Экспедиция к центру Азии

Глава МЧС Сергей Шойгу: “У каждого человека должна быть мечта”

  В начале июня на берегу озера Тере-Холь в Тыве заработает полевой лагерь. Проект “Крепость Пор-Бажын”, стартовавший более четырех месяцев тому назад, от задумок и планов перешел к “стадии воплощения”. Построен лагерь, набраны участники, получен “открытый лист” на проведение археологических работ, решаются последние организационные и технические вопросы. Дело осталось за малым: “начать и кончить”. О грандиозном проекте “МК” рассказал его идейный вдохновитель, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Кужугетович ШОЙГУ.
     
     — Исследование крепости Пор-Бажын уже стало общероссийским проектом. Почему в качестве объекта изучения был выбран именно этот памятник?
     — Во-первых, крепость Пор-Бажын — это один из двух объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва. Его исторический возраст почти 1200 лет. К сожалению, в настоящее время в результате происходящих природных процессов Пор-Бажын разрушается. По мнению специалистов, еще 3—4 года, и мы можем навсегда потерять этот уникальный памятник древности.
     Во-вторых, крепость таит много исторических загадок. Пор-Бажын находится посреди озера Тере-Холь, к которому нет никаких дорог. Кругом горы, тайга… По сегодняшний день никто не может дать однозначного ответа: для чего она была построена, какую функцию выполняла? Многие говорят, что крепость построена во времена уйгурского каганата. Но есть и другие версии. Это и многое другое предстоит выяснить в ходе археологических работ.
     В силу своей труднодоступности это малоисследованное место с невероятно красивой природой. В одном районе сошлись разные климатические и природные зоны. Там и горы, и тайга, и степи…
     Я родом из Тывы. И, будучи школьником, пять лет подряд участвовал в археологических экспедициях. Наверное, тогда у меня и появилась любовь к истории родного края. И мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали об этом месте, о том далеком времени. К сожалению, у многих сейчас есть только одна цель — заработать как можно больше денег. Но, на мой взгляд, у каждого человека должна быть мечта. И проект “Пор-Бажын” — один из тех шагов, который позволяет вырваться из замкнутого круга повседневной суеты.
     — Не страшно было браться за такой масштабный проект? Кто в нем только не задействован: ученые, студенты, спасатели…
     — …водолазы… И это еще не все. Честно говоря, когда появилась эта идея, о масштабах мы не думали. В процессе к проекту подключались те, кому это было важно и интересно. И сейчас работать по-настоящему комфортно, потому что все заражены одной идеей. Здесь нет тех, кому надо приказывать, заставлять что-то делать. Все сами что-то придумывают. Здесь много различных факторов: ностальгия по юности, по кострам и гитарам, по хорошим и добрым товарищам и страсть к путешествиям…
     — Представляю, с каким энтузиазмом эту идею восприняли ученые — археологи и географы. Не секрет, что у нас сейчас наука — не самая финансируемая статья бюджета. Им самим такой проект не потянуть… Потребовалась помощь МЧС?
     — Ну, не думаю, что без МЧС не справились бы. Они все востребованные ученые. За спиной у каждого множество экспедиций по Средней Азии, Монголии, Китаю. В проекте участвуют специалисты Музея Востока, Института востоковедения РАН, Института истории материальной культуры РАН и многих других научных организаций. Конечно, эта идея их вдохновила и объединила. И надеюсь, что мы доведем это дело до логического завершения…
     — А логическое завершение — это…
     — Хотелось бы, чтобы ученые восстановили на бумаге исторический облик того, что было в VIII веке. И мы по их эскизам и чертежам смогли воссоздать эту крепость. Но, естественно, окончательное решение о дальнейшей судьбе памятника будут принимать специалисты и местные власти.
     — Надо полагать, что для большинства местного населения этот проект откроет новые перспективы: столько рабочих мест сразу. Ведь, как я поняла, и повара в лагере, и строители, которые возводят лагерь и строят дорогу, и селяне, которые будут поставлять продовольствие, — все местные?
     — Там живут очень хорошие, честные, работящие люди. Но условия жизни у них — не самые легкие. Как я уже говорил, дороги в этом районе нет. Даже летом туда сложно проехать. Сейчас мы делаем первые попытки построить дорогу. Но хотелось бы, чтобы кроме этого туда приезжали люди, которым интересна культура и история этого края. Чтобы там был летний лагерь, в котором бы собирались те, кто желает понять восточную философию, которые могли бы разгадать тайны не только крепости Пор-Бажын, но и в целом восточной культуры.
     — Каков же срок исследований? Первоначально планировалось, что работы продлятся с 2007-го по 2009 год…
     — У ученых такое ограничение по срокам вызвало настороженность. Поэтому мы сказали: сколько потребуется на это времени, столько и будет. Пока же у нас трехлетний план. В этом году планируем провести геофизические исследования, а с 1 июня начнутся археологические раскопки. Параллельно будет идти изучение самого озера Тере-Холь и окружающей местности. А в июле планируется проведение консервационных работ. Для этого в лагерь прибудут специалисты-реставраторы.
     — Слышала, что в следующем году деньги на исследования Пор-Бажына могут быть заложены в бюджет. А в этом году откуда идут финансы?
     — Пока мы только собираемся обратиться с просьбой о включении части расходов в бюджет следующего года. А в этом году весь проект на сто процентов реализуется на спонсорские деньги. Созданный культурный фонд “Крепость Пор-Бажын” как раз аккумулирует эти средства.
     — В лагере за один заезд будет находиться до 250 человек. Как будет осуществляться их охрана?
     — В лагере будет организована круглосуточная охрана. Будет установлено несколько милицейских постов, плюс в ночное время по всему периметру территории будут работать специальные инфракрасные датчики. Поскольку руководство ФСБ и МВД входит в попечительский совет проекта, думаю, что проблем с обеспечением безопасности у нас не будет.
     — А как насчет безопасности экологической? Слышала, что еще в самом начале проекта местные организации высказывали опасения по поводу возможного нарушения экобаланса при проведении работ. Удалось убедить их в безопасности проекта?
     — Во-первых, мы не планируем использование тяжелой техники. Все будем делать только вручную. А грунт, который будет накапливаться в результате раскопок, в дальнейшем частично используют для консервации и частично вывезут на берег для производства кирпичей для будущих стен крепости. Кроме того, там будут проводиться не только археологические работы, но и работы по изучению самого озера и подземных источников. Мы очень бережно относимся не только к соблюдению экологических норм, но и к местным традициям. Перед началом работ были приглашены местные лама и шаман, которые подсказали нам, где лучше ставить лагерь. Изначально планировалось разбить лагерь на самом берегу, всего в 600 метрах от острова. Но, посоветовавшись, было принято решение перенести его в два раза дальше от берега. Кстати, лагерь уже освятили буддийские священнослужители. Так что мнение местных жителей учтено полностью.
     — А большой получается лагерь?
     — Лагерь на 250 человек. В основном это палатки, плюс еще вагончики, рубленая баня. Никакого “Хилтона” там никто строить не собирается.
     — В этом году для участия в экспедиции отбирали в основном студентов. Но, как показал конкурс “МК”, желающих принять участие в исследовании крепости очень много. И далеко не все они — студенты, а тем более археологи. На будущий год возможно привлечение по конкурсу не только студентов?
     — Конечно, возможно. Это было бы даже интересно. Работы ведь будут продолжаться не одно лето. И каждый год надо привлекать людей. В дальнейшем, может быть, даже увеличим количество участников экспедиции. В этом году у нас запланированы археологические работы, а дальше планируем начать воссоздание. Тогда потребуются и другие специалисты. Хотим привлечь к сотрудничеству школьников и учащихся колледжей. Раздали бы им заготовки, чтобы они вырезали детали из дерева. А уже летом все это начали бы собирать. Но сначала все же свое слово должны сказать археологи.
     Отдельно хочу пожелать удачи победителям конкурса “МК” по участию в археологической экспедиции. Уверен, что уже этим летом ребята станут участниками интереснейших открытий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру