С хлебом-солью встречаем, в центре размещаем

Чего удалось достичь Москве в сфере туризма за последние годы

Несколько десятилетий подряд в нашей стране существовал стереотип, что иностранные туристы предпочитают ехать в Петербург, а в Москву заезжают буквально на пару дней — сфотографироваться на Красной площади да сходить в Кремль... И гостиницы в Питере были удобнее, и кафе дешевле. Однако последние шесть лет способствовали значительному развитию индустрии туризма в нашем городе, так что теперь иностранцы и гости из других городов не просто приезжают в Москву — они приезжают специально в выбранные дни, чтобы попасть на одно из запоминающихся мероприятий.

Чего удалось достичь Москве в сфере туризма за последние годы
Фото: агентство “МОСКВА”

По словам руководителя столичного Департамента спорта и туризма Николая Гуляева, за минувшие шесть лет турпоток в Москву вырос суммарно на 40 процентов. В 2016 году город посетили 17,5 миллиона человек, и эксперты туристической отрасли уверены — на достигнутом останавливаться не придется: тем более что с каждым годом столица становится все более привлекательной для тех, кто ищет интересный вариант отпуска.

«В Москву, на варенье!»

Во всем мире известны практики поездок, приуроченных к важным городским событиям — Октоберфест в Германии, карнавал в Венеции и даже рождественская служба в Ватикане собирает миллионы гостей. Москва теперь ничем не хуже — практика развития событийного туризма привела к тому, что наш День города перестал быть единственным зрелищным праздником, на который стоило бы посмотреть. Так, например, новогодний фестиваль «Путешествие в Рождество», продолжавшийся почти месяц (с середины декабря до середины января) привлек в город почти пять миллионов гостей, из которых 600 тысяч — это иностранные туристы, приехавшие специально, чтобы посмотреть на празднично украшенные, подсвеченные центральные улицы и принять участие в традиционных зимних русских забавах.

Всего «на события» в минувшем году приехали к нам более 55 миллионов туристов — как отмечают эксперты туристической отрасли, наибольшей популярностью пользуется фестиваль «Времена и эпохи» (на который приезжают не только зрители, но и участники-реконструкторы из разных стран — больше всего их собралось, когда темой мероприятия был заявлен Древний Рим), «Московские сезоны», чрезвычайно заманчиво выглядящие фестивали варенья, мороженого и урожая — на которых можно не только погулять, но и попробовать типичные для старой Москвы яства: взять хотя бы варенье из шишек, нашумевший щука-бургер или разнообразную окрошку. А уже ставший легендарным «Круг света» (который в прошлом году совместили с рождественскими мероприятиями) и вовсе признается одним из наиболее популярных мероприятий не только на российской, но и на мировой арене.

Событийный календарь столицы включает более полутора тысяч мероприятий, и крупнейшие московские туристические агентства уже начинают ориентироваться на него, составляя собственные программы. По словам ведущих экспертов отрасли, часть визитеров — это те, кто прицельно заезжает на открытие очередного «сезона», перед тем как отправиться в поездку, например, по Золотому кольцу.

К воде и на воды

Еще одним стимулом к развитию городского туризма стало открытие развлекательных центров, ничуть не уступающих зарубежным, — главным из таких объектов стал океанариум «Москвариум» на ВДНХ. По словам руководителей этого подводного царства в центре столицы, уже в первые дни (летом 2015 года) среди стоявших в очереди было достаточно тех, кто приехал специально, чтобы увидеть косаток и гад морских подводный ход — и в дальнейшем его тоже собираются включать в список объектов, обязательных к посещению. Особенно популярен такой вид досуга будет для семей с детьми — тех, кто приехал в город, а зоопарк уже видел... Или если зоопарк закрыт из-за погодных условий.

