Комплекс мер по «перезапуску» столицы

Москва движется

23 августа 2013 в 15:36, просмотров: 16599
Комплекс мер по «перезапуску» столицы
фото: Михаил Ковалев

Проблема

Незавершенная радиально-кольцевая система

Радиальная схема начала складываться в Москве с тех далеких времен, когда Кремль был крепостью. Ведущие от него лучи связывали столицу с другими древними городами. Потом к радиусам добавились кольца, заменившие фортификационные сооружения. Первое — Бульварное кольцо — возникло на месте разобранных стен и башен Белого города в конце XVIII века. Садовое кольцо — это бывший земляной вал, насыпанный по приказу Ивана Грозного после опустошительного набега на Москву крымского хана Казы-Гирея. Еще два кольца — МКАД и ТТК — не имеют исторического контекста. Одно из них строили в XX веке для снятия транзитного грузового движения через Москву. Другое — чтобы разгрузить центральную часть города, в том числе Садовое кольцо. Специалисты в области урбанистики утверждают, что, если бы колец было больше, мы бы не испытывали таких транспортных проблем, как сейчас. Развитая радиально-кольцевая схема обеспечивает удобные транспортные связи по радиусам с центром города, а также периферийных районов между собой по кольцевым магистралям. Наша беда, что колец всего четыре, они расположены на слишком большом расстоянии друг от друга и между ними нет дополнительных поперечных связей. В результате около трети внутригородских транзитных потоков концентрируется в центре города, вызывая заторы на дорогах.

Решение

Строительство хорд и дорог-дублеров

Первоначально столичные власти были настроены на то, чтобы развивать полученную в наследство схему. Так в городе появилось Третье транспортное кольцо, а сейчас на подходе два новых радиуса — на севере в Москву должна войти скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, а на западе — дорога, идущая в обход города Одинцова (в Москве ее продолжением в перспективе станет северный дублер Кутузовского проспекта). В 2008-м мэрия приступила к сооружению первого участка Четвертого транспортного кольца (оно должно было пройти между ТТК и МКАД) от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Однако проект получился слишком сложным технически — большая часть дороги должна была идти по эстакадам — и как следствие очень дорогим. Только первый участок обошелся бюджету почти в 70 млрд руб., в целом же затраты на строительство кольца могли бы составить триллион рублей. Поэтому в 2011 году столичные власти решили остановить строительство ЧТК, включив строящийся отрезок в трассировку проектируемой Северо-восточной хорды.

Эта новая скоростная магистраль протяженностью 26,6 км соединит юго-восток и север Москвы и обеспечит связь с популярными региональными направлениями Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород — Казань. Например, после запуска этой магистрали можно будет по прямой выехать с Рязанского проспекта на автодорогу в сторону Санкт-Петербурга. Еще одна хорда — Северо-западная — соединит север с юго-западом столицы, а также даст выход на автомобильные дороги федерального значения М-1 «Беларусь» и М-8 «Холмогоры». Это будет 30-километровая трасса без единого светофора. От Можайского до Ярославского шоссе можно будет доехать максимум за 25 минут без остановок и заездов в центр города. Связующим звеном между двумя хордами станет Южная рокада, к строительству которой планируется приступить в этом году. Она стартует от Рублевского шоссе и пройдет через весь юг города, пересекая Мичуринский проспект, Профсоюзную улицу, Каширку и Варшавку. На западе с нее можно будет выехать на трассу М-9 «Балтия», на юго-востоке — на М-7 «Урал».

В перспективе же в городе должна быть проложена и Юго-восточная хорда, таким образом, в обозримом будущем вместо очередного кольца на карте Москвы появится четырехугольник, образованный тремя хордами и рокадой. Строительство первых трех дорог обойдется бюджету в 6–7 раз дешевле одного ЧТК. При этом движение будет организовано более эффективно: во-первых, без лишних перепробегов, характерных для кольцевых магистралей, во-вторых, без традиционных для МКАД и ТТК заторов на съездах и выездах. При этом по территории Новой Москвы пройдет 20-километровый участок первого пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).

Проблема

Разобщенность территорий

В такой ситуации, наверное, оказывался каждый москвич. Нужный объект — например супермаркет или бензоколонка, — находится буквально в двух шагах, а в реальности дорога занимает полчаса. Причина — отсутствие «коротких» связей между территориями. Наш город разделен на части реками, парками и многочисленными линиями железнодорожных путей. Чтобы найти ближайший переезд, зачастую нужно проехать путь длиной несколько километров, не говоря уже о попавшихся на пути светофорах и пробках. Максимальное расстояние между путепроводами сейчас составляет 10,6 км, а между мостами — 13,7 км.

Решение

Строительство путепроводов, мостов и недостающих дорог между соседними районами

Дополнительные связи между соседними территориями городу нужны как воздух. Они улучшат доступность социальных объектов (например, поликлиник и школ) и уменьшат перепробег как общественного, так и личного автотранспорта. Программа дорожно-транспортного строительства предусматривает сооружение 20 путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами и 7 мостов. В числе 11 приоритетных объектов — путепроводы над Киевским, Курским и Павелецким направлениями МЖД, а также Малым кольцом МЖД. Кроме того, планируется провести реконструкцию 54 км существующих местных дорог, построить 52 км новых поперечных связей и 38 транспортных сооружений, повышающих связанность сопредельных территорий города. В Новой Москве помимо ЦКАД будет построена более приближенная к старым границам города магистраль Солнцево — Бутово — Видное. Кроме того, предусматривается организация связи между аэропортами «Внуково» — Остафьево — «Домодедово».

КСТАТИ

Экономия бюджетных средств за счет проведения конкурсных процедур по объектам улично-дорожной сети (УДС) и снижения цены контрактов на выполнение государственного заказа с 2011 года по настоящее время составила 25,4 млрд рублей, или 12,8% от предусмотренных адресно-инвестиционной программой бюджетных ассигнований.

Это позволит:

— в целях дальнейшего развития дорожно-транспортной системы города Москвы увеличить количество строящихся объектов УДС, например, дополнительно реконструировать 60 км вылетных магистралей или построить 2 транспортные развязки, или 20 путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог регионального значения, или построить более 10 локальных дорог для организации связи между районами, или около 800 пешеходных переходов;

— для насыщения районов города современной социальной инфраструктурой возможно построить 25 новых поликлиник, или 100 новых детских садов, или 62 новые школы.

Проблема

Дефицит дорог

Протяженность улично-дорожной сети Москвы — 3600 км, в том числе магистральной — 1322 км. По данным экспертов, в столице РФ улично-дорожная сеть занимает 8,4% от общего объема территорий, тогда как в американских городах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес) этот показатель составляет 35%, а в европейских (Париж, Лондон, Мюнхен) — 20–25%. Чтобы приблизиться к этому состоянию, нам необходимо построить хотя бы 350–400 км новых дорог. Сейчас дефицит протяженности вызывает серьезные перегрузки УДС — до 60% в среднем по городу, до 80% — на магистралях. При этом в пределах Третьего транспортного кольца в таком режиме работает более 90% дорог. Все это приводит к плотному трафику и низкой скорости — 15–20 км/ч — передвижения по городу. Многочасовые пробки в часы пик являются источниками загрязнения окружающей среды и негативно влияют на здоровье людей. И это еще не все. Дорожные проблемы Москвы переплетены друг с другом, и решать их нужно во взаимосвязи одна с другой. Разгрузить Москву можно, только увеличив популярность общественного транспорта, с тем чтобы люди добирались на нем до работы и до дома. Но дефицит дорог заставляет и автобусы с троллейбусами медленно ехать и простаивать в пробках. Стало быть, и развивать общественный транспорт, и расширять сеть дорог можно только одновременно и комплексно.

Решение

Строительство новых дорог и реконструкция вылетных магистралей

Правительство Москвы утвердило пятилетнюю программу реконструкции основных транспортных магистралей, формирующих транспортные коридоры через Москву и Московский регион. В этом году завершается реконструкция 5 вылетных магистралей из 18: Варшавского шоссе на участке от МКАД до Садового кольца; Каширского шоссе на участке от МКАД до Варшавского шоссе; Балаклавский просп. — Рублевское шоссе на участке от МКАД до Варшавского шоссе; Ярославского шоссе на участке от МКАД до Садового кольца и Ленинградского шоссе на участке от станции метро «Сокол» до МКАД. Главная цель реконструкции — создание условий для беспрепятственной работы общественного транспорта, ускорение движения и обеспечение безопасности на дорогах за счет строительства внеуличных подземных и наземных переходов. За ближайшие 3 года будет введен в эксплуатацию 341 км УДС, из них 233 км дорог реконструировано и более 100 км построено с нуля. В перспективных планах властей строительство двух дополнительных радиальных направлений, в частности, северного и южного дублеров Кутузовского проспекта.

Развитие дорожной сети создаст благоприятные условия для реанимирования депрессивных городских территорий, прежде всего промзон, и вовлечения их в хозяйственный оборот, что в свою очередь принесет дополнительные доходы в бюджет города. Кроме того, будет обеспечена транспортная доступность новых центров роста, расположенных на присоединенной территории, в том числе МФЦ в Рублево-Архангельском, административно-делового центра в Коммунарке и ИЦ «Сколково».

Проблема

низкая пропускная способность

Дорог в Москве не только не хватает количественно. Те, что есть, не могут пропустить устремляющиеся на них транспортные потоки. Городская УДС изобилует узкими «горлышками» — наследством тех далеких времен, когда о строительстве искусственных транспортных сооружений еще никто не задумывался, а движение на перекрестках регулировалось светофорами. Сейчас именно светофоры и связанные с ними пешеходные переходы являются источниками гигантских пробок, скапливающихся в утренние часы пик на подъездах к центру города и в обратном направлении, когда люди разъезжаются по домам. В свою очередь на периферии города наибольшие проблемы движению создают устаревшие развязки на МКАД.

Решение

Строительство новых развязок, тоннелей и заездных карманов. Реконструкция развязок на МКАД

Строительство сооружений, призванных обеспечить непрерывность движения по основным транспортным коридорам, является важной частью транспортной программы Москвы. За последние 2,5 года были введены в эксплуатацию развязка Вешняки — Люберцы, развязка на Волоколамском шоссе, дополнительный выезд из Куркина на МКАД, две эстакады в составе развязки на Ленинградском шоссе при выезде на МКАД, разворотный тоннель на Каширском шоссе, разворотная эстакада с подходами у МКАД на Варшавском шоссе и др. Всего 48 объектов — 38 эстакад, 8 тоннелей и 2 путепровода. За ближайшие три года планируется построить еще около 70 аналогичных сооружений, которые разгрузят перекрестки и обеспечат беспрепятственное движение транспорта по формирующим их дорогам. Тоннели и эстакады запроектированы в составе реконструкции всех вылетных магистралей Москвы, а также при создании хорд и дополнительных поперечных связей между районами. Кроме того, часть светофоров планируется снять за счет строительства 150 внеуличных пешеходных переходов. В свою очередь заездные карманы (только в составе вылетных магистралей их создадут 380) позволят общественному транспорту при посадке-высадке пассажиров не создавать помехи для других участников движения.

Власти разработали отдельную программу увеличения пропускной способности основной транзитной магистрали Москвы — МКАД. Устаревшие развязки на пересечении с вылетными магистралями в виде клеверного листа будут реконструированы и перестроены в развязки с направленными съездами. Количество въездов-выездов с основной проезжей части должно быть минимизировано за счет боковых проездов. Помимо этого владельцев недвижимости, расположенной по обе стороны кольца, обяжут расширить подъезды к своим объектам. По нормативам они должны состоять из двух полос и иметь разгонные полосы до и после поворота длиной не менее 70–90 метров. В первоочередной перечень уже включены 50 подъездов к торговым центрам и автосалонам.

Проблема

Несоответствие планировочных параметров дорог на границе Москвы и области

Транспортную ситуацию на вылетных магистралях в настоящее время заметно ухудшает разная ширина дорожного полотна в Москве и за пределами МКАД. Например, Ярославское шоссе до МКАД насчитывает 8 полос, а его продолжение — федеральная трасса «Холмогоры» — 6. Рублевское шоссе в Москве имеет ширину 6 полос, а в области — всего 4. В целом по основным направлениям дефицит составляет 23 полосы. Это создает пресловутые «бутылочные горлышки» и снижает эффективность решений, принимаемых для развития УДС внутри каждого региона.

Решение

Увязка планов правительства Москвы и Московской области по строительству транспортной инфраструктуры

Одна из основных задач дорожной программы — чтобы количество входящих и выходящих из города полос совпадало. Поэтому реконструкция вылетных магистралей в целом увязана с работами на федеральных трассах. Например, сейчас в Московской области ведется реконструкция Ярославского шоссе на участке МКАД — Пушкино с 16-го по 47-й км. А город, в свою очередь, в этом году заканчивает работы на участке от Садового кольца до МКАД. После реконструкции Ярославка в области будет иметь по 5 полос в каждую сторону (в Москве по 6), не считая двухполосных дорог-дублеров (в черте Москвы трехполосных). Перестраивать развязку на МКАД в данном случае не потребуется: она полностью соответствует современным требованиям и легко справится с растущими автомобильными потоками. В идеале такая синхронизация должна быть достигнута по всем магистралям. По тем направлениям, где ясности пока нет, власти приостановили работы внутри города, поскольку понимают, что желаемого эффекта не получат.

Проблема

60% грузопотока, следующего через Москву, является транзитным

Каждый день водителям легковушек приходится по нескольку часов стоять в пробках на МКАД, зажатыми между фурами, дышать соляркой и с ужасом наблюдать излюбленную игру большегрузов в догонялки. По статистике, только за прошлый и нынешний год в ДТП с участием грузовиков на МКАДе погибли 80 человек. При этом для большинства грузовиков Москва является не конечным пунктом назначения, а транзитной точкой, через которую нужно проехать, чтобы попасть в другой регион.

Решение строительство ЦКАД

Реализация самого масштабного инфраструктурного проекта на территории Московского региона предусматривает сооружение нового автомобильного кольца на расстоянии 30–50 км от МКАД. Оно заберет на себя транзитные грузопотоки, а также часть личного автотранспорта жителей Московской области, которые, переезжая из одного района в другой, тоже вынуждены пользоваться Московской окружной. Строительство первого участка ЦКАД начнется в 2014 году на территории Новой Москвы. Полностью первая очередь круговой магистрали общей протяженностью 339 км будет готова до конца 2018 года. В дальнейшем дорогу планируется расширить с 6 полос до 8–10, что в свою очередь позволит увеличить максимальную скорость движения по ЦКАД со 120 км/ч до 140 км/ч.

Проблема

Концентрация в центре 70% рабочих мест, основных музеев, театров и др. учреждений культуры

Первопричина перегрузки городской транспортной инфраструктуры — это дисбаланс районов проживания населения и мест приложения труда. В пределах ТТК сосредоточена почти половина рабочих мест столицы, а проживает только 8% ее населения. 92% москвичей живет в зоне между ТТК и МКАД. Таким образом, центр Москвы — ее основное «узкое место». 1 миллион 300 человек, проживающих в Московской области, но работающих в Москве, усугубляют этот дисбаланс, потому что ежедневно ездят туда и сюда. А в целом с учетом пассажиров, прибывающих железнодорожным и авиатранспортом, автобусами, в Москву ежедневно прибывают 2,5 млн человек.

Решение

Децентрализация

Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения транспортной обстановки в центре Москвы, власти ввели ограничение на строительство там новых офисных зданий и будут стимулировать компании переводить свои бэк-офисы за пределы Третьего транспортного кольца. Альтернативными «точками роста» должны стать городские промзоны, где планируется создавать высокотехнологичные и востребованные москвичами рабочие места, а также присоединенные территории, которые в перспективе дадут работу 1 млн горожан.

Проблема

Низкая скорость и частота движения общественного транспорта

Высокая плотность движения препятствует нормальной работе общественного транспорта. Поскольку все транспортные средства движутся в одном потоке и одинаково стоят в пробках, многие люди предпочитают провести это время с комфортом в салоне собственного автомобиля, чем толкаться в автобусе и троллейбусе.

Решение

Создание выделенных полос и увеличение частоты движения общественного транспорта. Запуск экспрессных и полуэкспрессных маршрутов. Создание ТПУ

Повышение скорости, удобства и эффективности общественного транспорта — основной приоритет столичных властей. Все принимаемые проектные решения в первую очередь работают на эту цель, а остальные задачи являются сопутствующими. Например, при реконструкции вылетных магистралей главным является повышение их пропускной способности в первую очередь для городского транспорта за счет создания выделенных полос. Всего предусмотрено создание 280 км таких полос, что позволит как минимум вдвое увеличить количество автобусов и троллейбусов на этих магистралях и сократить время в пути на треть. Для покрытия больших расстояний запускаются экспрессные и полуэкспрессные маршруты — воспользовавшись ими, пассажиры с минимумом остановок могут добраться из периферийных районов до центра города. Также для удобства горожан начались масштабные работы по строительству ТПУ — транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих быстрые пересадки с одного вида транспорта на другой. В составе ТПУ могут находиться остановки автобусов, троллейбусов и трамваев, станции метро и МКЖД, а также платформы радиальных направлений железной дороги. Везде также предусмотрены крупные перехватывающие паркинги. В городе планируется построить 255 транспортно-пересадочных узлов, 163 из них — в капитальном исполнении.

Проблема

Дефицит парковочных мест

Москвичи паркуют свои машины хаотично рядом с домом или местом работы, загромождая проезжую часть, дворы и проезды. В результате пассажиры лишаются части тротуаров, а участники движения — возможности передвигаться по крайней правой полосе. Дефицит парковочных мест, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 2 млн мест. Особенно остро эта ситуация заметна в центре Москвы, где сосредоточено больше половины рабочих мест, а возможности для строительства паркингов ограничены дефицитом свободной земли.

Решение

Введение платной парковки и строительство гаражных объектов

Режим платной парковки с гибкими тарифами, включая льготные абонементы для резидентов, с удобной системой оплаты с 1 июня введен в пределах Бульварного кольца. Стало заметно свободнее на улицах, увеличилась скорость движения в переулках, пешеходы комфортнее себя чувствуют без машин на тротуарах. Эта программа позволяет регулировать автомобильные потоки и не допускать избыточного трафика в самой загруженной части города. Параллельно столичные власти утвердили отраслевую схему размещения капитальных гаражных объектов в Москве. До 2025 года в них будет построено более 1 млн дополнительных парковочных мест, из них 415 тыс. — к 2016 году.

Проблема

Для избавления от пробок москвичей надо убедить активнее пользоваться общественным транспортом

Однако уже сейчас в часы пик столичный метрополитен перегружен на 40%, а ежегодно пассажиропоток увеличивается на 2–3%. Положение осложняется еще и тем, что радиальные линии подземки с каждой новой станцией все больше удаляются друг от друга. Чтобы пересесть с одной ветки на другую, нужно ехать минимум до Кольцевой линии — практически в центр города. С другой стороны, для 22% жителей Москвы метро остается роскошью. Они живут далеко от станций.

Решение

Строительство новых станций и кольцевых линий метро

С 2013 по 2020 год столичные власти планируют построить свыше 70 новых станций. «Подземкой шаговой доступности» будут обеспечены уже 93% населения Москвы. Третий пересадочный контур — новая кольцевая линия метро — свяжет радиальные линии на некотором удалении от центра Москвы. Пассажиры поедут и по Малому кольцу железной дороги, станции которого будут увязаны со станциями метро.



Партнеры