Ужасный итог Дня без автомобиля: семеро убитых пешеходов

Среди погибших — пятеро детей. А друзья виновника ДТП пытаются его оправдать

Субботняя катастрофа в Москве на Минской улице, где пьяный лихач Александр Максимов, выехав на тротуар, убил двух взрослых и пятерых детей, — тот предел, на котором нервы не выдерживают. И терпение лопается.

Водители убивают пешеходов. Каждый день, внаглую, чаще всего безнаказанно. Или покушаются на убийство, садясь за руль в стельку пьяными. Наказание за это — смешное: лишение прав на полтора года (как в случае с Максимовым). Если же произошло непоправимое — год колонии-поселения, и это в лучшем случае.

Любители пьяной езды знают, что государство к ним снисходительно. И ведут себя соответственно. Как раз сейчас в Ногинском суде судят Екатерину Заул — «героиню» предыдущей кошмарной истории (под колесами ее машины погибли пять пешеходов). На словах она, конечно же, раскаивается, на деле — даже не попыталась предложить хоть какую-то помощь родным несчастных. Хоть минимальную компенсацию.

Случай с Максимовым ужасен еще и тем, что погибли дети. Ученики интерната для умственно отсталых. У них нет влиятельных родственников, за них некому мстить.

Отомстить может только общество. Максимально ужесточить наказание за пьяную езду (вплоть до пожизненного лишения прав). Резко увеличить сроки заключения для убийц на колесах (в геометрической прогрессии — в зависимости от числа жертв). Установить заградительные барьеры на остановках. Да мало ли что еще можно сделать... Главное — начать делать это прямо сейчас. А не дожидаться следующей, еще более ужасной катастрофы.

Среди погибших — пятеро детей. А друзья виновника ДТП пытаются его оправдать

Катастрофа в «долине смерти»

Место, где случилась беда, пользуется дурной славой среди автомобилистов. Мини-экскурсию на следующий день после трагедии для нас проводит Сергей, водитель со стажем, который регулярно ездит по Минской улице на работу. На тротуаре еще видны следы крови, а к забору, о который «Тойота» размазала пешеходов, уже несут цветы.

— Посмотрите, какой ужасный участок, — комментирует Сергей. — Со стороны Можайского шоссе дорога идет резко под уклон, ныряет под мост Киевской железной дороги и поворачивает вправо. Конечно, водителю соблазнительно разогнаться здесь до 100 км в час. Раньше аварии здесь случались очень часто, особенно на мосту через Cетунь. Настоящая долина смерти была. Потом на автобусной остановке поставили светофор. Но он, как видите, не сильно помогает — чаще всего здесь горит зеленый, и машины летят, как и прежде.

В субботу днем на остановке «Каменная плотина» возле элитного жилого комплекса «Золотые ключи» собралось довольно много народу. В ожидании автобуса коротали время и подростки — воспитанники школы-интерната № 7 для умственно отсталых детей. Вместе с преподавателями они возвращались с конкурса прикладного искусства. Ребятам было удобнее ехать не на метро — 130-й автобус должен был их довезти как раз до интерната. Но «Тойота Краун» оказалась на остановке раньше автобуса.

— Я подходила к остановке, поминутно оглядываясь назад — все ждала, что автобус появится, — швея Елена Загородняя была на волосок от смерти. — Вообще я случайно оказалась в том месте: заезжала на работу, чтобы забрать костюм для мужа. Вдруг слышу какой-то визг, скрежет, оборачиваюсь — машина прямо на меня летит, сметая всех, кто стоял на пути. Меня будто столбняк охватил, не могу пошевелиться, только руки с костюмом вперед выставила. И он как будто пуленепробиваемый оказался, все осколки на себя принял.

«Тойота» затормозила в шаге от Елены, подмяв под себя несчастных пассажиров на остановке. Сами конструкции павильона смяло и отбросило на забор, одна деталь впилась женщине в ногу. Но ей повезло: она выжила.

— У меня даже хватило сил посмотреть на этого негодяя. Он пьяный был, еле языком ворочал. Бормотал что-то типа: «А что такого случилось?»

Александр Максимов ехал из дома на улице Говорова. В его машине находился пассажир, 29-летний Николай Радов из Молдавии. Съехав с Можайского шоссе на Минскую улицу, Максимов разогнался до сумасшедшей скорости (по некоторым данным, спидометр показывал 190 км/ч). И начал столь любимую водителями игру в «шашечки» — попытался из левого ряда обогнать другие машины, ехавшие по соседним полосам. Вот только в правом ряду «Тойота» вильнула вбок и оказалась на тротуаре.

«Все надеялись, что он не сядет за руль»

Александр Максимов получил сотрясение мозга и рваные раны. Ему оказали медпомощь и взяли под стражу. Как пояснили «МК» в пресс-службе столичного главка, сейчас дело передано в ГСУ ГУ МВД по Москве. Возможно, уже в понедельник Максимову будет вынесена мера пресечения.

Кстати, водитель вел себя достаточно дерзко — отворачивался от камеры, отказывался отвечать на вопросы полицейских. На допросе у него удалось выяснить, что пил он второй день (то, что водитель был мертвецки пьян, показала и экспертиза). Теперь, осознав содеянное, хочет застрелиться. «МК» выяснил об этом человеке несколько любопытных подробностей.

Виновнику трагедии через пару недель исполнится 30, он младший в семье (старший брат Максим, они погодки). Когда-то Максимов успел послужить во вневедомственной охране УВД Юго-Западного округа, потом сменил несколько мест, трудился в том числе в компании «ТИ-Нэтворк», последнее время работал на заводе.

— Сюда, на улицу Говорова, он переехал вместе с братом лет пять назад, — объясняют соседи. — К тому моменту в этой квартире жили два их двоюродных брата, родные которых умерли. Потом Александр привел жену.

По словам соседей, два брата очень порядочные, а вот Александр хорошим поведением не отличался.

— С ним все время что-нибудь происходило, — говорит сосед. — То я его встречу с пробитой головой, видимо, где-то в драку влез. А после того как разошелся с женой, стал редко здесь появляться. Хотя за час до аварии я его видел — он как раз садился в машину.

Первая машина Максимова — «ВАЗ-2104». Но он уважал «японок» и в конце концов реализовал давнюю мечту — пару лет назад купил «Тойоту Краун» за 120 тысяч рублей. Машина не новая, 1993 года выпуска, причем в этом году Александру пришлось заниматься ее ремонтом — вышел из строя двигатель. Возможно, этот нюанс возьмут на вооружение адвокаты.

Ужасный итог дня без автомобиля: семеро убитых пешеходов

Ужасный итог дня без автомобиля: семеро убитых пешеходов

Смотрите фотогалерею по теме

Вот что рассказал «МК» друг Максимова.

— По характеру он добрый, веселый, надежный. Всегда помогал, если просили. Манера езды... Да обычная, по крайней мере люди с ним ездить не боялись. Иногда он таксовал, если денег не хватало.

— А чем увлекался?

— На турнике любил качаться, с компьютерами возиться.

— Он не рассказывал о проблемах с гаишниками?

— Да, его штрафовали за выезд на спецполосу. Ну и прав лишали, но знаете — по глупости. Просто оказался не в том месте не в то время.

СПРАВКА «МК»

Максимов в сентябре 2010 года лишился водительских прав за езду в пьяном виде (как раз обмывал «Тойоту»). Дважды его наказывали за превышение скорости (небольшое, не более 40 км в час), дважды за неправильную парковку и один раз — как пешехода.

— Насколько известно, у него были проблемы в семье?

— Ну, это давно было. Два года назад они с Галей разошлись, сын с ней остался. Но Александр часто с ним виделся, помогал.

— Когда вы с ним общались последний раз?

— В пятницу вечером по телефону. Он был выпимши, предлагал приехать попить пива, обещал на следующее утро меня отвезти. Но я отказался. Знаете, и я, и другие, кто разговаривал с ним в тот день, очень надеялись, что он не сядет за руль. А он сел.

Дети погибли вместе с педагогами

Погибшие — пять подростков и два взрослых — возвращались с творческого фестиваля для детей с ограниченными возможностями «Мы вместе», проходившем в актовом зале Музея Отечественной войны на Поклонной горе. В тот день чествовали победителей конкурса.

— В награждении участвовало очень много ребятишек. Но эту группу из детского дома № 7 для умственно отсталых детей мы запомнили сразу, — рассказывает «МК» член оргкомитета фестиваля Ирина Сухотина. — Ребята заняли сразу три призовых места в номинации «За лучшую живописную работу» и очень радовались победе. Вообще все детишки, участвующие в нашем конкурсе, талантливые. Но чтобы сразу три призовых места взяли ребята из одного детского дома — такое впервые.

Рисунок Димы Узбекова был признал на конкурсе лучшим. Настя Александрова заняла второе место. А Мальцев Вова — третье. Среди участников был еще Леша Акимочкин (второй призер прошлогоднего конкурса), но он не поехал на церемонию и, вероятно, благодаря этому выжил.

Сопровождали ребятишек на финал конкурса педагоги Ольга и Сергей Ширшовы (они тоже в списке погибших). Конкурс закончился в два часа дня, но погода была хорошая и, видимо, педагоги повели ребятишек прогуляться.

— Сама я Ольгу не знала, но даже с первого взгляда было видно, что она педагог от Бога. За те несколько часов, что проходило награждение, было видно, что ребята к ней очень привязаны, — говорит Ирина Сухотина.

По словам соседей, у Ольги и Сергея своих детей не было. «Оленька нам давно говорила, что очень хочет маленького, но не может забеременеть. Поэтому она, наверное, и устроилась на работу в интернат. А еще у нее с детства были проблемы с ногами, не сгибалась коленная чашечка. Если не дай бог повредит ногу, становилось совсем плохо. В те дни супруг ее в буквальном смысле слова на руках носил». По словам соседей, все время Ширшовы передвигались на личном автомобиле. Но все поехавшие на конкурс ребята в автомобиль бы не поместились.

Почему водители так ведут себя на дорогах? Вопрос риторический: они уверены в своей безнаказанности. Удрать с места происшествия, откупиться взяткой, нанять богатого адвоката — все это для современного российского автомобилиста в порядке вещей.

Может, хотя бы эта трагедия заставит измениться? Если не водителей, то тех, кто должен карать их за убийства на дорогах.


Анастасия Гнединская
Дарья Федотова

КАК У НИХ

В США в результате ДТП ежегодно погибает свыше 30 тыс. человек, большинство из которых — дети и молодежь. Однако то, какое наказание будет нести виновник аварии, зависит от обстоятельств. Можно сесть за решетку, а можно... остаться невиновным. Известен случай, когда суд снял вину с 25-летней американки, сбившей насмерть 50-летнего преподавателя. Тот, будучи пьяным, возвращался домой и на метр заступил на проезжую часть, по которой и неслась опять же подвыпившая женщина. Никакого наказания за смерть профессора она не понесла.

Итальянских любителей выпить и полихачить, которые становятся причиной ДТП со смертельным исходом, обычно лишают водительских прав пожизненно. То же самое касается водителей, находящихся под действием наркотиков. Но в отличие от уголовного преследования процедура не предусматривает помилования. Конечно, водитель в суде может покаяться и получить менее суровое наказание, но сесть за руль ему больше не позволят.

Во Франции в школах автовождения ученикам предлагают специальные очки, имитирующие эффект алкогольного опьянения. На подготовке водитель в таких очках должен преодолеть пешеходный переход с многочисленными препятствиями. В стране действуют жесткие меры в отношении пьяных водителей. 0,05% алкоголя — это уже причина крупного штрафа и лишения прав. Кстати, эти правила сократили смертельные случаи на дорогах на 20%.

Лучше всех приходится гражданам Венесуэлы. Местные владельцы автомобилей шутят, что в стране среди стражей порядка нет «культуры наказания» за вождение в нетрезвом состоянии. Не останавливают местные полицейские и тех водителей, которые проезжают на красный свет светофора или перестраиваются на перекрестках. Практически никто из автолюбителей не пристегивается ремнем безопасности — и все считают это нормальным. Более того, в Венесуэле не принято брать штраф с явных нарушителей ПДД.

Зато самые суровые наказания ждут водителей Сальвадора, Таиланда, Индонезии и Китая. Автовладельцев, которые в пьяном виде сбили человека насмерть, ждет смертная казнь. Первая «экспериментальная» расправа за аварию с человеческими жертвами была применена в Китае по отношению к водителю, по вине которого погибло 5 человек. На момент совершения ДТП он был пьян. Ответственность за происшествие понесли и родственники преступника: они были обязаны выплатить материальную компенсацию около $20 тыс. каждой из семей пострадавших.


Игорь Субботин

Почему пьяных водителей не наказывают строго

В настоящее время статья 264 Уголовного кодекса предусматривает для пьяных виновников ДТП, в котором погиб человек, лишение свободы сроком до семи лет с лишением прав до трех лет. Действия пьяного водителя, повлекшие за собой смерть двух и более лиц, УК предлагает наказывать либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо тюремным сроком до 9 лет плюс лишение прав на три года.

Посещая Совфед в конце июня, Владимир Путин попросил парламентариев «сформулировать как законодательную инициативу» ужесточение наказания за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В конце августа в Госдуму было внесено два законопроекта, усиливающих ответственность пьяных водителей. Разработанный депутатами от ЛДПР Игорем Лебедевым, Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым документ предлагает увеличить сроки за гибель человека в результате «пьяного» ДТП. При одном погибшем — наказывать лишением свободы на срок от трех до пяти лет, при нескольких — на срок от пяти до 15 лет. При этом во втором случае парламентарии предлагают не оставлять для осужденных альтернативу в виде пятилетнего срока принудительных работ.

Второй законопроект, внесенный единороссом Сергеем Чижовым, предлагает наказывать водителей за повторный отказ проходить тест на алкоголь лишением прав на три года (сейчас существуют санкции только к первичному отказу от медосвидетельствования).

В то же время другой единоросс, первый замглавы Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, готовит к внесению свою формулу для пьяных водителей: ввести уголовную ответственность за повторное вождение в пьяном виде уже лишенных прав за аналогичное правонарушение автомобилистов. Но при этом отказаться от «нулевого промилле» (введенного по инициативе Дмитрия Медведева), поскольку тяжкое наказание могут понести водители с так называемым «эндогенным алкоголем» в крови, то есть спиртом, который вырабатывает организм самостоятельно. Допустимая норма, с точки зрения Лысакова, должна составить от 0,2 до 0,3 промилле, но не более.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру