Дом, где не страшно стареть

«МК» побывал в социальном учреждении по уходу за престарелыми людьми

В благополучных странах стареть не страшно: там пожилые люди закономерно получают уважение, почет, лечение, уход. У нас, к сожалению, так получается не всегда. В Москве пожилые люди находятся под особым социальным вниманием: по закону им полагаются городские доплаты к пенсии, бесплатный проезд, при необходимости — помощь социальных работников. Но как быть, если человек уже не в силах себя обслуживать самостоятельно, а родственники не могут организовать достойный уход? Выход есть. В столице существует сеть пансионатов, где пожилым людям гарантируют спокойную, счастливую старость. «МК» побывал в одном из них и узнал, почему пожилые люди рады казенным стенам и не торопятся возвращаться домой.

«МК» побывал в социальном учреждении по уходу за престарелыми людьми

Пансионат №1 для ветеранов войны и труда находится в живописной, зеленой зоне на берегу канала им. Москвы, неподалеку от станции метро «Речной вокзал». Из окон двух 13-этажных корпусов открывается прекрасный вид на водоем с проплывающими по нему катерами и теплоходами. Вокруг — большая парковая зона в 5 га, разделенная аллеями и дорожками для прогулок. Есть спортивная площадка, летняя эстрада, ротонда и беседки, многочисленные скамеечки, даже свой мемориал павшим в Великой Отечественной войне.

Для большинства постояльцев прогулки на свежем воздухе — любимое занятие. Довольно большая часть пенсионеров перемещается на инвалидных колясках, те, что покрепче, ходят с палочкой или с помощью специальных ходунков, сидят на скамеечках у красивых цветочных клумб. У первого корпуса — просторное крыльцо под большим навесом-козырьком. Пожилые люди на колясках сидят в рядок на солнышке, смотрят в сад, слушают пение птиц. Несмотря на летнюю погоду, многие из них тепло одеты, ноги — в удобных валяных сапожках. Пожилому человеку даже в жару бывает зябко.

К своей новой жизни в пансионате его обитатели привыкают не сразу, хотя попасть сюда не так-то и просто. Претендовать на размещение в этом социальном учреждении могут только те, что полностью или частично утратили способность к самообслуживанию — самостоятельно не могут готовить, убирать и стирать, с трудом передвигаются.

— Оформление в пансионат происходит на основании личного заявления, — поясняет процедуру заместитель директора Махач Шейхов. — Все документы оформляются через собес по месту жительства. Желающие попасть в пансионат проходят медицинское обследование, а документы тем временем поступают в Департамент социальной защиты населения. Там еженедельно ведется сводка мест во всех учреждениях города — всего подобных пансионатов в городе 9. Клиент вправе выбрать тот из них, который ему больше по душе. Но если есть очередь, то приходится подождать.

Общий список на размещение в социальных пансионатах Москвы ведется на сайте Департамента социальной защиты в электронном виде. Он абсолютно прозрачный и общедоступный. Свое положение в очереди можно узнать, задав имя, фамилию и год своего рождения. Пансионат №1 в рейтинге московских пансионатов находится на втором месте, то есть пока считается не самым лучшим. Обошло его другое соцучреждение на юго-западе столицы, №31.

Жить в пансионате можно как постоянно, так и временно — по заявлению. При временном проживании прописка по месту жительства сохраняется. Если житье-бытье пожилому человеку придется не по вкусу — всякое ведь бывает, — клиенты могут расторгнуть договор и вернуться домой. Первые несколько месяцев — самый сложный, переломный период. Старики скучают по привычному окружению, родным, домашней еде.

— Мы стараемся наладить контакт с родственниками, редко когда к нам поступают совсем одинокие клиенты. Навещать постояльцев пансионата разрешают каждый день, с 10 до 19 без ограничений, — объясняет Махач Расулович. — Мы всегда приветствуем родственников, которые хотят приходить как можно чаще. Но бывает, что, сдав близкого человека на руки социальным работникам, его родные считают, что дело сделано, и не приезжают месяцами. Видно, не знают, что старики очень сильно тоскуют по дому.

Каким бы любезным и обходительным ни был персонал, перемена места жительства для пожилого человека все равно проходит довольно болезненно. Как бы вкусно ни готовили в местной столовой, это все равно для него «общепит». Поэтому в каждом корпусе предусмотрены мини-кухни, где при желании можно поэкспериментировать с гастрономией, приготовить что-нибудь на свое усмотрение. Правда, если быть объективным, в этом нет особой необходимости. Питание в пансионате 6-разовое, довольно разнообразное. Готовят еду на большой комфортабельной кухне. Меню стараются слишком часто не повторять. Первый завтрак начинается в 8 утра. Дают несколько каш на выбор, чай и бутерброды. Второй завтрак в 11 часов дня — фрукты и сырники, запеканка. Обед начинается в 14 часов дня: дают два супа на выбор, мясное или рыбное блюдо с гарниром на выбор, овощи, фруктовые морсы и компоты, на ужин — салаты, опять же мясо или рыба с гарниром, выпечка, кефир. Коржики, булочки и печенье в пансионате тоже собственного изготовления.

Живут постояльцы пансионата по-разному: кто в одноместных номерах-квартирах, кто в двухместных вместе с соседом. Есть комнаты, обустроенные по-домашнему, есть больше напоминающие номер в гостинице — все зависит от самих жильцов. В администрации стараются подбирать соседей по комнате, исходя из темперамента и интересов постояльцев. Если, скажем, один является поклонником телесериалов, то ему постараются подселить такого же любителя телепередач, чтобы не было излишних конфликтов. Пенсионерам, которые чувствуют себя неплохо и могут двигаться без чужой помощи, разрешают прогуливаться и за территорией пансионата. Более того, каждый из жильцов по закону имеет право на ежегодный 3-месячный отпуск — может уехать на дачу, в санаторий или в гости к друзьям. В это время его комната опечатывается и дожидается своего хозяина в целости и сохранности.

Практически 50% жителей пансионата являются постояльцами так называемых отделений милосердия, то есть требуют круглосуточного внимания и ухода. Отделений милосердия в пансионате — восемь. Это просторные палаты, рассчитанные на 2–4 человек, часто оснащенные специальными устройствами для ухода за немощными, больными людьми. На потолке — рельсы автоматизированных подъемников. Персоналу пансионата не приходится таскать на себе малоподвижных и совсем не легких пожилых людей. Специальный жилет подкладывается под человека и крепится к подъемнику. С его помощью можно переместиться с кровати на кресло и обратно. Тех, кто покрепче, вывозят на прогулку на улицу, используя для этого инвалидное кресло.

Есть здесь и специальная комната-купальня, где регулярно проводят гигиенические процедуры. Для пенсионеров, которые уже и сидеть не в силах, установлена помывочная кушетка — переместиться на нее с кровати-каталки тоже помогает специальное автоматизированное устройство.

На каждом этаже — своя прачечная, сушильня и гладильная комната. Оборудование там — суперсовременное, процесс, насколько это возможно, автоматизирован. В отделении — идеальная чистота, нет даже намека на характерный запах, который часто бывает в помещениях, где лежат пожилые люди. И это несмотря на то, что постояльцы в основном находятся на постельном режиме. В отделении, которое я посетила, например, из 53 пенсионеров 20 — лежачие, 13 — совсем обездвиженные, их кормят с ложечки.

В 2010 году в пансионате сменилось руководство. Сергей Собянин распорядился выделить средства на ремонт и модернизацию корпусов — 260 миллионов рублей на 2011–2012 годы. Работа в пансионате — не из простых. Самое сложное — даже не в том, что за старыми, как за малыми, требуется постоянный уход, а в том, что, независимо ни от каких обстоятельств, всегда и везде нужно проявлять терпение, доброжелательность и доброту. Это самое главное профессиональное требование. Чтобы не было «профессионального выгорания», с персоналом специально занимаются психологи. Нового директора Галину Михайличенко пациенты хвалят и заочно благодарят: условиями содержания, работой персонала старики довольны — узнав, что я корреспондент газеты, просят это отметить.

Сейчас пансионат №1 практически не принимает новых постояльцев — там идет капитальный ремонт. Менять окна, двери, инженерию, красить потолки и стены в пансионате стараются очень постепенно — маленькими сегментами, чтобы излишне не раздражать стариков. Когда те увидели, как преображаются после ремонта жилые комнаты и корпуса, стали в очередь на переезд. На сегодняшний день отремонтировано более 50% жилых и общих помещений, столовая одного из корпусов, кинозал.

— Люди пожилые очень ревностно относятся к качеству своей жизни, боятся чего-то не успеть, — объясняет психологию своих подопечных Махач Шейхов.

Он показывает мне территорию пансионата, а по пути раскланивается и здоровается с пожилыми людьми, называя их по имени-отчеству. Знает лично и помнит в лицо практически всех — это приятно удивляет. Старики в ответ тоже здороваются, спешат сообщить о каких-то своих проблемах и делах. На спортивной площадке человек 25 на инвалидных колясках слушают объяснения инструктора, кто-то самостоятельно упражняется на уличных тренажерах. На одной из парковых аллей пожилые люди чуть ли не с рук кормят белочку — видно, что та совсем не боится своих кормильцев.

— Зверьки стали практически ручными, нашли с дедушками и бабушками общий язык, — смеется замдиректора.

Можно сказать, что пансионеры находятся здесь на полном довольствии. Их полностью обеспечивают одеждой и обувью по сезону, предметами личной гигиены и хозяйственно-бытовыми наборами. Вся медицинская техника — коляски, трости, ходунки — тоже закупаются централизованно. В пансионате работают квалифицированные медики, врачи-терапевты, медицинские сестры. Если требуется консультация специалиста или какая-то узкая диагностика, пенсионерам организуют посещение необходимых медицинских центров. Старики довольны: им не приходится стоять в очередях и подолгу ждать решения своих проблем. Какая бы помощь им ни требовалась — правовая, психологическая, юридическая, медицинская, — все решается довольно быстро и без лишних нервов и усилий.

Переселившись в пансионат, пожилые люди не торопятся заводить дружбу, больше дорожат старыми связями. Здесь у них — приятельство, совместный досуг, клубы по интересам, даже обучение. Есть отдельный компьютерный класс, в котором занимаются начинающие и продвинутые пользователи. В каждом из корпусов оборудован отличный кинозал, куда жильцы пансионата могут заезжать даже на колясках. Фильмы идут не только по вечерам, но и в полдень.

Кроме этого в пансионате периодически организуют экскурсии, посещение музеев, концертов. К старикам охотно приезжают разные концертные бригады.

На досуге пожилые люди любят сразиться в шахматы, сыграть в бильярд. Специальный транспорт регулярно вывозит группу пенсионеров в бассейн. Было бы у них настроение, а все условия для этого здесь созданы.

Люди здесь живут самые разные. Есть замечательные личности, боевые ветераны, кавалеры боевых наград, как ветеран Борис Григорьевич Свердловский. Эти люди, хлебнувшие в жизни всякого, по словам персонала, самые добрые, самые позитивные. Возраст для них — только цифра в календаре. Несмотря на годы, они продолжают интересоваться всем на свете, постоянно в деле, изучают что-нибудь новое, читают.

Среди постояльцев пансионата живет и настоящая художница — Любовь Ивановна Кулябко. Рисовать она начала уже на пенсии и незаметно для себя стала профессиональным живописцем. Работы художницы — яркие, энергичные, мажорные. Никогда и не скажешь, что это так видит мир пожилой человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру