Планам Путина сделать «оборонку» независимой мешает коррупция в ОПК

Что выявили проверки Генпрокуратуры

15.05.2014 в 16:01, просмотров: 11566

На этой неделе, в свете очередных санкций Запада и угроз изоляции России в области военно-технического сотрудничества, Владимир Путин проводит серию встреч с представителями «оборонки», силовиками и ставит им единую задачу: все, в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс, производить на нашей территории, «чтобы ни от кого не зависеть».

Планам Путина сделать «оборонку» независимой мешает коррупция в ОПК
фото: Наталия Губернаторова
Владимир Путин

Это означает, что теперь, как никогда ранее, на первый план выходит проблема эффективности производства и борьбы с коррупцией. Ждут ли в этой связи «оборонку» структурные либо кадровые преобразования, новые экономические рычаги или все ограничится лишь пинками сверху — пока неясно. Ясно только, что нынешними методами больших успехов в борьбе с коррупцией мы не достигли. И целый класс «эффективных менеджеров» реальной эффективности ОПК так и не обеспечил. Что ярко демонстрируют документы, имеющиеся в распоряжении «МК».

Мы давно привыкли, что эффективность чиновника, его зарплата и причитающиеся блага, никак не связаны ни с эффективностью возглавляемой им структуры, ни с уровнем коррупции в ней.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно даже пригрозил ОПК громкими уголовными делами, заявив, что теперь «коррупция в оборонзаказе должна быть приравнена к государственной измене».

фото: Геннадий Черкасов
Дмитрий Рогозин недавно пригрозил: «Коррупция в оборонзаказе должна быть приравнена к государственной измене». Но никто не испугался. Пока...

Но никому почему-то не страшно. Видимо, потому, что перед глазами амнистированный «эффективный менеджер» Сердюков и не менее «эффективная» его помощница г-жа Васильева, которая, сидя в личном элитном каземате, шлет миру вирши собственного сочинения и проводит авторские вернисажи.

Угрозами и нажимом сверху добиться от наших чиновников эффективности давно уже невозможно. И не только от наших. Сталинские методы экономического строительства во всем мире больше не работают. Если, конечно, не ставить целью построить экономику по типу северокорейской.

Та производственная модель, что создана в нашей стране сейчас, большой эффективностью не отличается. А значит, и методы, которыми она создавалась, нельзя считать действенными. Иначе бы мы не кричали: пора слезть с нефтяной иглы! И не формировали бы свой бюджет, исходя из мировых цен на нефть.

Теперь многие с особой тревогой осознают, что именно сейчас такой критерий, как цена на нефть, способен стать для нашей экономики в целом и для «оборонки» в частности самым уязвимым местом.

Президент США Обама в середине мая уже пытался нас ухватить за это самое место — летал в Саудовскую Аравию поговорить с теми, кто способен обвалить мировой рынок нефти. По типу того, как это было сделано накануне развала СССР.

Пока у Обамы этого не получилось. А если в следующий раз получится?

И мы вот так будем сидеть и ждать? А до той поры кормить своих «эффективных менеджеров», которые эффективно умеют создавать лишь коррупционные схемы?

Собственно, это даже уже не схемы, а способ существования нашей экономики. К примеру, такая деталь: человек, который нигде и ни в чем не был замазан, вряд ли может претендовать на высокую руководящую должность в крупной фирме или корпорации. Даже если он профессионал. Особенно — если профессионал!

Профессионал без компромата неудобен — у него нет той веревочки, за которую, если надо, можно потянуть и поставить на место. Он запросто ответит «нет» там, где от него хотят слышать «да», где хотят получить «откат» с выделенных госсредств или продвинуть «нужного человечка».

Профессионал без компромата у экономических рычагов управления (а такие прецеденты, надо признать, редко, но случаются) опасен для системы, так как способен разрушить ее изнутри. И система ему всячески сопротивляется.

Потому на ее верхушке мы все чаще видим не профессионалов своего дела, а сплошных «эффективных менеджеров», мало что понимающих в том, чем их поставили руководить.

А то, что это именно система, уже мало для кого является секретом. В том числе для проверяющих и контролирующих органов. «МК» не раз писал об этом. Недавно на примере документа Генпрокуратуры, по результатам проверки Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) («Воздушная тревога России» от 16.02.2014). И вот для сравнения новый пример — отчет аналогичной проверки Генпрокуратуры. На сей раз деятельности ОАО «Вертолеты России» (оба документа имеются в распоряжении «МК»).

***

Сразу хочу оговориться: холдинг «Вертолеты России» является намного более успешным, чем ОАО «ОАК», о чем свидетельствуют цифры поставок его продукции. Однако в оценках Генпрокуратуры этих двух ОАО есть масса похожих выводов, что может служить доказательством общих, системных ошибок в организации работы не только обеих структур, но всей нашей «оборонки». Судите сами:

Генпрокуратура об ОАО «ОАК»: «…цели по развитию научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса, обеспечению обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов в полной мере не достигнуты. …Несмотря на принятые в 2009 г. беспрецедентные меры государственной поддержки в размере 70,5 млрд руб., предназначенные для реструктуризации имеющейся задолженности, финансовое состояние большинства входящих в корпорацию компаний ухудшилось».

Генпрокуратура об ОАО «ВР»: «… результаты проверки свидетельствуют о том, что уставные задачи ОАО «ВР» не выполняются, отдельные компании холдинга находятся на грани убыточности, имеется высокая долговая нагрузка, которая растет из года в год. Задолженность по кредитам зачастую гасится за счет вновь привлеченных. …Обладая монопольным положением на российском рынке в сфере разработки и производства вертолетной техники, ОАО «ВР» не обеспечивает достаточной конкуренции гражданским вертолетам иностранного производства».

Вопрос дилетанта: зачем «оборонке» такие структуры, которые, «обладая монопольным положением», не выполняют своих уставных задач, ради которых и были созданы? И при этом «состояние большинства входящих в корпорацию компаний ухудшилось». Выходит, для получения конечного результата — современных вооружений и техники отечественного производства — эти концерны и ОАО являются лишь помехой?

Зато для распила средств оборонзаказа они, похоже, незаменимы. Деньги, попадая в один большой карман, затем перераспределяются тому, кому положено? Если вообще распределяются. В подтверждение — снова пример:

Генпрокуратура об ОАО «ОАК»: «Направленные с 2007 по 2012 г. из федерального бюджета в уставный капитал корпорации средства в размере почти 50 млрд руб. для реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства доводились корпорацией до дочерних и зависимых обществ на крайне невыгодных условиях. Вместо безвозмездного внесения в уставный капитал обществ средства, призванные поддержать предприятия авиастроительной отрасли, предоставлялись им корпорацией в виде займов с взиманием до 14,5% годовых. Помимо доходов от начисленных процентов корпорация зачастую получала у дочерних и зависимых обществ еще и беспроцентные займы. ОАО «Компания «Сухой», ОАО «НАЗ «Сокол», ОАО «Корпорация Иркут» в 2011–2012 гг. выдали ОАО «ОАК» свыше 2,2 млрд руб. беспроцентных займов. Более того, начиная с 2007 г. корпорация с зависимых и дочерних обществ получила в виде дивидендов более 4 млрд руб., основную часть из которых использовала на свои нужды. Кроме того, ОАО «ОАК» получала доход от размещения средств на депозитах. В то время как авиастроительные предприятия вынуждены были брать кредиты в коммерческих банках, корпорацией в 2011–2013 гг. на депозитах было размещено более 685 млн руб.».

Генпрокуратура об ОАО «ВР»: «Руководство ОАО «ВР», пренебрегая возложенными на него уставом задачами, фактически свело деятельность холдинга к поиску источников собственной прибыли, в первую очередь за счет дочерних и зависимых обществ. Устойчивую тенденцию приобрело навязывание дочерним предприятиям платных услуг, в которых они не нуждаются, или тех, которые они могут выполнить самостоятельно, без дополнительных затрат».

Или вот еще: «За 2011–2013 гг. общество, оказывая перечисленные услуги, «заработало» более 3,6 млрд руб. Еще свыше 616 млн руб. оно получило в виде процентов за использование выданных дочерним обществам займов, часть из которых предусматривала выплату процентов. Не оказывая должной помощи дочерним обществам, ОАО «ВР» активно использовало свое право на получение дивидендов. В 2011–2013 гг. холдингом получены дивиденды от ряда дочерних предприятий в размере более 10,6 млрд руб., при этом ОАО «ОПК «Оборонпром» (учредитель ОАО «ВР». — Авт.) перечислено 1,7 млрд руб. Полученная прибыль ОАО «ВР» тратится в основном на заработную плату, премии, иные выплаты руководящему составу, а также на подарки и развлечения».

Что касается выплат чиновникам, ситуация в обеих структурах очень схожая.

Генпрокуратура об ОАО «ОАК»: «Полученные за счет дочерних и зависимых обществ доходы позволяли повышать заработную плату работникам корпорации, которая в 2012 г. в четыре раза превышала заработную плату работников предприятий, занятых строительством и ремонтом самолетов (137 и 30 тыс. руб. соответственно)».

Генпрокуратура об ОАО «ВР»: зарплата гендиректора и четырех его заместителей «за 3 года с учетом доходов в обществе и полученных от дочерних обществ вознаграждений, составила более 463 млн руб., что в полтора раза больше годового фонда оплаты труда ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» численностью более 700 человек. ...наблюдается явный перекос в формировании фонда оплаты труда работников корпорации. Их средняя зарплата с 2011 по 2013 год выросла на 59% и составила 180 тыс. руб. В результате ее размер у секретаря на ресепшен и водителя ОАО «ВР» примерно в 2–3 раза превысил размер средней заработной платы работников ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», непосредственно занимающихся разработкой, строительством и ремонтом вертолетов».

Опять вопрос дилетанта «эффективному менеджеру»: почему бы государству не направить деньги оборонзаказа сразу в Кумертау, минуя посредника в Москве? И вертолетов станет больше. И те, кто их строит, жить станут лучше. А государству продукция обойдется существенно дешевле.

***

На упомянутом совещании с силовиками Владимир Путин говорил также, что «нужно соответствующим образом скорректировать работу наших научных школ, самым внимательным образом посмотреть на то, как у нас строится работа по НИОКРам, по НИРам, и теснее поработать с Академией наук».

И вот лишь пара говорящих примеров на этот счет:

Генпрокуратура об ОАО «ОАК»: «Выявлены факты хищения бюджетных средств, выделенных в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие обо­ронно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы». По материалам прокурорской проверки органами внутренних дел г. Москвы 04.12.2013 возбуждено уголовное дело по факту хищения 7 млн руб., перечисленных в рамках исполнения государственного кон­тракта ООО «ПРОМСИНТЕЗ-М», зарегистрированному по адресу жилой квартиры и не способному выполнить предусмотренные договором науч­но-исследовательские и опытно-конструкторские работы»...

Генпрокуратура об ОАО «ВР»: по программе авиастроения до 2015 года, а также в рамках «государственного оборонного заказа заключено 18 контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму более 21 млрд руб. По результатам их реализации создано всего 3 объекта интеллектуальной собственности (1 — изобретение, 1 — полезная модель, 1 — секрет производства). Российской Федерацией не получено ни одного патента... Холдингом неэффективно тратятся колоссальные денежные средства на создание новых образцов вертолетной техники, которые в последующем остаются невостребованными».

И тут у меня, дилетанта, снова вопрос: почему профессионалы авиастроения терпят фиаско в разработках новой авиатехники и преуспевают в строительстве? Не экономики. Не самолетов и вертолетов. А своих новых офисов.

Их называют как-нибудь громко и патриотично, типа: Национальный центр авиастроения. Вертолетостроения… Моторостроения… Ракетостроения… Но обязательно национальный — дескать, независимый от всех. И чтоб непременно на новом месте, с нуля, в стекле и металле. Видимо, лишь в такой обстановке у «эффективных менеджеров» могут родиться светлые идеи будущих прорывных проектов.

Хотя — нет, подобные мысли менеджерам не по чину. Это — удел их подчиненных от науки. Правда, с наукой — беда. За годы такого «менеджмента» слишком многое в этой сфере успели разрушить, а нового не создали. Зато здания национальных центров растут как грибы — сиди, думай, изобретай… А прежние здания легендарных институтов и КБ (там изобреталось, видимо, не столь эффективно) наши «менеджеры» одно за другим пускают с молотка. Кому, почем, на каких условиях — это тоже тема для прокуратуры. Отдельная. Хотя интерес к ней уже возник. И тут я просто не в силах снова удержаться от цитаты.

Генпрокуратура об ОАО «ОАК»: «В ходе проверки строящейся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2008 № 217 «О национальном центре авиастроения» штаб-квартиры корпорации в деятельности генерального подрядчика — ЗАО «Евро Хоум Билдинг» выявлены признаки хищения 314 млн руб. Указанные средства в 2012–2013 гг. перечислены ЗАО «Абсолютстрой», руководителем которого является Погосян Д.А., за строительные работы, выполненные другой организацией. Общество об­ладает признаками «фирмы-однодневки», и, по информации Росфинмониторинга, значительная часть полученных ею средств направлена в «тене­вой» оборот, иностранным компаниям, а также обналичена».

***

У человека, который принес мне эти документы, я спросила:

— Неужели наверху никто всего этого не знает и не видит?

— Знает, — сказал он. — Но нет ЛПР.

— Что это такое?

— Чиновничий термин: ЛПР — лицо, принимающее решение.

— А кто в данном случае является таким лицом?

— В том-то и дело, что непонятно. Никто не хочет брать на себя ответственность, все кивают на президента. И ждут. Все. А тем временем радостно заявляют, что любые западные санкции нам лишь на пользу. Это — шанс поднять нашу экономику с колен. И в первую очередь — «оборонку».

Возможно. Но стране, где есть только одно «ЛПР», сделать это будет сложно.

Вот, к примеру, что бы было, если б глава Минобороны и начальник Генштаба в период крымских событий сидели и ждали команд от ЛПР?

Только бы и видела сегодня Россия тот Крым!

Но если прокурор сам станет ЛПР, чтобы посадить вора, экономист — чтобы применить рыночные механизмы, кадровик — чтобы продвинуть не очередного «эффективного менеджера», а профессионала... Только в этом случае мы не упустим тот шанс, который, как считают многие, нам дает сегодня Запад в виде санкций.



Партнеры