«Библиотека Шнеерсона — это миф»

Компромисс, который предложил Путин, — максимум того, на что может пойти российское государство

Владимир Путин, побывав 19 февраля в недавно открытом (уточним — частном) Еврейском музее на Образцова, 11 (он же — Центр толерантности), произнес историческую фразу о «размещении библиотеки Шнеерсона на площадях центра». Казалось бы, компромиссное решение в 20-летнем споре найдено, граждане недовольные могут расходиться по домам. Однако, как выяснилось, настоящая история со «Шнеерсоном» только начинается: российская еврейская община ждет реакции общины американской. Но отзовет ли та иски, затормозившие культурный обмен меж двумя странами, — большой вопрос. О подводных камнях дальнейшего дела «Шнеерсона» нас просвещал Борух Горин, видный представитель Федерации еврейских общин России.

Компромисс, который предложил Путин, — максимум того, на что может пойти российское государство
Стильная экспозиция еврейского музея: здесь могли бы стоять книги Шнеерсона.

— Сколь скоро произойдет передача, как думаете?

— А у меня есть предварительный вопрос: что именно пообещал Путин? Вам понятно, что означает слово «разместить»? А мне непонятно. Пообещал отдать навсегда? Или на хранение? Или просто выставить? Но даже не этот вопрос главный. ЧТО ИМЕННО нам передадут? Потому что навязшее на зубах название «Библиотека Шнеерсона» — это миф!

— Это почему же?

— Да потому что нет четкого понимания, какая именно часть из Фонда иудаики РГБ представляет собой коллекцию Шнеерсона. Это не разобранная, не описанная, не выделенная часть, понимаете?

— Не до конца. Что — лежит на полках груда книг, и никто не может сказать, где от Шнеерсона, а где нет?..

— Очень просто. Есть некий фонд (весом в 411 пудов), который, как знаете, был изъят с частных московских складов в 1918 году и перевезен в библиотеку Румянцевского музея... Так вот, по-настоящему он так никогда и не был разобран: книги расставлялись на полках в первую очередь по размеру — куда подходил фолиант, туда и ставился. При этом РГБ обладает и без «Шнеерсона» богатой еврейской коллекцией. И для того, чтоб понять, где БШ, а где нет, надо сначала выделить вещи несомненные — книги, на которых стоят либо печати, либо пометки Шнеерсона. Потом выделяется вторая группа — спорная (на ней нет очевидных признаков владельца, но есть т.н. второстепенные следы: ну, например, вторые-третьи тома из собрания сочинений по отношению к первому, стопроцентно шнеерсоновскому тому). Ну и третья группа — старые книги по иудаике, к Шнеерсону отношения не имеющие (например, из собрания барона Гинзбурга или принадлежащие раньше Русской православной церкви).

— То есть сначала нужна фундаментальная опись?

— Несомненно. Это кропотливая работа по выявлению артефактов. Она трудная, но подъемная: составляется совет из большого числа экспертов, которые полгода-год будут только этим заниматься. Но для этого нам нужна полная открытость фондов со стороны РГБ... Ведь что такое РГБ? Миллионы книг, сотни хранилищ, где можно элементарно спрятать вещи. Поэтому очень интересно, какое именно будет поручение от президента к Министерству культуры и к РГБ? А также важно, сколь рьяно его кинутся исполнять: увы, поручения президента в России трактуются по-разному. Так что пока — одни вопросы.

— Я не понимаю: а почему в Википедии написано, что собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг, 50 тысяч редких документов (в их числе 381 рукопись)?

— Это не более чем заявление. Эта цифра была озвучена истцом в американском суде, и она не признается Российской государственной библиотекой. Причем, по мнению РГБ, разница там на порядок! Есть какое-то число вещей, находящихся в отделе древних книг, их относительно немного (не более сотни). Их как раз успели отобрать в 1991 году американские эксперты, допущенные до фонда...

— Ну хорошо, а вы были бы рады, если б вам передали хотя б «точно шнеерсоновскую» сотню уже отобранных томов?

— Ситуация со «Шнеерсоном» — это огромное количество действий, которые нужно предпринимать по мере поступления проблемы. Да, мы были бы рады, если б на ПЕРВОМ этапе эти тома нам были переданы. Но сразу возникает вопрос: переданы КОМУ? Хорошо, Еврейскому музею — Центру толерантности. Но каково будет отношение к этому компромиссу американского истца (хасидского движения Хабад-Любавич)? Ведь начало каких-либо действий будет возможно, когда они отзовут иск из американского суда. Мы-то не можем отозвать!

— А если они скажут: «а мы не отзовем»?

— Ну, тогда акт передачи не решит судебную проблему, которая является ключевой: это просто будет акт доброй воли президента, который не укажет выход из сложившегося тупика в межкультурном обмене между Россией и США. В любом случае мы со своей стороны согласимся на хранение — моральный фон в стране должен меняться в лучшую сторону.

— Такой еще любопытный нюанс: передается-то коллекция в частный музей, не государственный...

— Частный музей, который находится в управлении общественной организации «Федерация еврейских общин России». То есть ответственность на себя берет ФЕОР.

— А то ведь есть стандарты по хранению, микроклимат, влажность там и прочее...

— А неспроста этот разговор о передаче стал возможным только после создания в Москве нашего Центра толерантности, который по условиям хранения далеко впереди всех государственных музеев (и РГБ). Не зря эксперты подсказали этот вариант Путину: не возникало ж все эти 20 лет речи о передаче книг просто еврейской общине, что называется, «в никуда». А теперь появилась профессиональная музейная институция, которая может взять обязательства и по условиям хранения, и по безопасности фолиантов. Кстати, и в 20-е, и в 90-е годы XX века в РГБ происходили «чудеса», когда рукописи из коллекции исчезали для дальнейшей продажи...

— Хорошо. Какие конкретно сейчас будут действия с вашей стороны?

— Сейчас мяч на стороне американской еврейской общественности. Ждем с нетерпением их ответ на предложение Путина. Грядут жаркие переговоры... Хочу еще раз подчеркнуть: впервые за 20 лет первое лицо государства высказало свое мнение по этому вопросу. До этого мы слышали лишь мнение комментаторов, но никогда не президента. Это коренным образом меняет историю этого конфликта. Не понимать этого невозможно. И американская сторона поскорее должна определиться, понимая очевидное: тот компромисс, который предложил Путин, — это на сей день максимум того, на что может пойти российское государство. Готовы ли американцы с этой реальностью смириться или будут стоять на своем «либо всё, либо ничего»? Если ответ №2 — мы начинаем вырабатывать свою позицию, которая вряд ли поддержит столь бескомпромиссную позицию американцев...

— Мы говорим «американцы» — а кто конкретно среди главных действующих лиц?

— Там комитет из четырех человек, они этим занимаются уже 20 лет: главный библиотекарь Центральной библиотеки любавического движения в Нью-Йорке раввин Левинсон, калифорнийский активист раввин Кунин (он как раз занимается юридической стороной, нанимает адвокатов), раввин Аронов (представитель израильского Хабада) и четвертый — раввин Коган (община на Большой Бронной в Москве). Последний, кстати, свою позицию уже высказал, считая, что этот компромисс необходимо принимать. Ждем мнения Кунина в первую очередь...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру