Скрытые сироты — кто они?

Даже в богатых семьях дети часто чувствуют себя брошенными

6 мая 2007 в 20:00, просмотров: 682

  В нашем классе Лене завидовали многие. У нее первой появился мобильный телефон, она первой поехала за границу и привезла оттуда приставку и ролики. Не знали мы тогда другого: что маму она не видела по несколько недель, кататься на лошадях она ходила с воспитательницей, а подарки на день рождения получала из рук маминых сослуживцев.
     А когда на выпускном вечере все родители кинулись поздравлять своих детей, Лена сиротливо стояла в сторонке. Мама-предприниматель не пришла поздравить дочку: в это время она заключала очередной договор в Стокгольме…
     Как получается, что ребенок, формально имея родителей, становится сиротой? На этот вопрос отвечает психолог, заместитель директора центра психолого-медико-социального сопровождения Западного административного округа “Живые потоки” Ольга ПУГОВКИНА.

     
     Так называемые “скрытые сироты” — это ребята, проживающие в полной семье, с папой и мамой, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены главного: родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни.
     Последствия скрытого сиротства в разном возрасте проявляются по-разному: у детишек 3—7 лет это капризы, раздражимость, возбудимость, задержки в развитии, у ребят 7—14 лет — нарушения поведения. В более зрелом возрасте дефицит родительской заботы может перерасти в депрессию, тревогу и социальную фобию. Количество скрытых сирот трудно определить, ведь они не проходят ни по каким спискам. Но по приблизительным подсчетам, от недостатка родительского внимания в той или иной мере страдает каждый пятый ребенок.

* * *

     “Я работаю PR-директором в крупной рекламной компании. По работе мне приходится постоянно ездить в командировки, поэтому дома я почти не бываю. Моей дочери сейчас десять, и с ней вот уже три года постоянно остается гувернантка. В последнее время учителя жалуются, что Катя начала грубить своим сверстникам, плохо учиться. Каждый раз, когда я уезжаю, она начинает плакать. Даже подарки не помогают: в последнюю командировку привезла ей куклу, а она даже не вытащила ее из коробки. Что с ней происходит?”
     Ольга Пуговкина: “Не обязательно, что в ситуации скрытого сиротства оказываются дети из материально неблагополучных семей. Часто происходит совсем наоборот: родители заняты бизнесом или устройством личного счастья, а ребенок остается на попечении гувернантки или няни. И нет ничего странного, что малыш, сданный на руки чужой тете, растет жестоким и нелюдимым. Такое поведение объясняется нереализованной потребностью ребенка в любви и признании.
     Именно психологическая отчужденность от близких людей создает предпосылку для “срывания зла” на друзьях и няне. Таким детям помочь весьма сложно: ведь сперва сами родители должны осознать наличие бреши в воспитании. Часто взрослые думают так: мы одеваем ребенка, привозим ему подарки и оплачиваем спецшколу. Что ему еще надо? Родителям, часто находящимся в отлучке, нужно понять, что даже десять минут общения с близкими дают малышу некий эмоциональный план. Если вы не можете видеться с ребенком, хотя бы звоните ему каждый день, даже просто желайте спокойной ночи по телефону”.

* * *

     “У меня трое детей: старший сын и два маленьких близнеца. Когда родились мальчишки, времени усмотреть за всеми просто не было, и знакомые посоветовали отдать старшего на пятидневку. Тогда Максим устроил скандал, месяц со мной не разговаривал. С того момента доверительных отношений с сыном не было.
     Теперь, когда малыши уже подросли, я пытаюсь наладить отношения со старшим. Но на все мои вопросы он только грубит или уходит в другую комнату. Я понимаю, что упустила момент, недодала ему вовремя должного внимания и заботы. Но неужели теперь нет возможности исправить отношения, подружиться с сыном?”

     Ольга Пуговкина: “Часто после рождения малыша все внимание переключается на него, а воспитание старших ограничивается ежедневными “покормить-погулять”. Но в какой-то момент родители понимают, что выстраивали свою модель поведения неправильно, и пытаются вернуть утраченную связь с ребенком. Они начинают навязчиво предлагать ему свою запоздавшую любовь: давай сходим в кино, в цирк, погуляем.
     Но если потребность в общении возникает в одной половине семьи, не обязательно она возникает и в другой. Ребенок начинает искать в непривычно повышенном внимании подвох, и все это заканчивается скандалом. Если контакт с ребенком давно утрачен, нужно возобновлять его с чего-то естественного, непринужденного. Например, ребенок пришел рано домой — можно его за это похвалить. Это должны быть максимально предметно-деловые комментарии. Но помните: ребенок не обязан с вами дружить. Поэтому главное — не обижаться на него, быть максимально деликатными”.

* * *

     “Дочь вышла замуж очень рано: на первом курсе института, а через пять месяцев родился внук Сережа. Через год она уже пошла учиться, потом — работать. С этого момента внук все время находится со мной: я старалась играть с ним, читать ему книжки, гулять. Но как только приходила мама, он сразу бежал к ней, бросался в слезы. Я понимаю, что внуку недостает родительского тепла и заботы. Но дочка приходит домой очень уставшая. Что мне делать?”
     Ольга Пуговкина: “Очень часто в ситуации скрытого сиротства оказываются как раз дети, рожденные молодыми мамами. Они еще сами дети, у них еще не развит материнский инстинкт. Да и темп жизни изменился: молодые мамы хотят получить образование и найти хорошую работу, а дети остаются на попечении бабушек.
     Но попытка заменить маму ни к чему хорошему не приведет, только лишь к конфликтам в более зрелом возрасте. Таким бабушкам нужно замечать и приветствовать в дочери любые проявления родительских чувств: если дочка приходит домой поздно и играет с ребенком, не нужно возмущаться, что ребенку пора спать. Но и когда дочь просит вас посидеть с ребенком, соглашаться нужно не всегда — своим согласием вы только провоцируете отдаление ребенка от дочери. Если у нее нет ничего экстренного, лучше сослаться на неотложные дела и оставить ребенка с матерью”.

* * *

     “У сестры пятеро детей. Старшая дочь уже не живет с семьей, остальные распределены по учебным заведениям: кто в кадетском корпусе, кто в суворовском училище, кто в школе на пятидневке. Это не блажь, а суровая необходимость: она работает медсестрой в больнице, и времени на занятия с детьми, да и денег просто нет. Я понимаю, что племянники не получают должного внимания и заботы. Младшенький, когда я приезжаю к ним в гости, как насядет на меня, постоянно просит поиграть с ним. Я боюсь, что этот недостаток любви как-то повлияет на их дальнейшую жизнь...”
     Ольга Пуговкина: “Отдавая ребенка в учебные заведения полного дня, родители должны осознать, к чему может привести “брошенность на самотек”. Если у малыша нет опыта привязанности к маме с самого детства, значит, и нет состояния психологической защищенности. Отсюда всевозможные страхи, комплексы. Если в семье не было доверительных отношений, не будет и мотивации к доверию другим людям. Поэтому ребенок с сильной нервной системой будет агрессивным и задиристым, ребенок слабый — недоверчивым, застенчивым, тревожным.
     Сейчас существует огромное количество лагерей для многодетных семей. Такие семьи за символическую плату выезжают на выходные в пансионаты Подмосковья. Там они вместе общаются и проводят время так, как не способны были в домашних условиях. Может, попробовать хотя бы такой способ?”
     
     ТЕСТ НА ЛЮБОВЬ
     Если хотя бы на 3—4 вопроса вы затрудняетесь ответить, скорее всего ваш ребенок страдает от недостатка заботы и внимания.
     •Знаете ли вы, с кем поссорился ваш ребенок за последний месяц?
     •Какие самые яркие события в жизни ребенка за последнее время вы можете припомнить? Что самое важное с ним произошло за последний месяц?
     •Знаете ли вы хотя бы 3 его друзей и где они живут?
     •Какое бы желание загадал ваш ребенок, если бы у него была волшебная палочка?
     •Знаете ли вы, какой фильм/книгу он больше всего любит?
     •Нравятся ли ребенку ваши подарки?
     •Сколько раз за последний месяц вы всей семьей ходили на развлекательные мероприятия (в цирк, в театр, на каток, в музей и т.д.)?
     •Знаете ли вы, какие замечания делают учителя вашему ребенку и за что хвалят?
     •Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок, и во что бы он переодел вас?
     
     ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ
     Что делать, если ребенок оказался в группе риска?
     •Как можно чаще интересуйтесь школьными делами ребенка: какую роль он играет в спектакле, что они рисовали сегодня на уроке...
     •По выходным, если получается, обедайте вместе: это очень сплачивает семью.
     •Если ребенок смотрит мультики или фильм, не спешите заняться своими делами, посмотрите телевизор вместе с ним и обсудите увиденное.
     •На праздники не отправляйте ребенка к бабушке: лучше пригласите к столу его одноклассников.
     •Если ребенок любит кататься на велосипеде, купите и себе железного “коня” и катайтесь вместе.





Партнеры