Зачем Путин везёт в Китай половину правительства и 46 топ-менеджеров

Главные темы визита в Поднебесную — поставки газа и военно-морские учения

Россия десантируется в Китай: именно так можно охарактеризовать самые масштабные за последние годы переговоры, которые во вторник начнутся в Шанхае. Владимир Путин везет с собой практически половину российского правительства и региональной элиты, а также топ-менеджеров 46 крупнейших российских компаний. В Кремле уверяют, что готовы развивать сотрудничество по всем фронтам - от энергетики и ВПК до туризма и народной медицины.

Главные темы визита в Поднебесную — поставки газа и военно-морские учения

Визит в Китай уже назвали и эпохальным, и знаковым. Во-первых, это первая страна, куда Владимир Путин летит после присоединения Крыма и последовавших за этим санкций. Пекин обструкцию, устроенную России на Западе, не поддержал, но и официально ее права на полуостров не признал. Впрочем, "воздержание" китайцев при голосовании в ООН уже можно считать поддержкой, которую по достоинству оценили в Кремле. Во-вторых, Путин летит в Шанхай не с пустыми руками. По словам его помощника Виктора Ушакова, к подписанию готовились 43 различных документа. Главный из них - долгосрочный контракт на поставку газа, работа над согласованием которого продолжалась более 10 лет.

Ушаков за несколько дней до визита предупреждал, что пока неизвестно, сколько именно документов в итоге будут завизированы. По плану межправительственные и межведомственные документы должны быть подписаны после переговоров на высшем уровне, которые проведут председатель КНР Си Цзиньпин и Владимир Путин, а корпоративные контракты - по итогам встречи с элитой российского и китайского бизнеса. В Кремле не скрывают, что президента в Шанхае сопровождает весьма представительная и многочисленная делегация, в составе которой несколько министров (в частности, Лавров, Слюняев, Новак и Федоров), губернаторов и практически все руководители российских компаний, имеющих "хоть какие-то интересы в Китае". По данным "МК", в Шанхай также берут двух региональных министров - Галушко, отвечающего за Дальний Восток, и ответственного за Крым Савельева, собирающегося продолжить начатые еще Украиной переговоры о модернизации портов. А столичный мэр Сергей Собянин везет с собой половину московского правительства, чтобы договориться об инвестициях в транспортную инфраструктуру. В общем, планов, действительно, громадье, однако насколько они выполнимы? "Наши о степени готовности контрактов говорят одно, китайцы - другое", - разводит руками Ушаков.

Впрочем, наибольшее беспокойство у российских властей вызывают не региональные и корпоративные проекты, а договор на поставку газа в Поднебесную. Не секрет, что в нынешней политической и экономической ситуации его подписание больше выгодно России, нежели Китаю. Кремль горит желанием диверсифицировать поставки, тем самым утерев нос Западу. Кроме того, китайцы, по словам источника в Белом доме, будут вносить за газ авансовые платежи. "Для нас эти деньги в условиях сокращения поступлений в бюджет были бы не лишние", - отмечает он. Камнем преткновения традиционно является вопрос цены. Ушаков признает, что ухудшение отношений с Западом "в какой-то степени влияет на ход газовых переговоров". В переводе с дипломатического языка на русский это означает, что Россия готова пойти на определенные уступки, но не может торговать себе в убыток.

Эксперты в качестве ориентира называют 360-400 долларов за тысячу кубов на границе с Китаем: ниже этой планки проект не окупится. Пекин же, естественно, хочет покупать газ по цене ниже европейской и будет добиваться этого всеми возможными способами, тем более, что недостатка в поставщиках Поднебесная не испытывает. Незадолго до визита Путина в стране с официальным визитом побывал президент Туркменистана Бердымухамедов, пообещавший в ближайшие два года запустить четвёртую нитку газопровода Туркменистан-Китай, благодаря которой объем поставок среднеазиатского газа к 2020 году вырастет до 65 млрд кубов в год, что соответствует 40% от доли прогнозируемого к тому времени импорта газа КНР. (Напомним, что контракт с «Газпромом» предусматривает поставки в объеме 38 млрд кубов в год, начиная с 2018 года). Если ориентироваться на стоимость туркменского газа, то России придется поставлять топливо в Китай по цене на 15-20% ниже, чем в Европу.

Помимо переговоров на высшем уровне, Владимира Путина в Китае ждет официальный прием, открытие совместных военно-морских учений "Морское взаимодействие -2014" и встреча со "старым другом" бывшим руководителем КНР Цзян Цзэминем. Также президент пообщается с глазу на глаз с коллегами из Афганистана, Монголии и Ирана, прилетевшими в Шанхай для участия в саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). По словам Виктора Ушакова, Россия активно вовлечена в деятельность форума, созданного по инициативе еще одного друга российского президента главы Казазстана Нурсултана Назарбаева. Путин принимал участие во всех саммитах СВМДА. На этот раз работе на форуме будет посвящен второй день его пребывания в КНР.


Елена Егорова

 

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Пока в газовой отрасли Китай прекрасно обходится без нас»

Андрей ОСТРОВСКИЙ, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая.

— В политической мы давно уже дошли до вершины сотрудничества. Следующая стадия — заключать договор о союзе или альянсе. Основная проблема — недостает уровня экономического сотрудничества. Объемы внешней торговли невелики: для Китая мы восьмой или девятый партнер по значимости. Такой же партнер, как Таиланд или Индия, мы уступаем и Австралии, и Бразилии. Доля нашей внешней торговли с Китаем — чуть больше 2%. Нам нужно развивать торгово-экономическое сотрудничество, тем более что у нас огромные границы, у нас слабо развит Дальний Восток. В особенности нам надо развивать инфраструктуру, с которой на Дальнем Востоке у нас беда. Нас на протяжении почти 4000 км разделяют реки Амур и Уссури. И нет ни одного моста — как в этих условиях осуществлять торговлю.

— Как вы оцениваете перспективы подписания контрактов на поставки российского газа в Китай?

— Ну, официальные источники говорят, что соглашение готово на 98% — так и рассматриваю. Что касается 2% — не знаю, что будет: по газу переговоры ведутся с 2006 года, восемь лет. И пока ни с места. Объем поставок газа в Китай у нас — ноль миллиардов кубов. Китай прекрасно обходится без нас. Китайцы на сегодняшний день производят порядка 110 млрд кубов газа в год. Плюс получают поставки газа из Туркменистана, из Бирмы, сжиженный газ из Австралии и Катара. Россия в этом не участвует.

— Откуда же такой оптимизм насчет 98%?

— Ну, это вопрос не ко мне, а к «Газпрому».
Андрей Яшлавский

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26527 от 20 мая 2014

Заголовок в газете: Зачем Путин везет в Китай 46 топ-менеджеров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру