых Евгений Николаевич обвязал спасательным поясом и по штурмовой лестнице спустил их на 24 этаж. Сегодня мы спасаем с любого этажа. Взять хоть небоскребы Москва-Сити. Здесь созданы условия для эвакуации с любого уровня. Для этого наши инженеры переняли передовой мировой опыт. Я сам лично побывал в Сеуле на небоскребах, посмотрел их технологии безопасности и все это заложили в эти здания - противопожарные зоны, системы обнаружения пожара, дымоуправления, подпора воздуха и, главное, достаточное количество путей для эвакуации. Недавно там было загорание, люди находились на 29 этаже. Звонят нам: что делать? Мы их спрашиваем: дыма нет? Нет, отвечают. Тогда спокойно ждите, - сказали им. И спасли.

- Как вести себя, если случится пожар?

- Взять недавний пожар в общежитии в Северном административном округе Москвы. До прибытия пожарных там три человека выпрыгнули из окна и получили травмы. Этого делать нельзя. Бывает, пожар на первом этаже, а люди погибают на верхних, потому, что пытаются спуститься вниз по лестничной клетке. А лестничная клетка задымляема, на нее идти нельзя, нужно дождаться пожарных.

- До какого этажа могут «дотянуться» спасатели за людьми?

-Сегодня в Москве есть четыре аварийно-спасательных автомобиля с телескопическими подъемниками высотой 90 метров и один высотой 101 метр. То есть до 33 этажа мы можем спокойно подняться на телескопическом подъемнике и спасти людей.

- Кроме подъемников какие еще технические возможности есть у пожарных?

- Широко применяется тактическое вентилирование пожаров - можно направлять огонь и дым в нужную сторону, чтобы как можно быстрее спасти людей. Используются тепловизоры — чтобы видеть куда уходит огонь. А раньше стены приходилось руками щупать. Пожарные автомобили сегодня оснащены серьезным оборудованием. Часть автоцистерн оборудованы системой «Кобра». Это система абразивной резки для подачи воды и пены. Представьте, мы приезжаем на пожар, а там железобетонные стены шириной 20 см. Мы еще только вскрываем двери, а уже при помощи абразивной резки, в считанные секунды в стене сделано отверстие и в ту зону, где могут находиться люди, подается вода для охлаждения помещения.

- Это импортная техника?

- Шведская. Но и в России есть своя аналогичная — «Гюрза», мы ее тоже широко применяем. Нужно сказать и про современные лафетные установки. Это облегченные, маневренные пожарные стволы, из которых подается огнетушащее средство под высоким давлением на расстояние до 80 метров.

- То есть, горизонтально вы способны подавать тушащие вещества и на внушительные расстояния и даже сквозь стены. А как обстоят дела с вертикальной подачей, если нужно доставить пену на большую высоту?

- Для этого есть специальная система. В прошлом году мы во время обучения слушателей Академии противопожарной защиты МЧС России впервые подали пену на Останкинскую башню, туда, где горело в 2000 году. Тогда пожарные поднимали огнетушители вручную, сегодня мы бы применили эту систему. Таких установок в Москве несколько. Есть и обычные пеноподъемники. Если раньше для того, чтобы доставить пену на верхний этаж горящего здания использовались обычные автомобили с гребенками и нужен был целый расчет пожарных, и все равно это было долго и трудно, то теперь со всем этим спокойно управляются два оператора и водитель.

- Получается, сегодня пожарным быть легче?

- Нет конечно! Раньше у пожарных были конные обозы, потом появились пожарные автомобили. А сегодня мы видим современные пожарно-спасательные автомобили, пожарные краны, вертолеты, мотоциклы. Для того чтобы работать на этой технике, нужно быть уникальным пожарным. Сейчас пожарный, это еще и спасатель. Каждый аттестован на проведение аварийно- спасательных работ. А это может быть не только пожар, но и дорожно транспортное происшествие, чрезвычайная ситуация на воде и т.д. Сейчас пожарным и спасателям звонят и в случаях, если в дом заползла змея или кошка залезла на дерево. Так что среди пожарных и спасателей есть и те, кто подготовлен для оказания помощи и животным и людям, оказавшимся с ними один на один. Среди пожарных и спасателей есть также горноспасатели, газоспасатели, альпенисты. А еще обязательно нужно уметь грамотно руководить при ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуациях и др. происшествиях. Прямо сейчас в нашем Центре как раз проходит повышение квалификации пожарные и спасатели, которые являются старшими дежурных смен пожарно-спасательных и пожарных отрядов.

- Чему вы их учите?

- Тактическому вентилированию на пожарах — управлению дымом и огнем. Учим тому, как оптимально использовать специальное оборудование, которое имеется на вооружении пожарно-спасательного гарнизона. Старшим расчета нужно иметь 6 специальностей, а чтобы возглавить дежурную смену, нужно иметь 7 специальностей. В Москве работают только профессионалы. Просто так мы к дежурству никого не допускаем.

- В вашем Центре есть серьезная база для совершенствования физической подготовки. Как много времени спасатели уделяют этому?

- У нас работают 15 спасателей международного класса, более 200 специалистов первого класса, более 300 — второго класса. Это большая когорта ребят, имеющих классную квалификацию и совершенствование физпоготовки для них — ежедневный труд. Во время дежурств отводится 2 часа на физическую подготовку, еще 2 часа на отработку нормативов и 2 часа на самоподготовку. Это если в этот день нет выездов. Если есть — все отрабатывается на выезде.

- Ежегодно в последнюю пятницу апреля отмечается День памяти сотрудников МЧС России, погибших при исполнении служебных обязанностей. Часто вспоминаете друзей и коллег?

- Всегда помним. 1 ноября 1994 года при тушении пожара в магазине на Задонской улице погиб заместитель начальника 36-й пожарной части Александр Кулик. Взорвался кислородный баллон, он умер на операционном столе. 25 февраля 1996 года при пожаре на Шинном заводе погиб газодымозащитник Сережа Лавров. Моя личная самая большая потеря — это гибель Героя России Жени Чернышова, моего заместителя - начальника службы пожаротушения Москвы. Больно вспоминать. В тот день, 20 марта 2010 года, Женя с семьей решил посетить музей Пушкина. Случился пожар на Хуторской. А он как раз жил рядом. Возвращаясь, высадил жену с детьми, а сам поехал на пожар. И возглавил его. Три раза он мне звонил и докладывал обстановку. Ничего не предвещало беды. И вдруг смотрю — не звонит. Набираю штаб пожаротушения, а мне говорят: Женя не выходит на связь... Горящее здание было очень сложное, с вентилируемым фасадом. И он погиб там при спасении людей. Он вывел людей и вернулся обратно. А на мансарде его отрезало от путей эвакуации, в аппарате закончился сжатый воздух. Потом произошло обрушение кровли. Очень тяжело вспоминать...

- Что в преддверии профессионального праздника скажете своим коллегам?

- Во-первых, хочется сказать, что все пожарные и спасатели преданы своему долгу. У нас так и говорят - «Каждый пожарный и спасатель предан долгу жизни». Все они ежесекундно проявляют патриотизм, героизм при спасении людей. Главное, чтобы у них было сколько выездов, столько и возвращений. Накануне праздника хочу пожелать коллегам по-пожарному: «Несгораемого здоровья, незадымляемого счастья и самое главное - сухих рукавов!»

Самые красивые пожарные Москвы: необычный рейтинг в честь праздника

Самые красивые пожарные Москвы: необычный рейтинг в честь праздника

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру