Дмитрий Бертман: «Небо любит музыку»

Подмосковные монастыри превратили в декорацию

«Русская опера у стен монастыря» — новый культурный проект подмосковного правительства. Первый спектакль — «Царская невеста» Римского-Корсакова — прошел весной в Коломне. А 4 сентября в Дмитрове на Соборной площади все желающие смогут услышать «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского. О том, что ждет зрителей во время спектакля, рассказал худрук московского музыкального театра «Геликон-Опера», народный артист России Дмитрий БЕРТМАН.

Подмосковные монастыри превратили в декорацию

— Каждый спектакль под открытым небом уникален по своему исполнению, повторить его при всем желании невозможно. Мы много раз выступали на подобных фестивалях в России и зарубежом. Например, в Москве, в Коломенском, ставили «Бориса Годунова» и «Царскую невесту». А в Коломне, где наш театр давал «Царскую невесту» в рамках подмосковного фестиваля, собралось несколько тысяч человек. Возможно, многие из них вообще впервые слышали оперу

— Расскажите о спектакле в Дмитрове.

— Музыка Мусоргского будет исполняться в редакции Дмитрия Шостаковича. Наверно, наш театр единственный, где сегодня идет «Борис Годунов» в этой оркестровке. Мне кажется, что это лучшая редакция, уникальная. Спектакль, конечно, будет другой, чем на сцене театра. Мы не везем никаких декораций: древний земляной вал Дмитровского кремля, Соборная площадь города и кафедральный Успенский собор — в этих естественных декорациях нам и предстоит играть. Поэтому все мизансцены меняются.

— Зрителей ждет уникальное представление?

— По ходу спектакля на открытом воздухе постоянно что-то происходит — меняется освещение, цвет неба, летают птицы, когда эти «спецэффекты» ложатся на музыку, то результат получается потрясающий. Например, во время спектакля в Коломенском в сцене коронации Бориса, когда на колокольне стали звонить, в небо поднялись сотни ворон. А в «Царской невесте» сцена, где умирает Марфа, совпала с заходом солнца, которое опускалось за Москвой-рекой. В театре такого достичь невозможно.

— Но погода может все испортить...

— Погода — это лотерея. До сих пор небо нам помогало. Небо любит музыку. Будем надеяться, что и на этот раз нам повезет.

— Сцену для «Бориса Годунова» строили специально?

— В центре Дмитрова на Соборной площади уже есть стационарная сцена, где постоянно проходят городские мероприятия. Там разместится наш оркестр. И будет построена еще одна дополнительная сцена вокруг памятника Юрию Долгорукому, рядом с Успенским собором.

— Он, кстати, был построен в XVI веке — свидетель тех самых событий.

— Да, поэтому мы решили, что не будет никаких ферм, которые обычно ставятся на сцене под открытым небом. Таким образом мы достигнем максимального слияния места и действия.

— Как вообще родился проект «Русская опера у стен монастыря»?

— Идея принадлежит Нармин Ширалиевой, советнику по культуре губернатора Московской области. Если помните, было несколько неприятных случаев противостояния между представителями РПЦ и культуры — например, история с постановкой оперы «Тангейзер». Нармин организовала «круглый стол», куда пригласила священников и деятелей культуры и предложила работать вместе, находить общий язык, искать контакты, а не конфликтовать. В результате родился этот проект, и он реализуется при поддержке Московской епархии и лично митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Поэтому мы очень надеемся, что традиция ставить русскую оперу в условиях естественных декораций, у стен древних храмов и монастырей, приживется в Подмосковье и понравится публике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру