Кольцевая вывезет!

Строительство ЦКАД в Подмосковье не повторит ошибок МКАД

В России все дороги ведут в Москву. Для области это и хорошо, и плохо. С одной стороны, растет грузооборот, развивается экономика, с другой — трафик год от года становится все более напряженным. Власти надеются с помощью строительства ЦКАД решить эту дилемму. Работы на первом участке дороги начнутся уже в январе 2014 года. О том, какие преференции принесет Подмосковью строительство новой кольцевой дороги, «МК» попросил рассказать министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса БУЦАЕВА.

Строительство ЦКАД в Подмосковье не повторит ошибок МКАД

СПРАВКА "МК"

Протяженность Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) составит 525 км. Она пройдет в 50 км от МКАД. Закончить строительство планируется к 2025 г. Объем инвестиций в данный проект может составить около 350 млрд руб. Проезд по ЦКАД — за исключением некоторых участков — будет платным. Предполагается, что его стоимость составит около 2,3–2,5 руб. за км.

— В чем главное преимущество строительства Центральной кольцевой автодороги для Подмосковья?

— ЦКАД — самый крупный инфраструктурный проект не только для Московской области, но для всей России. Эта трасса с совершенно другим уровнем доступности и уровнем комфорта. Например, минимальная скорость движения предполагается 110 км/час — это сделает дорожную ситуацию в регионе более сбалансированной. Есть еще один несомненный плюс в том, что ЦКАД пройдет по Московской области: благодаря этому регион превратится в глобальный центр обработки грузов. Это колоссальная преференция для нашей экономики. Кроме того, трасса даст серьезный толчок для развития прилегающих территорий. Предполагается, что объем инвестиций в обустройство «прицкадья» будет даже больше, чем в строительство самой дороги, — приблизительно 400 млрд рублей.

— Тем не менее споры вокруг целесообразности проекта ведутся много лет и продолжаются до сих пор. Одни говорят, что он слишком затратный, что дорога пройдет по частным землям, и потребуются немалые деньги для их выкупа. Другие критикуют проект за то, что придется вырубить леса, и это нанесет ущерб экологии региона…

— Давайте разберемся. Во-первых, затраты на строительство хоть и велики, но со временем окупятся — дорога будет платной. Во-вторых, спекулировать землей вокруг ЦКАД мы не позволим. Наша задача — создать максимально справедливые условия для бизнеса. По поручению губернатора области Андрея Воробьева был наложен мораторий на любые коммерческие сделки с землей в зоне новой трассы, не отвечающие нашей градостроительной концепции. Мы вместе с муниципалитетами отработали эту тему, и сейчас идет точечная работа с инвесторами, которые хотят развивать свой бизнес на этой территории. Все заявки проходят через градостроительный совет области. И в-третьих, экология Подмосковья несомненно выиграет от строительства скоростной кольцевой дороги. Сейчас многокилометровые пробки на вылетных трассах приносят гораздо больше вреда окружающей среде и людям, живущим по соседству. Я уже не говорю о том, что необходимо разгрузить область от фур, которые в дневные часы превратили в отстойники все обочины дорог. Мы пустим этот грузопоток в обход Москвы и тем самым в разы улучшим экологическую обстановку в регионе.

— Где гарантия, что территорию вокруг ЦКАД не застроят жилыми районами, и тогда там тоже через год-два будет не протолкнуться от машин жителей, спешащих на работу из области в Москву?

— У Московской области есть четкая стратегия развития «прицкадья»: это огромная территория, она включает в себя по 25 километров с обеих сторон трассы, и ее при всем желании невозможно всю застроить жильем. Приоритетными к размещению вблизи ЦКАД являются объекты промышленности, логистики, торговли, сервисного обслуживания автотранспорта, в том числе автопорты и АЗС, гостиницы. Будут строиться и жилые массивы, но они не займут превалирующее положение. Кроме того, жителям этих новостроек не потребуется ездить на работу в столицу — у них под боком будут промышленные зоны и деловые центры, где они найдут себе применение.

— Есть уже четкое понимание, где какая инфраструктура должна находиться, — некий генплан развития этой территории?

— Сейчас мы собираем информацию от муниципальных образований о планах развития их территорий, а также о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах в зоне ЦКАД. На основе этих данных будет разработана концепция градостроительного развития территорий Московской области в зоне влияния ЦКАД. Непосредственным разработчиком проекта концепции будет НИиПИ градостроительства — он выиграл конкурс на выполнение этой научно-исследовательской работы. В соответствии с региональным законодательством между институтом и Главным управлением архитектуры и градостроительства 13 ноября был подписан государственный контракт, так что работа только начинается.

— Как вы узнаете, сколько, например, потребуется в зоне «прицкадья» рабочих мест или социальных объектов, если там еще нет жилья?

— Именно в целях координации работы по подготовке и сбору первоначальной информации, которая ляжет в основу проекта градостроительной концепции развития территории вокруг ЦКАД, министерство инвестиций и инноваций Московской области провело 4 декабря видеоконференцию с участием представителей администраций 21 муниципального образования, Главного управления архитектуры и градостроительства области, НИиПИ градостроительства — то есть всех заинтересованных сторон.

Для нас важны планы социально-экономического развития территорий, данные о демографической ситуации и занятости населения, материалы по документам территориального планирования, информация по автомобильным дорогам и другим видам транспортной инфраструктуры, обеспечивающим связь территорий в зоне влияния ЦКАД, о наличии инженерных сооружений и т.д. Потому что застройка территории в зоне ЦКАД должна идти не хаотично, а целенаправленно и комплексно. Гостиницы, офисы, производства, жилье, детские сады, школы, торговые центры — все должно быть предусмотрено и сбалансировано с учетом потребностей и возможностей территорий, задачами социально-экономического развития Московской области.

— Если вдоль ЦКАД начнут строить торговые центры, то со временем он может превратиться во вторую МКАД — улицу для шопинга…

— Действительно, интерес у ритейла к ЦКАД велик. Почти все крупные торговые сети уже высказали пожелание иметь неподалеку свои логистические центры; кроме того, многие планируют построить мегамоллы на перекрестье кольцевой и вылетных трасс. Этот формат торговли будет востребован не только у жителей Подмосковья, но также у приезжих из соседних областей. Что же касается дорожной ситуации, то избежать пробок помогут грамотно спроектированные подъездные пути к ТЦ и правильная привязка этих объектов на местности. Мы учтем весь негативный опыт МКАД и постараемся больше не повторять этих ошибок.

— Неужели потребности области в логистических центрах еще не удовлетворены?

— Представьте, нет. На сегодняшний день дефицит складских площадей составляет около 1 миллиона кв. м, причем каждый год эта потребность будет сохраняться в размере 7–8%. Многие компании хотели бы перенести свои логистические центры подальше от столицы: рядом с МКАД дорожная ситуация настолько напряженная, что доставка грузов превращается в непреодолимую преграду. В ближайшие годы на территории Подмосковья предполагается строительство 20 логистических центров. Большая часть из них будет располагаться именно вдоль ЦКАД.

— В Мюнхене на выставке коммерческой недвижимости «Экспо Реал» я слышала мнение экспертов, что область будет ловить инвесторов на ЦКАД, как на живца. Что можете сказать по этому поводу? Сказалось ли уже строительство Центральной кольцевой автодороги на росте объемов привлеченных в регион инвестиций?

— Мы надеемся, что объем инвестиций в этом году составит 500 млрд с хвостиком, и это будет на 15% больше, чем в прошлом. Учитывая, что в стране сейчас экономический спад, это совсем неплохой результат. Однако основные инвестиции в ЦКАД и развитие «прицкадья» еще впереди, бизнес ждет, когда начнется строительство первого пускового участка, а всего их будет пять, и у каждого свои сроки старта и сдачи в эксплуатацию. Так что считать инвесторов, «клюнувших» на этот мегапроект, будем в 2014 году.

— А стратегический партнер в этом проекте уже появился у Московской области?

— Мне бы не хотелось делать поспешных оценочных заявлений по части того, кого считать стратегическим партнером, а кого нет. Тема ЦКАД имеет долгую и трудную историю, если помните: решение о строительстве дороги было принято еще в 2003 году, но из-за кризиса в 2008-м оно так и не было тогда реализовано. А люди бизнеса очень осторожно относятся ко всякого рода проектам, которые не подкреплены конкретными делами, — ведь инвесторы рискуют большими деньгами. Однако интерес у представителей бизнеса и в нашей стране, и за рубежом очень большой. Например, на днях было подписано генеральное соглашение об основных принципах сотрудничества между правительством Московской области и нефтяной компанией ЛУКОЙЛ. Оно направлено на расширение взаимовыгодного сотрудничества, стабильное развитие экономики Подмосковья, улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для решения социальных вопросов в регионе. В частности, в рамках сотрудничества предусматривается расширение сети автозаправочных комплексов на территории Подмосковья, в том числе вдоль ЦКАД, развитие социальной и торговой инфраструктуры на территориях, прилегающих к автозаправочным станциям, логистической инфраструктуры для хранения, перевалки и отпуска светлых нефтепродуктов и многое другое. ЛУКОЙЛ готов в ближайшие годы инвестировать в свои объекты на территории Подмосковья более 300 млн долларов.

ЦКАД В ЦИФРАХ И ФАКТАХ:

Характеристики Центральной кольцевой автодороги действительно на порядок выше ныне существующих в России:

■ не менее четырех полос в каждую сторону;

■ скоростной режим до 140 км/час на вновь построенных участках и до 80 — на реконструированном участке Малого московского кольца (ММК);

■ расчетная интенсивность движения до 7000 автомобилей в сутки;

■ дорожное покрытие — капитальный асфальтобетон.

Будет построено около 100 развязок с автодорогами и железнодорожными переездами. Все пересечения расположатся на разных уровнях.

С 1 января 2014 года начнется строительство первого пускового участка, который протянется от транспортной развязки с автодорогой М4 «Дон» до автодороги А107 Московского малого кольца. Он проходит по территориям Подольского, Наро-Фоминского, Одинцовского районов и городского округа Домодедово.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру