Два Николая Черкасова

в роли великих предков

В русском искусстве оставили свой след два Черкасова с одинаковым именем и разными отчествами. У Петровских ворот в Первом Колобовском переулке, 16, жил в 1920–1930 годы Николай Петрович Черкасов, это точно известно из адресной книги «Вся Москва» за 1928 год и Театрального справочника 1935 года, о чем мне любезно сообщил Дмитрий Бондаренко, оснащавший адресами «Московскую энциклопедию». Но где в Москве проживал в 1930–1931 годах Николай Константинович Черкасов, даже Бондаренко неизвестно. Обоих артистов сближают кроме имени и фамилии роли в немых фильмах и в театрах, несуществующих и давно забытых.

в роли великих предков

Николай Петрович выступал в Замоскворецком театре, 1-м Рабочем театре, Театре имени Баумана, прежде чем попал в Центральный театр Красной Армии. Николай Константинович танцевал в питерской Студии молодого балета, работал в передвижном театре «Комедия», Московском мюзик-холле и жил в ту пору в нашем городе, до тех пор пока его не пригласили в лучшие ленинградские театры.

Оба Черкасова годами выступали на сцене, но слава пришла к ним в кино: к одному — в роли Александра Суворова, к другому — в роли Александра Невского. Их образы хотел видеть на экране Сталин. Он никогда не забывал завет Ленина, что для нас важнейшим из искусств является кино. Первым смотрел с соратниками все новые фильмы в зале Кремля. Лишь после показа ему они шли в прокат или переделывались, либо ложились на полку.

В наши дни побуждают народ смотреть по телевизору передачи о героях России, читать в Интернете статьи о 100 полководцах России, о которых, за редким исключением, никто в школе не узнал. Решать, кто из них лучший, первый, предлагают «в целях консолидации сил государства, воспитания патриотизма», ради познания истории России. Сталин такую задачу решал более эффективным способом, воздействуя на умы не только агитацией и пропагандой, но и показом фильмов о героях, побеждавших в сражениях, прославившихся на поприще искусства и науки. Поручал снимать фильмы-биографии лучшим режиссерам и занимать в них самых популярных артистов.

Государство не экономило, запуская в производство картины о «великих предках». Их Сталин назвал с трибуны Мавзолея Ленина перед легендарным парадом Красной Армии в 1941 году на Красной площади, обращаясь к солдатам и командирам: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

За главную роль в фильме «Суворов» Николай Петрович Черкасов получил, когда началась Отечественная война, награду — золотую медаль с профилем вождя и большие деньги. По всем экранам СССР прошла картина о не знавшем поражений генералиссимусе, внушая веру в победу, когда Красная Армия отступала на всех фронтах.

С тех пор прошло три четверти века, но и в наши дни известный современный киновед Сергей Лаврентьев счел необходимым отметить: «И, разумеется, достойна высочайших похвал работа Николая Черкасова (Сергеева). Маленький тщедушный старичок, постоянно на наших глазах «взрывающийся», обнаруживающий великую силу и храбрость духа, — это, вне всяких сомнений, одно из значительнейших достижений отечественной киноактерской школы».

А бывший комедийный Пат и артист Московского мюзик-холла Николай Черкасов сыграл роль князя Александра Невского. В 1941 году, когда танковые дивизии Гитлера устремились к Москве, народ увидел, как русские громят немецких рыцарей тевтонского ордена на льду Чудского озера. Черкасов получили за эту работу первую Сталинскую премию.

Снимал картину советский режиссер с мировым именем Сергей Эйзенштейн, поставивший фильм «Броненосец «Потемкин», признанный одним из лучших в ХХ веке. У него Черкасов сниматься не хотел из опасения, что властный режиссер будет им помыкать. Пришлось постановщику его уговаривать. По сценарию, не соотносимому с исторической правдой, князь Александр умирал, отравленный в ставке татаро-монгольского хана русскими предателями. Сталин такой финал не принял и, надо сказать, поступил верно: образ национального героя строить на лжи нельзя, как дом на песке.

После «Александра Невского» Черкасов забыл о танцах, гримасах, которыми смешил публику в Петроградском театре оперы и балета. Там он в 16 лет выступал в массовых сценах мимистом. Когда Федор Шаляпин пел на премьере оперы «Вражья сила», Черкасов, сидя на балконе, дурачась, его переиграл. Публика громко смеялась, мешая петь. На следующий день хохотал Шаляпин, вызвавший шутника в кабинет и предложивший: «Покажите-ка вы мне, чем вы вчера развлекали народ». А перестав смеяться, сказал: «Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся, вы мне, пожалуйста, не мешайте, и я вам не буду». Черкасов учился у Шаляпина перевоплощению, быть на сцене разным. Как считал Сталин, этим умением отличался разве что Николай Хмелев (артист Художественного театра) и не обладал им Борис Чирков, у которого композитор Глинка походил на Максима с Выборгской стороны.

В 33 года питерский Николай Черкасов одновременно играл две роли в кино — сына Петра Первого царевича Алексея и старика профессора Полежаева в картине «Депутат Балтики». Критики поражались, что «чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяла романтической пафосности в трактовке героя — интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного преобразования мира».

Прообразом профессора Полежаева, как известно, послужил выдающийся ботаник, физиолог и публицист, профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Академии наук Тимирязев. Рабочие вагоноремонтных мастерских Курской железной дороги избрали его депутатом Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. После октября 1917 года профессор оказался в академической среде одним из немногих сторонников большевиков. В ответ на подаренную Ленину книгу «Наука и демократия» ему перед смертью пришло из Кремля письмо со словами: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш В.Ульянов (Ленин)».

Лечащего врача, присланного из Кремля, просил передать «Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали».

Конечно, все в РСФСР это узнали в 1920 году, поэтому на бульварах между Гоголем и Пушкиным стоит монумент Тимирязеву, единственному ученому России, удостоенному такой чести в центре Москвы. Советская власть, как только она одна могла это делать, увековечила память о Тимирязеве, назвала его именем премию Академии наук, район, улицу и проезд в Москве, Сельскохозяйственную академию, платформу железной дороги, институт физиологии растений, станцию метро, лунный кратер. В Романовом переулке в его квартире открыли музей К.А.Тимирязева.

Вершиной Черкасова в искусстве стала роль Ивана Грозного, которой придавал особое значение Сталин, в жестокости и казнях царя видевший оправдание своих репрессий. В беседе в Кремле с Эйзенштейном и с ним говорил, что одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он «недорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени». (У Иосифа Виссарионовича не дрогнула рука 17 января 1940 года подписать решение Политбюро №П11/208, по которому расстреляли 346 человек).

Сталин считал, что в исполнении Черкасова Иван Грозный похож на нерешительного Гамлета, а царь был «великий и мудрый правитель, стоявший на национальной почве, и иностранцев в страну не пускал» в отличие от Петра и его преемников. Кроме политических высказываний помянул о деталях: бороде царя, часто мелькающей в кадре, слишком долгом поцелуе царя и царицы Анастасии, на Руси не принятом.

Но при всем благожелательном отношении к творцам «Ивана Грозного» вторую серию картины, где Сталин увидел бесчинства опричников и казни бояр, народу не показал. А весь отснятый материал третьей серии велел уничтожить. После «Ивана Грозного» Черкасов перевоплощался в композитора Мусоргского, изобретателя радио Александра Попова, воспитателя нахимовцев и снова удостаивался Сталинских премий. За главную роль в фильме «Все остается людям» получил Ленинскую премию. Артист избирался депутатом Верховного Совета СССР и остался в людской памяти истинным «слугой народа» — он принял 2565 избирателей и многим реально помог.

Во время войны Николай Петрович Черкасов сыграл роль командующего фронтом в картине «Дорога к звездам». Месяц спустя после блокады на киностудии «Ленфильм» Сергей Герасимов и Михаил Калатозов начали снимать фильм «Героическая оборона Ленинграда», завершенный в Ташкенте под названием «Непобедимые». В этой картине Черкасов играл в компании с самыми популярными в те дни Петром Алейниковым, Борисом Бабочкиным, прославившимся Чапаевым, и Тамарой Макаровой, женой Сергея Герасимова. То был последний фильм в жизни актера. Он умер в 60 лет в эвакуации, и могила его осталась в Алма-Ате.

Ленинградский Черкасов сыграл несравненно больше ролей, заслужив много наград, но прожил, как и московский Черкасов, недолго — всего 63 года.

Во Втором Колобовском переулке 58 лет прожил Игорь Ильинский, о чем напоминает мемориальная доска на угловом доме, заселенном артистами. Соседями оказались Евсей Любимов-Ланской, Юрий Соломин, балерина Ольга Зандер, актрисы Татьяна Еремеева, Вера Окунева, Ольга Соломина и Мария Андреева, известная в истории под партийным псевдонимом Феномен, данным ей Лениным.

Прежде чем стать постоянным жителем Москвы, уроженец Одессы Евсей Гелибтер двадцать лет колесил по России и выступал под псевдонимом Любимов-Ланской во многих городах России, Украины, Молдавии, руководил труппами в Баку, Сухуми, Батуми, Астрахани и Саратове. Театром имени Моссовета руководил пятнадцать лет, как «театром социальной правды». Свой метод режиссуры называл «реализмом пристрастным, язвительным, острым, классово-трезвым». Первый поставил много пьес с «классово-трезвым» названием: «Шторм»», «Штиль», «Цемент», «Рельсы гудят», «Ярость», «Жизнь зовет». Вслед за ним их ставили во многих театрах страны, и народ шел на спектакли, веря в светлое будущее. В театральном мире заслуженного артиста республики уважали и на закате жизни в годы войны приняли актером в Малый театр.

Уроженец Читы, сын музыкантов Юрий Соломин поступил в училище Малого театра и остался в его стенах. Начав с эпизодов, сыграл обаятельного мошенника Хлестакова в «Ревизоре», с тех пор покоряя зрителей «прекрасными внешними данными, незаурядным обаянием, мягким лиризмом при мужественности облика», проще говоря, мужской красотой и добротой. Вскоре после Хлестакова миллионы зрителей он покорил в форме капитана царской армии с аксельбантами, которая очень подошла к его лицу, в пяти сериях телефильма «Адъютант его превосходительства». В нем сыграл агента ВЧК, проникшего в штаб Добровольческой армии, что у публики не вызвало отторжения. Вряд ли в силу перемены отношения к ВЧК и Добровольческой армии этот классный фильм вернется на экран ранее, чем статуя Дзержинского займет законное место в центре Москвы.

Успех пяти серий телефильма о подвиге разведчика предвосхитил на ТВ появление 12 серий «Семнадцати мгновений весны». Как все помнят, в этом шедевре советский агент в форме штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, хорошо гармонировавшей с его мужественным обликом, один на один сражается с недремлющей германской разведкой.

Живой классик кинематографа Акира Куросава дал Юрию Соломину главную роль в советско-японском фильме «Дерсу Узала», удостоенном премии «Оскар» в США и других высоких наград. Так актер Малого театра занял место в ряду звезд мирового кино. В минувшем году исполнилось четверть века с того дня, как Юрий Соломин стал художественным руководителем Малого театра, устоявшего как скала в шторме перестройки, в отличие от МХАТ, развалившегося пополам. В чем, конечно, заслуга Юрия Мефодиевича, в смутные 1990–1991 годы бывшего министром культуры Российской Федерации.

Я знаю не понаслышке, что под его крылом хорошо заслуженным актерам Малого театра, так как живу в доме, где квартиры получили многие из них, включая Виталия Соломина. Когда заболел неизлечимым раком мой замечательный сосед Виктор Борцов, незабвенный Савва Игнатьевич в «Покровских воротах», к его подъезду постоянно подавали машину и до последних дней народному артисту платили зарплату.

Роль Хлестакова дал Юрию Соломину сосед по дому во Втором Колобовском переулке, 2, Игорь Ильинский. Здесь он был счастлив в браке с Татьяной Еремеевой, актрисой Малого театра, не дожившей год до столетия в 2012 году, и сыном Владимиром.

В новогодние дни Игорь Ильинский появляется на телеэкранах в «Карнавальной ночи» в облике бюрократа — директора Дома культуры, которому противостоят комсомольцы, не желающие в праздник слушать докладчика-астронома и «ансамбль песни и пляски». Фильм вышел в 1956 году.

Народный артист СССР дебютировал на сцене в 1918 году, сыграв семнадцатилетним юношей роль старика. Ильинский хорошо усвоил «биомеханику» Всеволода Мейерхольда, стал любимым актером его театра. Когда театр закрыли, вошел в труппу Малого, ставшего родным домом. Сыграл молодого Хлестакова в 37 лет и пришелся в театре ко двору.

Но в душе остался верным учителю, обреченному на страдания, пытки и казнь. Когда многие отвернулись от былого кумира, Игорь Ильинский пытался его спасти. По воспоминаниям Владимира Ильинского, отец ходил на Лубянку с письмом, утверждая, что случилась «какая-то ошибка». Следователь испуганно говорил: «Бога ради, Игорь Владимирович, уходите! Я вас не видел, вы сюда не приходили. Не нужно хлопотать, это ничего не изменит». У отца дома всегда висел портрет Мейерхольда».

Как ко многим артистам академических театров, слава к Ильинскому пришла в кино, в довоенной комедии «Волга-Волга» в образе бюрократа Бывалова. На приеме в Кремле, увидев Ильинского, Сталин пошутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ, мы поймем друг друга. Отойдемте, побеседуем». О чем они говорили — неизвестно. Но ясно, что к нему вождь благоволил, трижды удостаивал премии своего имени.

Игорь Владимирович с детства был глубоко верующим человеком; став в пятьдесят лет счастливым отцом, крестил сына, что редко кто из членов партии, а он им стал, себе позволял. Это не помешало в 1930 году сыграть роль вора и мошенника в немом фильме «Праздник святого Йоргена», где высмеивается вознесение, «хождение по морю аки по суху» и другие евангельские чудеса. Картину можно увидеть в Интернете. Вряд ли этот «Праздник» вернется на киноэкран по причине смены парадигмы государства по отношению к религии. В замечательной комедии Игорь Ильинский сыграл, по-моему, лучшую роль. После нее он повторялся в «Волге-Волге» и «Карнавальной ночи».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру