«Велосипедные» поправки Минтранса предложены в угоду московским транспортникам

Мнения экспертов: жить велосипедистам станет легче, но только в столице

30.03.2014 в 15:38, просмотров: 14248

Минтранс России обнародовал проект поправок в ПДД, которые в перспективе могут сильно изменить обстановку на отечественных дорогах. Согласно документу, опыт Москвы по внедрению велодорожек будет расширен на всю страну, для велосипедов появятся специальные «выделенки», а также зоны, где одновременно разрешено движение этого вида транспорта совместно с пешеходами. В тонкостях «велосипедных» поправок в ПДД разбирался корреспондент «МК».

«Велосипедные» поправки Минтранса предложены в угоду московским транспортникам
фото: Геннадий Черкасов

Итак, сам термин «велосипед» предполагается расширить — если раньше считалось, что это транспортное средство приводится в движение исключительно при помощи рук, то теперь закон не исключает наличие у него электромотора, правда, слабого — максимальной мощностью не более 0,25 кВт, при этом автоматически выключающимся на скорости свыше 25 км/ч. А мощность двигателя свыше 0,25 кВт, но менее 4 кВт согласно новым поправкам в ПДД превратит велосипед в мопед со всеми вытекающими последствиями вроде необходимости получения прав для управления им. Любопытно, что любимый трюк многих школьников — езда на велосипеде или мопеде «без рук» - теперь будет считаться нарушением закона; правда, как будет наказываться данный «проступок», пока неизвестно. Кроме того, согласно новым поправкам в ПДД расширится и понятие «пешеход» - теперь под этим понятием будут подразумеваться все «любители» роликовых коньков, самокатов и похожих транспортных средств.

Ключевым «ноу-хау» документа, разработанного Минтрансом, можно считать появление целого ряда терминов, которых раньше не было в ПДД — прежде всего, это «велосипедист» и «велосипедная дорожка» (элемент дороги, конструктивно отделенный от остальной проезжей части, предназначенный для движения велосипедов и обозначенный соответствующими знаками). Также поправки предусматривают введение термина «велопешеходная дорожка» с разрешенным совместным движением велосипедистов и пешеходов, «пешеходная зона» и «пешеходная дорожка» - для любителей перемещаться «на своих двоих». Введение новых терминов потребовало от законодателей четко прописать регламент «разъезда» на дорогах велосипедистов и автолюбителей. Если ранее в ПДД было прописано, что при повороте налево или направо шофер уступает дорогу велосипедистам, передвигающимся именно по велосипедной дорожке, то теперь водителям придется уступать дорогу всем лицам, управляющим велосипедами.

Большое количество нововведений, содержащихся в поправках Минтранса, касается дорожных знаков — так, обозначение 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой» будет подразумевать не только полосу для велосипедистов, но и участок дороги для их совместного движения с пешеходами. Также в ПДД согласно поправкам может появится ряд новшеств в разделе «предупреждающие знаки»: в частности, речь идет об обозначениях велопешеходных дорожек с совмещенным и раздельным движением пешеходов и велосипедистов, а также обозначениях их окончания. Кроме того, на отечественных дорогах с односторонним движением могут появится специальные дорожные знаки, предупреждающие о движении велосипедистов по «выделенкам» навстречу потоку машин; эта мера необходима для того, чтобы даже в тех местах, где машины движутся только в одну сторону, велосипедисты могли бы перемещаться в обе и чувствовать себя комфортно.

Комментарии экспертов:

- Петр ШКУМАТОВ, координатор движения «Общество синих ведерок»: «У этих поправок в ПДД есть вполне очевидная подоплека — дело в том, что они вводятся в интересах столичных властей, а конкретнее — Департамента транспорта. Многие транспортные московские ноу-хау раньше были не вполне законны — их просто не было в ПДД — и поправки Минтранса, скорее всего, нужны лишь для их легализации. Маловероятно, что после их введения где-нибудь в Норильске или Магадане станут появляться велосипедные дорожки. Зато столичный Дептранс сразу же сможет отбиться от череды судебных исков в свой адрес».

- Петр ДВОРЯНКИН, руководитель велосипедного движения «Русвелос», инициатор проекта «Велоконтроль»: «В России «велосипедные» законы не менялись с 70-х годов прошлого века, поэтому нынешние поправки Минтранса — вещь хорошая и необходимая. Безусловно, их появление — следствие высокой активности Москвы в плане развития велосипедной инфраструктуры. Теперь она сможет развиваться и в других городах России — ведь теперь инвесторы и застройщики получили возможность возводить различные «велосипедные» объекты в упрощенном порядке. Причем это лишь первый шаг в деле популяризации велосипеда как средства передвижения в нашей стране — на подходе ряд других важных инициатив федерального уровня: обязательное введение велопарковок у зданий городских администраций, «закладка» помещений под хранение велосипедов в проекты жилых домов и т. д. Кстати, любопытно, что по новым нормам ПДД сегодня в Москве нет ни одного километра велодорожек в чистом виде — по «букве закона» все они являются велопешеходными дорожками.