Уже после первого взрыва цены на проезд у частников от окраин к центру поднялись раза в полтора. Дальше — больше. Когда движение на красной ветке метро перекрыли, тысячи людей стали подниматься на поверхность. Особенно много их было на и без того загруженной станции “Комсомольская”, у трех вокзалов. Таксисты в разных точках города, по многочисленным сообщениям горожан, сразу взвинтили цену за проезд до 3000 рублей.
В принципе через центр Москвы в обычный день можно проехать за 300—500 рублей. От окраины к центру — от 500 до 700. Но такса в 3000 рэ действовала по всему городу. А от станции метро “Юго-западная” “бомбилы” заламывали и все 6000.
По сообщениям информагентств, к московским таксистам и частникам обратился Владимир Путин. “Я хотел бы обратиться к представителям малого и среднего бизнеса, работающим на транспорте, призываю никого не пользоваться ситуацией, не вздувать цен, не создавать дополнительные сложности, а, наоборот, проявить солидарность с теми людьми, которые попали в трудную ситуацию”, — заявил премьер.
А патриарх Кирилл увещевал таксистов словами: “Эти деньги не пойдут вам впрок, верните их, совершите на них добрые дела”. “Когда мы сталкиваемся со страданиями, нашим ответом должно быть желание разделить с людьми это страдание. Вот тогда наше общество действительно будет солидарным и в радости, и в скорби”, — заметил он.
Тщетно — пассажир, выбравшийся из метро, мог уехать либо за большие деньги, либо не уехать вообще. Практически у всех станций перекрытой ветки можно было наблюдать одну и ту же картину: шеренги голосующих людей на обочинах и поток равнодушных машин. И хотя во многих из них сидел только один водитель, случаи, когда он останавливался и подвозил нуждающихся, были единичны.
Интернет-форумы в понедельник были полны сообщениями о поиске попутчиков.
“Ищу попутчика (хотя бы временно) в сторону “Щелковской”, “Черкизовской” и ВДНХ, “Алексеевская”. Или с высадкой нас в ближайших районах, — пишет на форуме подмосковного города Котельники пользователь Сети под ником Аленка. — Морально не готова сесть в метро… Я просто сегодня за 15 мин. до взрыва прошла по “Лубянке” на пересадку”. “А в район м. “Площадь Ильича”, “Римская”, “Авиамоторная” кто-нибудь ездит, кто не против попутчиков?” — 3 минуты спустя интересуется блогер JSL. Похоже, к концу дня эта тема станет топовой на форуме. С хозяином попутки обычно договариваются “за бензин”: пассажир оплачивает его полностью или частично.
Для Аленки вариант с попутчиком, кажется, нашелся. А вот у Татьяны, живущей в Марьине, без вариантов — только метро. “На работу мне к десяти, самый час пик. В это время Люблинская улица, наша “дорога жизни” в центр города, стоит намертво. Единственная альтернатива метро: на машине выехать до 7 утра. Но тогда на работе я окажусь на два часа раньше открытия офиса — и что мне делать?” — говорит она.
Еще одна категория негодяев, для которых теракт лишь повод заработать, — телефонные мошенники. “Мама, я была в вагоне, жива, положи срочно 600 рублей на телефон” — такими эсэмэсками, по свидетельству блогеров, было заполнено вчера днем мобильное пространство. У какой матери не дрогнет сердце, если она в панике не может дозвониться до дочери, зная, что та ехала по злополучной красной ветке? Едва ли этих мошенников поймают. Хочется надеяться, что их покарают иные силы.
Два взрыва в метро в час пик — гарантия паники. Но тем более страшно, когда выясняется, что работники подземки оказались не вполне готовы к такому развитию событий. Вот свидетельства очевидцев:
“В 8.40 я выходила со станции “Парк культуры” Кольцевой линии... Эскалатор вниз работал. Спускавшиеся люди начали долбить по кабинке тетеньки с пультами управления и кричать, чтобы она остановила эскалатор на спуск, потому что людям было некуда вставать. И она остановила не сразу, только через пару минут, и то только потому, что испугалась, что ей разнесут кабинку”.
“На перронах толпы людей, чуть ли не падают уже на рельсы. Люди лезут через перила, перекладины: кто только что приехал — лезут в толпу на эскалатор; кто перелез раньше — лезут к поезду обратно, потому что понимают, что в этом море и месиве не выплыть. Я испугалась, что меня задавят. Одна женщина какая-то маленькая кричала: ее почему-то больше всех толкали и мяли. Я ей говорила: “Держитесь”.
Жуткая давка была и на “Проспекте Мира”, где эскалаторы отключили — и всем пришлось подниматься наверх пешком, и на “Комсомольской”, где творилось что-то невообразимое. В администрации метрополитена отвечают коротко: “Действовали по ситуации”. Но почему станции в центре города не закрыли на вход? Это уж точно помогло бы избежать столпотворения. Очевидно, рядовые сотрудники ждали команды, которая так и не поступила.
Сразу после известия о взрывах в Москве начались проблемы с мобильной связью. Дозвониться или отослать текстовое сообщение, особенно находясь в центре столицы, было почти невозможно. Сразу поползли слухи, что это происки ФСБ — дескать, спецслужбы установили “глушилки”, чтобы с одной стороны попытаться выйти на сообщников террористов, а с другой — предотвратить новые взрывы (были сведения, что бомбу привели в действие с помощью сигнала на мобильник).
Утром в понедельник глава МЧС Сергей Шойгу на заседании оперативного штаба предложил операторам связи направить своим абонентам текстовое сообщение с просьбой связаться со своими родными и близкими — чтобы уточнить данные о пострадавших. Но днем сотовые операторы в беседе с “МК” отмечали, что еще не получили от МЧС соответствующее распоряжение.
Как сообщили в МТС, столичным абонентам решено полностью компенсировать затраты на sms, отправленные в понедельник. О подобных решениях со стороны других операторов до подписания номера информации не поступало.
Кроме того, в компании “Мегафон” “МК” сообщили, что по согласованию с МЧС оповещали абонентов сети в Московском регионе о движении транспорта и телефонах “горячих линий”.