Рубанок-парень

Уникальная коллекция жителя подмосковного Пушкино попала в Книгу рекордов

Не так давно житель подмосковного Пушкино Олег Оленев попал на страницы Книги рекордов России как обладатель самой большой в стране коллекции рубанков. Сейчас оленевский фонд насчитывает 790 инструментов со всего света — от Германии и Голландии до Японии и Америки. Но почивать на лаврах Оленев не желает — он собирается открыть первый в стране частный музей столярных инструментов.

Уникальная коллекция жителя подмосковного Пушкино попала в Книгу рекордов
Рубанок для столяра — все равно что для писателя ручка — первый и основной рабочий инструмент.

Тяжелое хобби

О рубанках Олег Оленев знает все. Ну или почти все. И охотно делится своим знанием с другими. Я вот, например, часа два кряду слушала его, открыв рот. Вот уж ни за что бы не поверила, что меня когда-либо можно увлечь темой строительных инструментов. Оказывается, можно. Только надо, чтобы рассказчик знал и любил то, о чем говорит.

Любви к предмету нашего разговора Олегу не занимать. Приезжает мастер с работы (трудится он инженером-конструктором в одном из столичных проектных институтов) и нырк, к неудовольствию жены Лены, к себе в мастерскую. Разве что поужинать выйдет. С другой стороны, все в доме — кровати, шкафы, комоды, стулья, окна, двери — сделано его руками с помощью тех самых коллекционных рубанков. Все вплоть до последней скалки. Что несколько примиряет Лену с необычным хобби супруга.

Страсть Олега к столярному ремеслу возникла еще в юные годы. Начинал он с гитар, потом взялся мастерить мебель, вошел во вкус. Тогда же стала прирастать его коллекция инструментов.

«А в 2005 году я вдруг заметил, что среди моих рубанков есть очень красивые и оригинальные образцы. С того момента я превратился в осознанного коллекционера», — вспоминает Олег.

И теперь Оленев в будние дни по вечерам пропадал в мастерской, а по выходным — на блошиных рынках Москвы и Подмосковья в надежде найти новый достойный экземпляр.

Но самые ценные трофеи удавалось добывать все-таки не на российских, а на заграничных барахолках. Из зарубежных вояжей на родину Оленев вез рубанки чемоданами. Что не помещалось в его сумку, клал в багаж к супруге, к дочерям. Всех нагружал по полной! Кстати, в среднем один рубанок весит полтора-два кг, хотя есть и 4—5-килограммовые.

А год назад, к облегчению домашних, Олег открыл для себя интернет-аукцион eBay и стал заказывать импортные раритеты с доставкой на дом.

Стружка на «бис»

— Так получилось, что у меня сейчас пятьдесят на пятьдесят: половина наших, российских, а половина зарубежных рубанков, — рассказывает Олег. — Вот самый старый экземпляр, сделанный между 1770 и 1781 годами. Датировку я устанавливал по клейму, сверяя его с каталогом. А клеймо имеет каждый инструмент. Вот, посмотрите, какой это рубанок — почерневший от времени, с патиной двух с половиной веков. Его стоимость как минимум 150 евро, правда, продавец об этом явно не знал и выставил его вместе с кучей другого инструмента на аукционе за 200 евро. Судя по всему, это наследство какого-то старого мастера. А я купил этого «кота в мешке». И вот такой сюрприз!«.

Есть в коллекции Оленева рубанок из Франции размером чуть больше ногтя на большом пальце взрослого человека. «Он предназначается для выстругивания дек у струнных инструментов, почему его еще называют скрипичным», — объясняет мне хозяин. На соседней полке лежит фуганок — рубанок-гигант длиной 90 см. «Это что! — не дает мне толком удивиться Олег. — Есть фуганки под два метра! Их используют в бондарном деле, при изготовлении деталей для бочек».

Фуганок — это только одна разновидность рубанка, а всего их около пятидесяти. И почти у каждого еще свои подвиды.

Оленеву достаточно взять рубанок в руки, и он без труда определит, откуда инструмент родом. «Каждая страна делает рубанки из определенного дерева, — открывает секрет Олег. — Испанцы — из каменного дуба, французы по преимуществу из груши и яблони, голландцы и англичане — из бука, германцы — из бука и граба. Американцы предпочитают желтую березу, а русские — дуб».

А вот японцы предпочитают... мифы о том, что их стружка из-под рубанков — самая тонкая в мире. Да еще и передачи про это снимают! Оленев категорически с этим не согласен: «У них в традиции делать не чугунные рубанки, а деревянные. Но первые по определению способны к более филигранной обработке материала, чем вторые, так что все заявления мастеров из Страны восходящего солнца — это лишь рекламный трюк». Тем не менее этот трюк сподвиг Олега на то, чтобы выяснить: а сколь изящной выходит стружка из-под его рубанков?! После ряда опытов с разными коллекционными экземплярами был достигнут результат в пять сотых миллиметра. Куда уж тоньше! Теперь Олег может в любой момент повторить этот «номер» на бис.

Коллекционер времени

— А вот один из самых дорогих экспонатов моей коллекции — рубанок английской фирмы «Томас Норис». Это «Роллс-Ройс» в мире столярных инструментов, — Олег любезно дает мне повертеть рубанок в руках. — У меня их вообще-то аж два. Оба выпущены в конце 1940-х годов прошлого века, потому рыночная стоимость их сравнительно невелика — 11–12 тысяч в переводе на рубли. А вот более ранние образчики компании, датированные началом ХХ столетия, могут продаваться по 1000 фунтов и выше«.

Но больше всего захватывает дух у коллекционера при виде самого сложного с конструкционной точки зрения инструмента — американского «Стенли-55». Этот рубанок, долгое время бывший мечтой Оленева, а ныне примостившийся на полке шкафа рядом с другими экземплярами, имеет в наборе 62 различных ножа, и нет ни одной столярной задачи, которая бы ему не покорилась. Кроме разве уж совсем замудреных.

«Вот только не понимаю одного, раз разговор зашел о Штатах, почему американцы всегда стремятся свои антикварные инструменты облагородить так, что их принимаешь за новые? Для меня, к примеру, коллекционные вещи как раз и ценны теми отпечатками, которые на них оставляет время, — признается Олег. — Когда я вижу старинный инструмент, то представляю, как выглядел мастер, работавший им, каким он был человеком, какие профессиональные приемы использовал при обработке дерева. На одном из моих коллекционных рубанков остались ямочки от пальцев столяра, так часто им пользовались. Представляете, следы какого гигантского труда он несет на себе?!».

Рубанок как зеркало для народов

Охота за новыми оригинальными экземплярами у Оленева сопровождается наблюдением за народами и государствами. Он открыл для себя парадоксальную зависимость: чем богаче страна, тем лучше развит блошиный рынок в ней. Во Франции, Голландии, Австрии, как в городах, так и в провинции, столярного антиквариата хоть завались. В России, если судить по барахолкам, в роскоши купается только Москва-матушка. Да и ценить то, что у нас есть, мы тоже не умеем. Слишком расточительна русская душа. «Не потому ли еле концы с концами сводим? — задается вопросом Олег. — Вот в Европе — а побывал я во многих странах — строительного антиквариата полным-полно. Есть образцы XVII–XVIII веков. В России же отечественных инструментов старше середины XIX века практически не найдешь. Все порастеряли, поразломали, повыкидывали».

Пока одни вольно разбрасываются наследием предков, другим хочется не только собирать его воедино, но и создавать музеи. Сравнительно недавняя, но крепко засевшая в уме Олега идея — устроить экспозицию инструментов на постоянной основе. Дом под музей он уже строит. Естественно, своими руками. Говорит, что года на два работы хватит. Зато супруга окончательно смягчилась — наконец-то забрезжила перспектива хоть как-то капитализировать хобби мужа. А то все одни расходы. И четыре под завязку забитых инструментом шкафа, и один заполненный до краев рубанками гараж.

Будут среди музейной экспозиции и рубанки, сделанные самим Оленевым, в том числе несколько реплик старинных инструментов, воспроизведенных по гравюрам XVIII–XIX веков.

Кстати, делать копии строительных инструментов — еще одно увлечение талантливого мастерового из Пушкино. К счастью для близких Оленева, копии он делает миниатюрные. Не так давно его коллекция из 80 единиц была удостоена признания и диплома той же отечественной Книги рекордов как «Самая большая коллекция миниатюрных столярных инструментов в России в масштабе 1:4».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру