Столичных чиновников ожидал сюрприз в спальных

Исследование показало, что жителям окраин нет особого дела ни до властей, ни до их инициатив

Первый день Урбан-форума, открывшегося 5 декабря в Манеже, преподнес сюрприз столичным властям. Исследование городской периферии, проведенное группой экспертов, включая специалистов Левада-центра, Высшей школы урбанистики ВШЭ, «Мегафона», Thomson Reuters и т.д., показало, что чиновники имеют довольно слабое представление о спальных районах. Их жители, как оказалось, вполне довольны своей жизнью и не хотят никаких перемен. В центр города они, вопреки утверждениям мэрии, практически не ездят. И с трудом опознают даже первое лицо города.

Исследование показало, что жителям окраин нет особого дела ни до властей, ни до их инициатив

Исследование «Археология периферии» было проведено в преддверии Урбан-форума группой специалистов, включая социолога Алексея Левинсона, архитектора Юрия Григоряна, экономиста Алексея Новикова и др., с целью узнать, что происходит в городских спальных районах и какие проблемы волнуют их жителей. Для опросов и обследований были выбраны пять тем — общество, управление, архитектура, культура, экономика, а также проанализированы данные одного из мобильных операторов. Звонки, зафиксированные между ТТК и МКАД, по словам экспертов, позволили определить реальные передвижения людей внутри периферийной зоны и частоту выездов за ее пределы.

Вопреки уверениям чиновников, что массы людей ежедневно устремляются в центр Москвы, 62% жителей спальных районов, как оказалось, совершают такие поездки не больше 1 раза в неделю, а 20% вообще не выезжают с окраин в будние дни. «По городу в основном передвигаются мужчины и мигранты, а женщины, дети, пенсионеры и часть молодежи постоянно находятся в своих районах», — отмечают авторы исследования. Причем 39% горожан настолько нравится их «малая родина», что они не хотят ее покидать даже на несколько часов в день.

Эти данные удивили не только экспертов, сделавших вывод, что образ жизни в Москве по-прежнему остается патриархально-азиатским и она полностью оправдывает название «большой деревни», но и представителей горадминистрации. Заммэра Анастасия Ракова заявила, что результаты исследования, касающиеся мобильности горожан, стали для нее «откровением», но она понимает логику респондентов. «Когда я приезжаю в Чертаново Южное и вижу детские городки, я завидую местным жителям, так как мне с ребенком в центре выйти негде!» — призналась она. По мнению Раковой, привязанность москвичей к «малой родине» необходимо использовать в целях развития местного самоуправления, однако сделать это, по всей видимости, будет непросто.

Исследование показало, что общественная жизнь москвичей пока не интересует: «Горожане практически никак не реагируют на действия городских властей, очень плохо представляют себе их структуру и компетенции и опознают только первое лицо города без отчетливого понимания его программы». Инициативы гражданского общества у подавляющего большинства не вызывают никакого отклика. А эмоции (как правило, резко негативные) появляются в ответ на решения, связанные со строительством новых объектов. «Люди живут хорошо и не хотят, чтобы их трогали», — делают выводы авторы исследования.

Однако тихо состариться в своих спальных районах городские власти нынешним москвичам, похоже, не дадут. Да это и невозможно. Дома, построенные в 1970–1980-е годы, скоро устареют, предупреждают эксперты, поэтому «на протяжении ближайших 30 лет территория между ТТК и МКАД станет ареной существенных урбанистических трансформаций». При этом авторы исследования призывают мэрию стимулировать конкуренцию на жилищном рынке, чтобы застройщики перестали гнаться за квадратными метрами и делали ставку на качество жилья. А вместо крупных торговых центров, заменивших гражданам музеи и театры, работать над созданием в спальных районах предприятий малого бизнеса. «Необходимо разработать общую стратегию развития городской периферии», — напутствовал чиновников Юрий Григорян, презентовавший данные исследования.

Сергей Собянин в своем докладе на Урбан-форуме сообщил, что мэрия уже активно занимается городскими окраинами. «Если посмотреть распределение бюджета города в плане благоустройства территорий, то окажется, что две трети этих средств направляется именно на периферийные районы», — подчеркнул градоначальник. Он напомнил, что между ТТК и МКАД реализуется большая программа по созданию транспортных связей, пересадочных узлов и новых мест приложения труда за счет реорганизации промзон.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру