Московские школы в рейтинге топ-500

Как попасть в список лучших — экспресс-пособие для директора

В рейтинге 500 лучших школ страны лидирует столица: 89 школ попали в список самых-самых — подобным результатом не может похвастаться ни один город или регион! Причем, что любопытно, многие из московских учебных заведений попали в рейтинг не за счет авторитета, создаваемого десятилетиями, как это происходит в случае с элитными школами «с уклоном», а за счет собственных достижений последних лет. Какие преимущества система столичного образования дала в последние годы московским школам, выяснил «МК».

Как попасть в список лучших — экспресс-пособие для директора

Не секрет, что ряд школ в Москве с советских времен славится уровнем образования и считается очень сильным. Попасть в них непросто, а учиться — еще сложнее, однако после их окончания перед выпускниками с легкостью распахиваются двери практически любого вуза. И неудивительно, когда в списке лучших традиционно оказываются знаменитые учебные заведения — такие, как школа-интернат им. Колмогорова при МГУ или лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ. Однако главным «трендом сезона» является не предсказуемое появление в рейтинге давно известных и заслуженных, а новички из числа самых обычных и рядовых школ. Тенденции последних лет в московском образовании позволили достичь удивительных успехов многим районным общеобразовалкам, ранее не числившимся в списке лидеров, что наглядно показывает рейтинг «ТОП-500». Как это работает и что в итоге получается, «МК» выяснил, пообщавшись с директорами школ из топа лучших.

Для начала — о самом рейтинге «ТОП-500». Что это за «табель о рангах» и как туда попадают те или иные школы, рассказывает один из его создателей, Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования:

— «ТОП-500» — это единый федеральный рейтинг оценки общеобразовательных учреждений. Устроен он достаточно просто и прозрачно. Школа ведет образовательную деятельность, используя разные инновационные методики, высокотехнологичное оборудование и прочее на свое усмотрение, поскольку ей дана достаточная свобода в формировании учебного процесса, но конечным результатом этой деятельности являются результаты учеников на Едином госэкзамене, а также в олимпиадах. При этом мы не считаем баллы ЕГЭ всех учеников и результаты всех олимпиад — учитываются только высокобалльники и победители всероссийской олимпиады школьников.

Цифра рейтинга школы считается так: учащийся, набравший от 190 баллов по трем любым предметам, дает школе 0,5 балла, набравший от 220 баллов дает 1 балл. Призер всероссийской олимпиады приносит 1 балл, победитель регионального этапа — 3 балла, призер заключительного этапа — 5 баллов, победитель заключительного этапа — 10 баллов. Все эти цифры по школе суммируются, и получается итоговая цифра федерального рейтинга «Топ-500», а также регионального рейтинга «Топ-25».

Пока такая оценка деятельности школ вполне эффективна, считает Иван Ященко, не исключая при этом, что в дальнейшем список критериев будет расширен — в итоговой цифре станут учитываться коэффициенты за физическое развитие школьников, культурное, социальное, условия для инвалидов, безопасность, питание и т.д.

Как же добились попадания в этот рейтинг обычные московские школы? Вот что рассказывает директор школы №1900 из списка «ТОП-500» Сергей Нестин:

— За последние два-три года мы достигли серьезных успехов. Если раньше у нас было 1–2 золотых медалиста в год, то в 2011 году уже 5 человек получили «золото», а в 2012-м — 9 человек. Динамика весьма показательная! По итогам ЕГЭ в этом году сорок наших выпускников набрали более 220 баллов по совокупности трех экзаменов, пять выпускников по шести предметам (русский язык, английский, обществознание, химия, физика) стали стобалльниками, а средний балл по школе составил 72,9. Почти 80% от общего количества обучающихся приняли участие в школьном туре олимпиады хотя бы по одному предмету, участие в окружном туре всероссийской олимпиады дало нам в общей сложности 49 призеров разного уровня, а Артем Филимонов стал победителем всероссийского этапа в категории «История».

Коллеги спрашивают: как же школа добивается таких результатов? У нас очень сбалансированный учебный план, но одним планом, безусловно, не обойтись. Мы системно работаем с одаренными и мотивированными детьми, которые стремятся к высоким результатам, для чего у нас действует гибкая система консультаций, групповых и индивидуальных занятий по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, по подготовке к ЕГЭ. Ученикам создаются особые портфолио, в которых учитываются не только учебные достижения, но и внеклассная и внешкольная деятельность. Результаты же нашей работы мы постоянно мониторим при помощи единой статистической системы «СтатГрад» — для этого проводим специальные тренировочные и диагностические работы и анализируем их результаты. Это позволяет выявлять пробелы и постоянно корректировать систему подготовки к итоговой аттестации.

Интересные возможности для резкого повышения уровня образования дали объединения школ в комплексы, которые многими горожанами сперва были восприняты негативно. Однако директор еще одной «топовой» школы, гимназии №1551, Вера Балакирева убеждена в обратном и видит в такой реорганизации причины успеха своего заведения и огромный потенциал на будущее:

— В рамках последних реформ московской системы среднего образования мы объединились с двумя другими школами (№677 и №828) и четырьмя детсадами. И на базе трех школ мы создали ступенчатую систему: в одном здании учатся малыши с 1-го по 4 классы, в другом — средние классы, и в третьем — старшие. Родители от такой системы просто в восторге: для детей создана оптимальная комфортная среда, где они находятся среди сверстников и под их возраст обустроено все — и оборудование спортивного зала, и библиотека, и классы, и зоны рекреации. Это заметно повышает качество образования и готовит нам почву на будущее, взращивая победителей олимпиад и высокобалльных выпускников!

Ученики же старших классов получили от объединения свои плюсы, даже более существенные! Объединение трех школ — это объединение трех педагогических коллективов, и из большого количества учителей мы выбираем наиболее способных, которые могут работать в старшей школе. В результате старшеклассники получили возможность выбирать не из одного-двух профилей, как было раньше (что ограничивалось и помещениями, и наличием педагогов, и учебным планом), а целых пять. В нашей школе существует физико-математический профиль, химико-биологический, филологический (упор на литературу и языки), социально-гуманитарный (история и обществознание) и информационно-технологический (информатика и математика).

А еще с объединением у нас серьезно расширился спектр допобразования. Три корпуса, детей много, и поэтому к нам постоянно приходят интересные талантливые педагоги, предлагают самые разные программы допобразования. Нет нужного кружка в том корпусе, куда ходит ребенок, — не проблема! Сегодня любой наш ученик записывается онлайн через электронный портал и совершенно бесплатно посещает интересующий его кружок, в какой бы из трех школ комплекса он ни находился.

В числе плодов реорганизации московской системы среднего образования еще стоит отметить такие интересные штуки, как проектно-исследовательская деятельность и онлайн-технологии. О том, как это работает, рассказывает Наталья Мухина, директор гимназии №1538, также удостоенной места в «ТОП-500»:

— Так называемая проектно-исследовательская деятельность очень мотивирует учеников. В нашей школе ведется около ста самых разных проектов — например, силами учеников старших классов мы провели серьезнейшее исследование энергоэффективности зданий, благодаря которому выяснили причины потерь тепла, переплаты за него, а также определили, что нужно сделать. Теперь можно будет заключить договор с организацией, которая занимается теплосетевыми работами, переделать систему и сэкономить существенные средства. Другой пример интересной проектной работы — всестороннее изучение усадьбы «Архангельское», которое, фактически, стало живым изучением исторической эпохи. Задействован был почти весь педагогический коллектив — от учителей физической культуры, с которыми изучался спорт ХVIII века, до учителя математики, с которым здание рассматривалось с точки зрения особенностей архитектуры. Быт купеческой семьи того времени, экономика семьи, искусство, культура — в этот проект входили все сферы жизни, свойственные тому историческому периоду.

— Онлайн-технологии — еще одно достижение московской системы образования последних лет, и мы их активно используем, продолжает Наталья Мухина. — К примеру, у нас в одной школе комплекса есть замечательный учитель математики Татьяна Сальникова, которая очень здорово объясняет самые сложные темы, вызывающие затруднения у многих детей. Мы определили ряд таких тем и проводим уроки с онлайн-трансляцией в реальном времени, чтобы тему могли изучать одновременно разные классы. Такие же онлайн-уроки проводят наши учителя информатики, физики, других предметов. На уроки литературы мы планируем приглашать артистов из московских театров, чтобы интересно и профессионально читать детям стихи и прозу, и эти «мини-спектакли» тоже обязательно будут транслироваться, чтобы к ним могли стать причастны не только ученики в классе вживую, но и другие наши школьники.

■ ■ ■

Последние два года в столичной системе образования бушевали ветры перемен, воспринимаемые неоднозначно. Поначалу одни реформы (типа того же объединения школ) принимались в штыки, другие (типа новой системы оплаты учителей и финансирования школ в целом) — откровенно пугали, третьи (типа оснащения школ высокотехнологичным мультимедийным оборудованием) вызывали скепсис ретроградов… Но сегодня уже можно оценивать комплексные итоги двухгодичной деятельности, и очевидно, что планомерная работа по развитию столичных школ, которую проводит Департамент образования, принесла реальные успехи, которые ощущают и дети, и родители, и учителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру