Ежедневно в Москву прибывает более 3 тыс. междугородных и международных автобусов, которые привозят более 100 тыс. пассажиров. Однако проверки, проведенные Департаментом транспорта, свидетельствуют, что только 750 из них являются легальными перевозчиками, имеющими необходимые разрешения и согласования. Однако борьба с нелегалами ограничивается прорехами в федеральном законодательстве. «Обязательному согласованию с департаментом транспорта подлежат только регулярные межрегиональные маршруты. Если же перевозчик говорит, что выполняет заказные перевозки, то по закону он может самостоятельно определять маршрут следования и место отправления/прибытия автобуса», — поясняет Савченко.
Чтобы исправить ситуацию, департамент транспорта подготовил ряд новых распоряжений и поправок в федеральное законодательство. В частности, уже с 1 октября вступит в силу постановление правительства Москвы, которое обяжет организаторов заказных перевозок согласовывать с чиновниками маршруты и остановочные пункты своих автобусов. «Кроме того, мы будем ходатайствовать о введении лицензирования этого вида деятельности и исключения возможности для пассажиров оплачивать билеты и багаж. Работа заказных перевозчиков должна осуществляться только по безналичному расчету», — поясняет Савченко.
Не исключено, что вырастут и штрафы. До недавнего времени водители-нелегалы платили всего 1 тыс. руб. штрафа, недавно эта сумма для физлиц была поднята до 4 тыс. руб., а для юридических лиц — до 50 тыс. руб. Тем не менее чиновники считают, что для автобусных компаний это по-прежнему смешные деньги. По данным Торгово-промышленной палаты, рынок межрегиональных перевозок, завязанных на Москву, имеет оборот 38 млрд руб., из которых более 70% приходится на долю нелегальных перевозчиков.
Вместе с тем в департаменте транспорта признают, что легализации рынка в значительной степени мешает отсутствие нормальных автовокзалов и автостанций. Парковаться автобусам, даже работающим по всем правилам, просто негде. «В городе всего 2 вокзала и 5 станций при потребности