Катастрофа Ил-76 в Алжире: эксперты рассказали о причинах

ЧП унесло жизни 257 человек

По предварительным, очень противоречивым сведениям, 257 человек погибли среду в авиакатастрофе военно-транспортного самолета Ил-76 возле города Буфарик в 30 км от столицы Алжира. По сообщению телеканала «Аль-Арабийя», большинство находившихся на борту — военнослужащие. Разработан и построен самолет в нашей стране.

ЧП унесло жизни 257 человек

По сообщениям алжирских СМИ, разбившийся транспортник Ил-76 перевозил солдат. Самолет разбился в районе аэродрома, упав буквально через несколько минут после взлета. В качестве возможных версий ЧП местные СМИ со ссылкой на близкие к расследованию источники называют в том числе техническую неисправность. Если она подтвердится в ходе расследования, то это может сказаться на имидже России как страны — производителя самолета.

Алжир — страна, которая традиционно закупала военную технику сначала в СССР, а затем в России. ВВС Алжира были созданы в 1962 году, после провозглашения бывшей французской колонией независимости. Первые самолеты, поступившие на вооружение Алжира, были почти все из СССР. До сих пор в боевом составе алжирских ВВС преобладают машины советского и российского производства. Истребители и бомбардировщики — полностью российские, а среди транспортников частично уже присутствуют американские и европейские самолеты. Один из них — Lockheed C-130 «Геркулес» американского производства — потерпел катастрофу 11 февраля 2014 года в провинции Оум-эль-Буаджи при заходе на посадку. Тогда на борту находились 78 человек — алжирские военнослужащие с семьями. Один человек в той катастрофе чудом выжил.

Российские самолеты Ил-76, которые считаются очень надежными, всегда представляли большой интерес для ВВС Алжира. Всего до последней катастрофы там имелось три машины Ил-76МД, восемь Ил-76ТД и еще шесть самолетов-топливозаправщиков Ил-78. Все они довольно старые, еще советского производства. В феврале 2017 года на выставке Aero India 2017 директор по международному сотрудничеству и региональной политике «Ростеха» Виктор Кладов сообщил, что самолеты Ил-76 из состава российских ВВС после замены их на новые Ил-76МД-90А будут предложены зарубежным покупателям. В числе возможных импортеров он назвал Алжир. По этой схеме 10 самолетов Ил-76, которые прошли восстановительный ремонт и модернизацию, приобрел Китай.

Может ли повлиять нынешняя катастрофа на репутацию российского ОПК, который производит и ремонтирует эти самолеты, если выяснится, что причина алжирской трагедии — техническая неисправность Ил-76? Вот как ответил на этот вопрос источник «МК» на фирме-производителе:

— Я бы назвал три основные, наиболее часто встречающиеся причины развития такого рода катастрофической ситуации. Во-первых, отказ одного из четырех двигателей — по причине пожара или если движок птицу «поймал». Во-вторых, экипаж мог забыть правильно выставить закрылки под нужным углом, В-третьих, могла быть нарушена центровка самолета из-за неправильного размещения грузов в кабине. Но это вряд ли.

Если так много людей погибло, то это значит, что самолет, скорее всего, был в двухпалубном варианте. Он позволяет штатно взять на борт 225 человек плюс экипаж. Россия однозначно будет участвовать в расследовании, так как этот самолет нашей разработки и производства. Скорее всего, это будут специалисты из НИИ ВВС. А что касается ремонта и обслуживания этих машин у нас, то я скажу, что здесь все надежно. В России недавно ремонтировался такой же пакистанский самолет. Пакистанцы очень довольны и хотят прислать второй борт. У нас отлично отработаны технологии ремонта и модернизации. Претензий ни одна из стран не высказывала.

Директор Центра анализа стратегий и технологий, издатель журнала «Экспорт вооружений» Руслан Пухов считает, что потерпевший катастрофу самолет был поставлен в Алжир еще до 1992 года:

— Алжирцы, в отличие от целого ряда стран, очень качественно эксплуатируют эти машины, трепетно к ним относятся. Однако они понимают, что машины стареют, их парк надо обновлять, а потому уже несколько лет присматриваются к нашим модернизированным Ил-76 с новыми двигателями. Эта катастрофа по-разному может сказаться на таких планах. Закупка в связи с катастрофой может быть как ускорена, так и — из-за каких-то имиджевых потерь, — напротив, отложена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27660 от 12 апреля 2018

Заголовок в газете: Алжирский борт упал на наш имидж

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру