Освободим Президента от мусора

В начале апреля врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев обратился к президенту с просьбой дать поручение Правительству РФ о закрытии 24 из 39 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), расположенных на территории вверенной ему области

В начале апреля врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев обратился к президенту с просьбой дать поручение Правительству РФ о закрытии 24 из 39 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), расположенных на территории вверенной ему области
Рисунок Алексея Меринова

Оказывается, именно федеральные органы власти проводят лицензирование мусорных свалок. Впрочем, зачем в стране с федеративным устройством решать эти вопросы в центре — вопрос отдельный.

Своей инициативой врио губернатора не оставил себе пути к отступлению. Однако, во-первых, это было одним из его главных предвыборных обещаний, данных в программе «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Во-вторых, расползающиеся во все стороны, как тесто из кастрюли, мусорные свалки вызывают справедливое возмущение граждан, обнуляя в отдельных случаях рыночную стоимость их загородной недвижимости, и с этим надо что-то делать.

Вот несколько цифр.

Площадь Московской области составляет 0,22% от площади РФ. При этом на ней размещается 20% всех образующихся в стране отходов. В цифрах это выглядит так. Ежегодно на территорию Подмосковья прибывает около 10 млн т бытовых и промышленных отходов, а накоплено уже около 150 млн т. В настоящее время на территории области действует 39 полигонов общей площадью 700 га. До конца 2013 г. из них подлежат закрытию 24, в связи с тем что их ресурс исчерпан.

Как говорится, есть от чего схватиться за голову. На состоявшемся в начале года расширенном заседании Правительства главной причиной, не позволяющей обеспечить жизненно важный экономический рост страны в 5% ВВП, были признаны инфраструктурные ограничения. Так вот, проблема мусора, наряду с транспортной, является главным ограничением, препятствующим развитию Подмосковья.

Конечно, на современном уровне решить эту застаревшую задачу можно только созданием высокотехнологичной индустрии переработки отходов и на территории области, и на территории соседних регионов. Такая программа готовится, но для этого нужны время и серьезные финансовые источники. А проблемы мусора нарастают ежедневно.

В ответ на обращение врио губернатора Воробьева Президент дал поручение в том числе и провести ряд мероприятий по этому злободневному вопросу. 20 мая я принял участие в одном из них — выездном Всероссийском совещании по вопросу утилизации опасных промышленных и бытовых отходов. Очень представительное совещание с участием полпреда Президента в ЦФО Александра Беглова, главы Подмосковья Андрея Воробьева, руководителя Росприроднадзора Владимира Кириллова и целого ряда чиновников и генералов.

Наблюдая за ходом 2-часовой дискуссии, я невольно вспомнил директора моего совхоза, у которого я начинал работу главным агрономом 30 лет назад. У него под портретом Ленина висел незатейливый лозунг: «Тот, кто хочет сделать дело — ищет способы. Кто ничего не хочет — ищет причины». Весь ход дискуссии этого высокого форума можно было обозначить этой короткой формулой.

Губернатор энергично напирал на чиновников, предлагая им дать способы и варианты решения мусорной темы. Служивые люди предпочитали придумывать разные причины, почему эта задача для них нерешаема. В конце концов обычно сдержанный и даже хладнокровный Андрей Юрьевич взорвался. «Это вам что, полет на Марс? Давайте пошагово разберем проблему!» — раздраженно воскликнул он, обращаясь и к главному полицейскому области генералу Головкину, и к руководителю Росприроднадзора Кириллову, и к другим участникам совещания.

Абсолютно согласен с губернатором. Давайте попробуем последовательно поразмышлять на эту тему.

Как экономический фундаменталист, хочу сказать, что решить ее можно, переведя в плоскость личных интересов людей. Это я опять об «эгоизме» граждан. Глубинные интересы которых предстоит направить в государственное русло.

Начну с промышленных отходов: это около 6 млн т. В основном это выработка земли при строительстве метро и зданий. Их необходимо где-то складировать, но, как правило, они экологически не опасны.

Но среди них есть и другие. Например, только старых шин в Московском регионе утилизируется около 150 тыс. т в год. Вместе с тем, заметьте, совокупные производственные мощности по переработке и утилизации шин, без учета вводимых, могут перерабатывать 190 тыс. т в год. А теперь посмотрите отчет Департамента природопользования и окружающей среды г. Москвы и министерства экологии Московской области. Вы увидите, что ежегодный объем переработки шин в Московском регионе не превышает 20 тыс. т в год. Непереработанные шины (а это, между прочим, небиоразлагаемые отходы) поступают на полигоны ТБО или просто валяются на обочинах дорог и в кюветах.

Не хочу быть плохим пророком, но в связи с ограничением движения грузового транспорта по МКАД в дневное время и отсутствием стоянок отстоя количество брошенных колес вокруг ближнего Подмосковья вырастет, вот увидите.

А в странах, где учтены экономические интересы граждан, эта проблема легко решена: Португалия и Япония — 100% сбор утилизированных шин, Италия — 97%

Для того чтобы частный капитал проявил интерес, необходимо обеспечить гарантированный государственный заказ на резиновую крошку или модификатор — главный продукт переработки отходивших свое колес. При добавлении модификатора в асфальтобетон резко улучшается качество дорожного покрытия и сокращается расход асфальтобетонной смеси на 10–15 процентов. Мы знаем, что в рыночной экономике продать тяжелее, чем произвести. Если государство поможет частному капиталу со сбытом, то объем дорожного строительства в Московском регионе позволяет с уверенностью говорить, что все продукты переработки шин будут востребованы.

Тогда, уверяю вас, без предпринимательского внимания не останется ни один шиномонтаж, ни одна транспортно-логистическая компания, да и ни одна обочина. Лично видел в Люберецком районе построенный за частные деньги комбинат экологического обслуживания — впечатлился. Его владелец Владимир Аленцин ждет от государства внятной позиции.

Уверен, иного подхода требует сбор и переработка бытовых отходов.

Конечно, граждан надо начинать призывать к раздельной сдаче мусора, начиная с детских садов, использовать Интернет и соцрекламу. Безусловно, на это уйдет время. А сейчас можно поддержать опыт Наума Векслера, который на полигоне в Торбееве установил недорогую мусоросортировальную машину и занялся рециклингом. При умном подходе — весьма доходный бизнес.

Предложение Андрея Воробьева быстро сделать несколько таких линий на уже действующих мусорных полигонах вблизи МКАД вполне оправданно. Это позволит не только использовать ценнейшее вторсырье (алюминий, стекло, пластик, картон, бумагу), но и серьезно оптимизировать транспортную логистику при вывозке мусора.

В Москве на кадастровом учете стоит около 40 тыс. жилых домов. Львиная доля бытового, вывозимого на свалки мусора (около 2 млн т в год) — из столицы. При этом организовать раздельный сбор мусора в домах, оборудованных мусоропроводами, очень трудно. А если и возможно, то только в районе мусорной камеры. Убежден в том, что найдутся люди, готовые выполнять эту неблагодарную, но очень нужную работу. А небольшой пресс, поставленный там же, позволит формировать небольшие партии рециклинга и существенно уменьшит количество вывозимого на полигоны мусора. Возражения одного из чиновников Росприроднадзора, присутствующего на совещании, о недопустимости ручной разборки мусора не приемлю. Во всяком случае, для бомжей она не является препятствием.

Нужно решать вопросы экономических стимулов, нормативов, регламентов по спецодежде, ограждению и т.д. И для этого делегировать серьезные полномочия вместе с финансовыми мандатами 1,5 тыс. недавно избранных муниципальных депутатов, каждый из которых представляет интересы в среднем 15 тыс. москвичей. Здесь точно не должно быть шаблонных подходов. Нужна тонкая настройка и в каждом случае свой рецепт.

В этой же логике, я думаю, нужно действовать и в области. Например. Ряд уважаемых глав районов (Дмитровского — Валерий Гаврилов, Наро-Фоминского — Александр Баранов, Люберецкого — Владимир Ружицкий) совершенно справедливо поставили вопрос о возврате права лицензирования вывоза мусора на муниципальный уровень. Я с ними совершенно согласен. Сегодня любой имеющий автотранспорт может приехать, загрузить мусор, положить в карман несколько тысяч и довезти его до ближайшего леса. И за это невозможно лишить его водительских прав. Если поймают — небольшой административный штраф. Так что отмена лицензирования в этой сфере была не либерализацией и не борьбой с коррупцией, а просто глупостью.

Передаче полномочий и началу работы по раздельному сбору мусора должна предшествовать мощная разъяснительная кампания. Людям предстоит осознать и осознанно принять решение: с завтрашнего дня мы начинаем собирать и сдавать мусор по-человечески. Думаю, что вопрос о раздельном сборе мусора должен стать вопросом местных референдумов в Подмосковье и вопросом референдума в городе Москве. Мы к проведению таких референдумов готовы в гораздо большей степени, чем остальные регионы: и проблема здесь перезрела, и практически в каждом муниципальном образовании есть экологические инициативные группы, которые в той или иной форме этот вопрос уже пытаются решать.

Сохранение вертикали в неизменном виде в той же мусорной теме становится невыносимо и для власти, и для граждан. И если бы губернатор Воробьев обладал соответствующими полномочиями, он, выстраивая административные и экономические модели, смог бы сбалансировать экономические интересы различных слоев и групп. Часть из этих полномочий передавать вниз. И тогда действительно удалось бы привлечь частные инвестиции и построить современные мусороперерабатывающие заводы.

И попутно освободить Президента от мусора в прямом и переносном смысле.

Иван Стариков
Член Общественной палаты Московской области, председатель комиссии
по экономике, инвестиционному развитию, энергетике, транспорту, дорожному хозяйству
и жилищной политике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру