Ад за МКАД: озверевшие от пробок водители начали сами ремонтировать дороги

Никаких улучшений не будет - кроме тех, что на подъезде к госдачам

Дача за городом стала мучением для москвичей. А для жителей области мучением давно уже стала работа в Москве. Из-за дорог.

Пробки на подмосковных трассах выматывают так, что уже ничего не хочется — ни работать, ни отдыхать.

Стоя изо дня в день в такой пробке, я задалась вопросом: смогут ли жители Московского региона в обозримом будущем передвигаться между работой и домом, не тратя на это все свободное время? Или не стоит надеяться?

Никаких улучшений не будет - кроме тех, что на подъезде к госдачам
Граждане собирают средства на ремонт дороги-призрака.

В начале 2016 г. число зарегистрированных в Московской области легковых автомобилей превысило 2,5 миллиона. После Москвы это второе место во всей стране.

Прибавьте машины москвичей, которые ездят в область на дачи.

Гостей столицы, которые едут через область в Москву на своих машинах из других регионов.

Маршрутки и автобусы.

Областной грузовой транспорт.

Фуры со всего света, которые днем и ночью идут через Подмосковье в Москву и из Москвы.

По мнению экспертов, в Московской области самый загруженный трафик на всей территории Российской Федерации, который ежегодно увеличивается.

По Горьковскому шоссе ежесуточно передвигается около 100 тыс. автомобилей, по Рязанскому шоссе 90 тыс., по Щелковскому 80 тыс. автомобилей в сутки — притом что возможности этих магистралей катастрофически не соответствуют нагрузке.

* * *

Рязанское направление считается одним из самых пробочных. Там проходят три трассы, связывающие Москву и область, — Новорязанское шоссе (М5 «Урал»), Москва — Жуковский —Раменское (А102) и Егорьевское шоссе (Р105). Все три перегружены почти всегда.

Зато южнее Новорязанского шоссе есть трасса Москва - аэропорт «Домодедово! (А105). Она короткая, широкая, и на ней, наоборот, пробок не бывает. Жителям Раменского и Воскресенского районов зачастую быстрее ехать по ней. Пускай лишние 20–30–40 км, но лучше так, чем толкаться пять часов на более коротком пути.

Вот так выглядят трассы из области в Москву в понедельник после жарких выходных (снимок с экрана). Цифрами отмечены места, где в 2016 году «Центравтомагистраль» будет вести дорожные работы по реконструкции и расширению магистралей 1. М-9 «Балтия», 50‑й км + 016 — 82‑й км + 878 2. М-8 «Холмогоры» на участке МКАД – Пушкино, 16‑й км — 47‑й км. 3. Рублево-Успенское шоссе на участке подъезда к госдачам на участке от 12‑го до 14‑го километра. 4. Строительство путепровода на Московское большое кольцо на 42‑м км участка от Рязанского до Каширского шоссе.

Добраться из «рязанского сектора» до А105 можно по бетонке — Московскому малому кольцу (А107). Но там тоже дикие пробки. Гораздо быстрее уйти на дорогу-призрак. Призрак — потому что эта дорога есть и в то же время ее нет.

Идет она от поселка Сельвачево до А105. Всего около трех километров, сложенных из бетонных плит. Местами достаточно широко, чтоб встречные машины спокойно разъехались.

Дорогу строил аэродром в 60-х годах для бензовозов — возить топливо. Сейчас она вся в ямах, дырах и трещинах. Плиты где-то поднялись, где-то опустились. Но все равно по ней каждый день ездят тысячи машин, потому что это спасение от пробок.

Там нужны навыки экстремального вождения. Но если бы дорогу постоянно не латали местные жители, и навыки не помогли бы. Ездить было бы нельзя.

Группа латающих дорогу граждан образовалась пару лет назад.

Установили самодельное объявление о сборе денег на ремонт дороги и упорно ее штопают на пожертвования проезжающих.

Тяжелой техники у них, понятно, нет. Все делается вручную — отбойными молотками да лопатами. «За прошлый год мы залили 250 кубометров бетона, — рассказал «МК» Юрий Васильевич, один из активистов. — Отремонтировали кусками полтора километра».

Деньги люди сдают охотно, потому что сами по этой дороге ездят и видят, на что их средства идут. За прошлый год, таким образом, собрали 3 млн.

Власти дорогу игнорируют, поскольку она не стоит на балансе. Инициативная группа поэтому занята не только сбором денег и ремонтом, но и борьбой за ее легализацию. Если у дороги появится официальный статус, ее ремонтом обязано будет заниматься областное министерство транспорта. Тогда ее, может быть, приведут в божеский вид.

В прошлом году активистам удалось добиться, чтоб Раменский район взял на баланс ту часть дороги, что проходит по его территории. Теперь надо поставить на баланс 2 км в Домодедовском районе. Но пока не удается.

Примечательно, что в конце прошлого года группа активистов, пытающихся узаконить дорогу, победила на конкурсе «Наше Подмосковье» в номинации «Гражданский диалог» — за свой проект, красиво сформулированный как «Содействие в приведении автомобильной дороги Сельвачево — аэропорт «Домодедово» в нормативное состояние».

Размер премии — 300 тысяч рублей. То есть губерния тоже вроде как скинулась на дорогу-призрак. Конечно, и на том спасибо. Но энтузиасты очень хотели бы, чтобы дорогу поставили в план реконструкции на следующий год.

* * *

В области 15 основных магистралей — федеральных трасс. За них отвечают федеральные власти. Их содержанием, ремонтом, реконструкцией занимается Росавтодор.

Кроме того, есть сеть территориальных дорог. Она находится в ведении властей региона.

Если посмотреть на карту Яндекс-пробки летом в 8 утра понедельника, видно, что пробки в Москву образуются практически на всех магистралях. Где-то ближе к МКАД, где-то ближе к бетонке, но почти везде присутствует красный «затык», а чаще «затыков» несколько. Статус трассы — федеральная или региональная — роли не играет. Пробки стоят и на таких трассах, и на сяких.

Причина в том, что автодорог в области:

— объективно мало,

— большая их часть — узкие,

— мало того что они узкие, так еще и идут через населенные пункты, что также затрудняет движение.

В том, что касается дорог, Московская область застряла глубоко в прошлом. Как по качеству, так и по количеству. В Подмосковье нет ни одной скоростной трассы типа хайвея, хотя они абсолютно необходимы для развития экономики и нормальной современной жизни. Трасса Москва — Симферополь, которую на подмосковном участке расширили и приблизили к европейскому уровню в кратчайшие сроки, понятное дело, выполняет политические задачи — это дорога в Крым. И жителям региона несказанно повезло. Однако летом уже и эта «новая» трасса не справляется с наплывом дачников — пробки здесь не редкость. Грандиозная реконструкция Калужского шоссе — ее цель тоже предельно ясна: строительным магнатам надо осваивать Новую Москву. И тут, к счастью, их интересы тоже совпадают с интересами жителей региона.

Но что касается дорожной карты вообще, существующего количества дорог и их развития в комплексе — то тут все говорит статистика.

Площадь Московской области — 45 тыс. кв. км, протяженность дорог — 33 тыс. км.

Площадь Эстонии — 45 тыс. кв. км, протяженность дорог — 58,4 тыс. км.

Площадь Дании — 43 тыс. кв. км, дороги — 77 тыс. км.

Площадь Нидерландов — 41,5 тыс. кв. км, дороги — 139 тыс. км.

Площадь Швейцарии — 41,3 тыс. кв. км, дороги — 71,4 тыс. км.

Площадь Бельгии — 30,5 тыс. кв. км, дороги — 154 тыс. км.

* * *

Региональный бюджет не позволяет строить хайвеи.

Он позволяет только вести «ямочный ремонт» тех дорог, что уже есть, и возводить путепроводы — мосты через железные дороги. Причем даже не везде, а лишь там, где на ж/д переездах скапливаются особенно жуткие пробки.

С 2014 по 2018 год подмосковное правительство обязалось построить 17 путепроводов — в тех местах, где с 6 до 10 утра шлагбаум на переездах поднимается в общей сложности всего на 40 минут.

Проезд по таким переездам открывается на десять минут в час.

Там, где проезд открывается на 20 минут в час, путепроводов пока не строят. Очевидно, это следующий этап. Но, как говорится, чем можем...

* * *

Путепроводы, конечно, снижают напряжение на небольших промежутках дорог, но в целом проблему пробок не решают.

Решить эту проблему может только строительство новых скоростных трасс и расширение уже имеющихся. Такие задачи региону не под силу. Это федеральный уровень.

За федеральный уровень отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В Московской области работает его дочернее предприятие ФКУ «Центравтомагистраль».

«МК» узнал, что «Центравтомагистраль» сделало в области за прошлый год.

1. Капитальный ремонт на М2 «Крым» от МКАД (21-й км+800 м) до Московского большого кольца (82-й км+907). Количество полос движения увеличено на одну в каждом направлении.

2. Реконструкция развязки на 21-м км автомобильной дороги М5 «Урал».

3. Строительство путепровода на 34-м км Щелковского шоссе до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и Звездному городку)».

4. Первый этап работ на М8 «Холмогоры» на участке протяженностью 5,44 км (км 24+060 — км 29+500).

5. Реконструкция подъездов от М4 «Дон».

6. Строительство развязки на 43-м км подъездной дороги от Москвы к аэропорту «Домодедово».

В 2016 году планируется сдать следующие объекты:

Реконструкция М9 «Балтия», км 50+016 — км 82+878, август;

Реконструкция М8 «Холмогоры» на участке МКАД — Пушкино км 16 — км 47.

3. Реконструкция Рублево-Успенского шоссе на участке подъезда к госдачам на участке от 12-го км до 14-го.

4. Строительство путепровода на Московское большое кольцо

на 42-м км участка от Рязанского шоссе до Каширского — октябрь.

Всего четыре объекта. Мы их отметили на карте. Микроскопические по сравнению с тотальными пробками участки, обещающие лишь косметические улучшения.

Особняком стоит ближняя к Москве часть Рублево-Успенского шоссе. Вышеназванный «подъезд к госдачам» — только первый этап его реконструкции. Вторым этапом с 2016 по 2018 год будет реконструкция Красногорского шоссе с устройством 4 полос и строительство развязок в разных уровнях с Ильинским и Красногорским шоссе. На третьем этапе (с 2018 по 2022 г.) Рублево-Успенское шоссе от МКАД до 12-го километра будет расширено с 2 до 4 полос. Кроме того, 4 полосы сделают еще и между 12-м и 14-м км на подъезде к госдачам.

Дальше 14-го км Рублево-Успенское шоссе останется таким же, как сейчас — 2 полосы и дикие пробки. Кроме участка шоссе, который ведет от Москвы к госдачам, ничего расширять не планируется.

* * *

Власти прекрасно понимают, что дороги вокруг столицы не отвечают вообще никаким требованиям.

Поэтому правительство МО еще в 2011 году, пытаясь системно подойти к решению проблемы, утвердило «Схему территориального планирования транспортного обслуживания региона до 2033 года», где подробнейшим образом расписано, какие и где дороги надо построить, какой они должны быть длины и рядности, какие нужны развязки и путепроводы и даже где должны стоять АЗС.

При составлении схемы проделана огромная работа. Проработано все до мельчайших деталей. Единственное, чего там нет — сведений о том, когда, где, какие работы начнутся.

Никаких обязательств. Никаких обещаний. Никаких ответственных лиц. Потому что — нет денег.

На сайте Госзакупок «МК» обнаружил пять записей, в которых фигурирует эта схема. Хотя принималась она в 2011 году, в 2014-м в нее вносились поправки (контракты N014820000541000350, N01482000054140003460 и др.)

Внесение поправок, их согласование, а также «сопровождение согласования» обошлись налогоплательщикам приблизительно в 82 млн рублей.

Но какое это имеет значение. Поправки в нее вносить все равно необходимо. Ведь регион развивается очень быстро, особенно прирост его населения, а значит, и количество авто...

* * *

Чтобы привести автодорожную сеть Подмосковья в состояние, которое отвечало бы потребностям, Правительству РФ нужно принять отдельную Федеральную целевую программу. Властям региона — так же как структурам Росавтодора — самостоятельно с этим не справиться. Не их масштаб задачи.

Если нет такой программы и нет соответствующего финансирования, все дорожные работы сводятся к латанию дыр. В одном месте пробку ликвидируют, она переедет дальше. Здесь залатают, там порвется.

Но принимать целевую программу по радикальной реконструкции автодорог Московской области сейчас никто не будет, конечно. И денег нет, и приоритеты другие. Хотя она и задыхается. Причем давно уже. И понятно, что дальше будет хуже.

Публично этого никто, понятно, не говорит. Местным чиновникам ничего не остается, как отвлекать людей от главного вспомогательными мерами: да, плохо с дорогами, пробки, но мы стараемся, ограничиваем ремонтные работы в часы пик, строим перехватывающие парковки, ГИБДД научилась побыстрее добираться до ДТП и т.п.

Но без новых современных автодорог все эти меры мертвому припарки. От них только образуется мутная вода, в которой кто-то ловит рыбу.

Этому «кому-то» становится хорошо. Остальным — так же как было. Хочешь — стой пять часов в пробке. А хочешь — пробирайся на дачу экстремальными путями вроде того, что идет от Сельвачова к «Домодедово», и поддерживай деньгами энтузиастов, которые на ней корячатся, чтоб хоть как-то ее держать на плаву.

Ничего другого в ближайшие пять-десять лет нас не ждет.

Никаких улучшений не будет. Кроме тех, что на подъезде к госдачам.

P.S. Наверняка найдется множество людей — как среди чиновников, так и среди обывателей, — которые, прочитав эту статью, скажут: «А зачем вы ездите на машинах, если пробки? Оставляйте их дома, ездите на электричках».

Этим людям тоже можно дать совет.

Попробуйте как-нибудь летом в пятницу после работы воспользоваться электричкой, которая уходит от Выхина например.

А после того как вы в нее впихнетесь и, зажатый попутчиками, затихните, глотая разреженный воздух, представьте, что в нее сейчас еще должны впихнуться все те, кто в данный момент стоит в пробках на Новой Рязанке. Со всеми своими сумками на колесиках, кошками в переносках, малолетними детьми, корзинками, саженцами и рюкзаками с пустыми банками.

После этого мы с интересом послушаем ваши советы насчет электричек. Если они у вас еще останутся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27150 от 14 июля 2016

Заголовок в газете: Долгая дорога к дому: есть ли надежда на быстрый исход?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру