Проснись — и пой!

Как учителя исследуют своих учеников

29 мая 2006 в 00:00, просмотров: 500

Учитель года” — это ежегодный конкурс для самых профессиональных, ярких и веселых педагогов. Вопросы на засыпку, забавные сценки, умение очаровать толпу одним взглядом — таковы его неизменные традиции. Преподаватели соревнуются более чем в десятке номинаций. Среди почетных званий — “Самый классный классный”, “Самый понимающий” и другие, которые метко характеризуют учителей, любящих свою работу. Одна из самых оригинальных номинаций — “Учитель-исследователь”. Победу в ней одержал преподаватель “Лицея на Донской” №1553 Южного округа.

Учитель русского языка Валерий Вячеславович Пазынин — молодой и энергичный выпускник филологического факультета МГУ. Почему он пришел на работу в “Лицей на Донской”?

Среди выпускников лицея есть свой пароль: скажешь “ДГ” — значит свой. Здесь учатся всего 100 человек, ребят набирают в 9-е классы. Все предметы в лицее изучаются более углубленно, чем в обычных школах.

“Лицей на Донской” живет под девизом: “Исследовательская деятельность во всем”. Каждый ученик кроме основной программы обязан выбрать для себя как минимум один спецкурс. Спецкурс — это безумно интересные дополнительные занятия. Геология, лингвистика, история, психология, литература — каждый выбирает то, к чему лежит душа. Каждое лето весь лицей выезжает в экспедиции — Киев, Крым, Алтай, Байкал, в этом году лицеисты поедут в Карелию, где прохладный ветер свистит, как соловей-разбойник, а вода в реках прозрачна, словно горный хрусталь. В экспедициях каждая секция занимается своим делом — геологи берут пробу почвы, а лингвисты во главе с Валерием Вячеславовичем исследуют местный диалект и фольклор. Интервью с местными жителями, собственные путевые заметки привозят в Москву. По набранным материалам каждый ученик обязан написать курсовую работу, как в университете. Как говорится, выправка видна сразу — вспомним конкурс “Если бы я был главой управы”. Его победительница Евгения Пастернак — уроженка “Донского”. Ну а лауреат конкурса “Учитель года-2006” признается, что не только он, а все учителя в лицее уникальны:

— Каждый преподаватель — выпускник МГУ. 17 кандидатов и один доктор наук. Но это не главное. Главное то, что у нас царит очень благоприятная атмосфера. Очень много выпускников лицея вернулись сюда уже как преподаватели. Мы еще не посчитали тех выпускников, которые просто приходят помогать школе в трудные моменты, — говорит Пазынин.

— У вас как у молодого педагога были трудности в отношениях с учениками?

— Поначалу было некое непонимание моей системы обучения. Не все сразу начали выполнять мои требования — я всегда старался подавать материал не так сухо, как это делается в школьных учебниках. Многие не сразу привыкли к моему педагогическому творчеству. Но сейчас все устоялось, мои ученики — это мои друзья.

— Но дистанцию держите?

— Если не держать дистанцию, то можно легко потерять учительский авторитет. Но в нашем случае, когда я и мои ученики горят одной идеей, доверие в отношениях просто обязательно. Иначе мы не сможем вместе заниматься творчеством, исследованиями. А когда ученики заканчивают 11-й класс, мы обычно переходим на “ты”.

— Как бороться с хамством подростков?

— Лучшее средство от “шипов” переходного возраста — это работа над курсовой. Когда у тебя есть наставник, к которому можно обратиться как по научному, так и по личному вопросу, вся ершистость сходит на нет.

— Что раздражает в детях?

— Пренебрежение. Как педагог ненавижу, когда не выполняют моих заданий. Еще не люблю отсутствия интереса как к учебе, так и к творчеству.

— А если интерес отсутствует, тогда что делать?

— У меня был мальчик, которого, как всем казалось, не интересовало ничего. Уже не знали, что с ним делать. Когда мы изучали фольклорную музыку в одной деревне, его вдруг тронуло горловое пение. Мы с ним стали изучать этот музыкальный аспект. В итоге парень написал неплохую работу. Хотя и он и я — профаны в музыке. В каждом человеке надо искать искорку.

Валерий Вячеславович изучает не только диалекты русских глубинок, но и таланты своих учеников. Показывая фотографии своего класса, он постоянно говорил: “Из него выйдет замечательный филолог”, “А эта девушка склонна к аналитике”. Кстати, большинство выпускников 1553-й штурмуют Воробьевы горы.





Партнеры