Столица в пробках

Загруженность городских магистралей

23 августа 2013 в 15:27, просмотров: 4911

Последние несколько лет москвичей, вопреки утверждению Булгакова, портит уже не квартирный вопрос, а пробки. Жители смирились с тем, что жилье в Москве стоит существенно дороже, чем в других городах: это плата за столичный статус и ограничение внутренней и внешней миграции. Кроме того, благодаря приватизации многие москвичи стали обладателями недвижимости стоимостью несколько миллионов рублей. Гораздо труднее оказалось смириться с постоянными заторами на дорогах. Как подсчитал голландский производитель GPS-оборудования — компания TomTom, средний житель Москвы проводит в пробках 127 часов в год, или больше 5 дней. Это самый высокий показатель среди всех городов Европы. Задумайтесь: 5 дней, которые можно было бы провести с книжной на диване или посвятить любимому хобби или семье. Экономисты в свою очередь говорят, что пробки крадут не только личное время граждан, но и миллионы рублей, не поступивших в бюджет Москвы. Запредельная нагрузка негативно влияет как на жизнедеятельность столицы, так и на грузооборот по транспортным коридорам, проходящим через Московский транспортный узел, экономику региона и его инвестиционную привлекательность.

Столица в пробках
фото: Наталья Мущинкина

В сложившейся ситуации вопрос «кто виноват» задавать уже поздно. Тем более что причины сегодняшних заторов появились в те относительно далекие времена, когда автомобили в Москве еще были роскошью, а не средством передвижения. На самом деле исторически сложившаяся радиально-кольцевая схема не так уж плоха для организации движения. Она обеспечивает удобные транспортные связи по радиусам с центром города, а также периферийных районов между собой по кольцевым магистралям. Плохо то, что в Москве она не получила своего развития. Все, что мы имеем сегодня, — три кольца (Садовое, Третье транспортное и МКАД) и 18 радиальных направлений — это крайне мало для гигантского мегаполиса. В том же Париже радиально-кольцевая схема была улучшена дополнительными планировочными решениями, позволившими рассредоточить транспортные потоки в центре города и повысить его пропускную способность.

Когда приезжающие в Москву западные эксперты говорят, что дорожное строительство — это вчерашний день и нужно не создавать новые дороги, а повышать потенциал использования старых, они исходят из своих реалий. В Париже плотность улично-дорожной сети составляет 15 км на 1 кв. км, в Нью-Йорке — 12,4 км на 1 кв. км, в Лондоне — 9,3 км на 1 кв. км. Для сравнения: в Москве — только 3,3 км на 1 кв. км. То есть в три–пять раз меньше, чем в сравнимых по масштабам мегаполисах (см. диаграмму внизу). Чтобы их догнать и ликвидировать имеющийся дефицит, нам нужно построить как минимум 350–400 км новых дорог. И только потом уже рассуждать о «нестроительных» технологиях повышения пропускной способности.

Не стоит также забывать, что еще совсем недавно — каких-то 30 лет назад — дороги проектировались и строились из расчета 3 автомобиля на 100 человек. Во времена распределительной системы и тотального дефицита казалось, что такая тенденция сохранится навсегда. Но в какой-то момент возникли «ножницы»: количество автомобилей начало резко расти, а строительство дорог в самый критический момент упало до 5 километров в год. Теперь эти объемы надо срочно наращивать и подводить дорожную сеть под нынешние стандарты, которые уже превысили показатели европейских городов и вплотную приближаются к американским. Сейчас в Москве на тысячу жителей приходится 380 автомобилей. Для сравнения: в Париже — 263, в Лондоне — 331, в Токио — 300, в Пекине — 280, в Нью-Йорке — 450. По прогнозам специалистов, на этот уровень мы выйдем уже в 2015 году. И если за оставшееся время ничего в сложившейся ситуации не менять, Москву ожидает транспортный коллапс — это всем очевидно.

К тому же автомобилизация растет не только в Москве, но и в соседней области. Причем еще более сумасшедшими темпами. Значительная часть этих автомобилей ежедневно устремляется в Москву. По восточным и юго-восточным направлениям загрузка магистралей в часы пик составляет более 120%. С 8 до 9 утра МКАД пересекают 184 тыс. и 195 тыс. человек соответственно при пропускной способности 163 тыс. и 130 тыс. пассажиров в час. Загрузка остальных направлений находится на уровне 100–120%, и только Волоколамское и Ленинградское шоссе пока не исчерпали свои проектные мощности. По ним в Москву приезжают 74 тыс. и 68 тыс. человек в час при пропускной способности 96 тыс. и 69 тыс. Впрочем, уже через 5 лет и этой «лазейки» у водителей не останется. Всего на работу в Москву из Московской области ежедневно приезжает 1,3 млн человек, что дополнительно усугубляет имеющийся дисбаланс районов проживания и мест приложения труда. Можно без преувеличения сказать, что дальнейшее развитие Москвы означает развитие ее дорог.

Конечно, Московский транспортный узел — слишком сложная и противоречивая система, чтобы разрубить его можно было одним строительством новых дорог. Проблемы нужно решать в комплексе, и для этого у городских властей есть целая программа действий, включающая прокладку новых веток метро, развитие инфраструктуры железных дорог и повышение эффективности их использования, создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и перехватывающих парковок. Дорожное строительство — это подножие айсберга, которое обеспечивает ему комфортный дрейф по волнам. Все рельсовые магистрали привязаны к дорогам и сами по себе не могут дать того эффекта, на который рассчитывают власти.

Поэтому развитие улично-дорожной сети является неотъемлемой частью преобразований в Московском транспортном узле. В ближайшие 8 лет планируется построить 200 км магистралей и реконструировать еще порядка 500 км, соорудить 150 новых развязок и обновить 28 уже существующих сооружений, создать 20 новых путепроводов. На каждую проблему, включая те, что формировались на протяжении нескольких веков, уже разработано, просчитано и включено в программу бюджетных инвестиций эффективное решение. И пока политические оппоненты мэрии не перестают искать тех, кто виноват, городские власти готовы взять на себя ответственность и делать.

Еще совсем немного, и точка невозврата будет пройдена.



Партнеры