Кроме того, как ранее отмечали эксперты столичного Департамента спорта и туризма, значительную роль для привлечения гостей сыграло присоединение в 2011 году территорий Новой Москвы — там вполне может образоваться столичный курортный регион: в Валуеве, Ватутинках или Воронове открываются новые санатории (уже более двадцати). Поэтому туристы из других городов России запросто могут выбрать эти места для того, чтобы не только отдохнуть, но и поправить здоровье — а если учесть, сколько на территории Новой Москвы находится культурно-исторических памятников, то не исключено, что туристическая Мекка столицы через некоторое время сдвинется на юго-запад. Особенного интереса достойна реконструкция китайского центра в поселении Первомайское, где проходил 6-й съезд компартии Китая в 1928 году. Музей открылся в июле прошлого года.

«Чайна френдли», а не чайнатаун!

Кстати, о китайском влиянии на туристическую инфраструктуру города не стоит забывать и на территории старой Москвы. Уже несколько лет в городе действует программа China friendly, в соответствии с которой в наиболее значимых столичных гостиницах и туристических объектах появятся надписи на китайском языке и говорящий по-китайски персонал. Все эти меры — этапы подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Ожидается, что масштаб этого события будет сопоставим с Олимпиадой 1980 года, так что представители старшего поколения не удивляются, увидев указатели на английском и дубляж объявлений в метро.

Также к чемпионату мира по футболу приурочена другая масштабная программа — завершение обязательной классификации всех гостиниц Москвы. В настоящее время в городе работают 211 крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, 413 гостиниц и мини-отелей с номерным фондом менее 50 номеров, 242 хостела и 4 меблированные комнаты. Общий номерной фонд составляет 58,1 тысячи номеров, и различные категории «звезд» получили в этом году 870 отелей.

При этом специалисты отмечают, что востребованность тех или иных категорий гостиниц за последние 6 лет выросла почти на 25 процентов — сейчас в отелях и хостелах останавливаются около половины всех гостей столицы, другая половина все еще предпочитает по старинке заночевать в жилом секторе, у друзей и знакомых. Тем не менее, как напоминают эксперты, гостиница «без звезд» — это вовсе не обязательно кровать в восьмиместном номере хостела: чаще под такими шифрами скрываются небольшие отели типа «постель и завтрак» европейского образца.

Экономика победит политику

В разгар прошлых сезонов, когда политическая нестабильность в мире достигала своего пика, многие эксперты туристической отрасли выражали опасения, что неблагоприятная репутация России, сформировавшаяся после весны 2014 года, отрицательно повлияет на турпоток из-за рубежа. Однако, как выяснилось, практическая сметка и экономика победили глобальные политические мотивы: за счет снижения курса рубля Москва становится экономически привлекательной для тех, кто на родине получает зарплату в долларах и евро. А вот «черный пиар», который сполна обеспечивают России, касается преимущественно американцев и европейцев — а гости из Азии и Латинской Америки с удовольствием едут посмотреть на московские красоты. Поэтому значительное внимание в 2017 году планируется уделять приему гостей, приезжающих по безвизовым программам (такая уже действует с Китаем), и повышению репутации Москвы на международной арене — этому способствовали данные всевозможных рейтингов, опубликованные в начале 2017 года.

По данным, предоставленным специалистами столичного Департамента туризма и спорта, доходы от туризма играют все более заметную роль в экономике города — речь идет не только об оплате проживания и услуг экскурсоводов, посещения музеев, но и о повседневных расходах.

По оценкам, расходы «событийных» туристов в Москве составляют в среднем 6,3–6,7 тыс. рублей в день. Туристы, приезжающие в столицу с деловыми целями, тратят 5,9–6,3 тыс. рублей; с культурно-познавательными целями — 5,4–5,8 тыс. рублей. Траты шопинг-туристов в среднем составляют порядка 9,5–10,0 тыс. рублей в сутки. Все эти данные позволяют говорить о том, что в валовом региональном продукте (ВРП) сейчас около 4 процентов составляют доходы от туристической жизни города.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27318 от 7 февраля 2017

Заголовок в газете: С хлебом-солью встречаем, в центре размещаем!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру