Не ходи в учителя – козленочком станешь

Подавляющее большинство наших людей тепло относятся к своим учителям, но сами быть педагогами не хотят. Не желаем мы, как свидетельствует последний опрос ВЦИОМ, и учительской судьбы своим детям.

14 октября 2008 в 17:50, просмотров: 832

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ознаменовал День учителя любопытным исследованием – как Россия относится к учителю. Результаты оказались противоречивыми, но вполне предсказуемыми: с одной стороны, учителя любят, но, с другой, его судьбы не желают ни себе, ни своим детям.

Действительно, с большой теплотой думают о своих учителях подавляющее большинство россиян – 78%. Лишь 6% мысли о них неприятны, а 15% вообще не вспоминают своих педагогов (еще 2% затруднились ответить). Более того. Две трети россиянин (66% опрошенных) продолжают общаться со своими учителями и по окончании школы. В том числе каждый пятый поддерживает контакты с ними до сих пор, и еще по 22% «поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет» «или поддерживали долгое время, но сейчас нет». Полностью перестали общаться со своими педагогами после окончания школы только треть россиян (33%), а около 2% затруднились с ответом.  

Тем не менее, идиллия со школьным учителем в России относительна. Едва ли не все те же, кто признаются в любви к своим педагогам (64%), ни за что не хотят видеть ими своих детей. (Эту профессию для своих отпрысков желают лишь 17% опрошенных, а еще 19% затруднились ответить). Особенно упорствуют в негативном отношении к педагогической карьере жители средних городов России – 74% против. В столичных мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург) картина другая. Здесь хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем 26% респондентов. Единственное, что роднит столицы с провинцией – жесткая зависимость между отношением к профессии школьного учителя и собственным уровнем образования: чем он выше, тем менее приемлемой считается  карьера учителя: нежелательной ее полагают 47% респондентов с начальным или неполным средним образованием и 68% – с высшим или с неоконченным высшим.

Двойственное отношение к школьному учителю легко объяснимо. По мнению большинства, эта профессия непрестижна и вдобавок малооплачиваема. Так, однозначно непрестижной позицию учителя считают 35% россиян, а еще 38% считают ее «самой обычной», хотя и без оттенка непрестижности. Лишь 23% наших соотечественников считают учительство «вполне престижной профессией», а 4% затруднились ответить. Примечательно также, что чаще других называют профессию учителя «вполне престижной» люди старшего поколения (от 60 лет и старше) – 31%. А вот на непрестижности профессии учителя чаще настаивают люди с более низкой самооценкой своего материального положения – 41% против 29% респондентов с высокой самооценкой.

Эта позиция также закономерна. Почти каждый второй россиянин (48%) твердо уверен, что на учительскую зарплату не проживешь. А подавляющее большинство остальных (35%) не считают эту профессию слишком удачной, хотя и не слишком проигрышной с материальной точки зрения. Лишь каждый десятый (11%) считает, что работа учителя дает неплохие заработки (6% затруднились с ответом). Понятно, и на чем основано более лояльное отношение к профессии учителя в Москве и Петербурге. Здесь за последний год учительские зарплаты возросли настолько, что обошли многие другие сектора экономики. А потому считают, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле здесь соответственно лишь 16% и 15% респондентов против 58% и 52% жителей средних и крупных городов страны.

Впрочем, есть у медали и другая сторона, рассказала «МК» председатель движения «Родительская забота», преподаватель химии с многолетним стажем Клара Мансурова: «Связь учителя с учеником сегодня прервалась, и вина за это лежит как на учителях, так и на семьях. Раньше были любимые учителя, которым подражали, на которых хотели походить. Сейчас же из учительской среды исчезают культура, ум. Ребенка могут ударить, обматерить, а все потому, что в учителя идут те, кто не могут поступить ни в какой другой вуз». Чтобы восстановить связь учитель – ученик, по ее мнению, нужно улучшить учительский корпус, проводя целевые наборы «тех, кто хочет и может учить, а также перестать унижать учителя дома, в разговорах за столом». Кроме того, убеждена она, ученик перестал доверять учителю еще и из-за ЕГЭ. А это – дополнительный повод для того, чтобы единый госэкзамен исчез из российской школы.



Партнеры