Запретить нельзя разрешить

Злоба дня

Злоба дня

В субботу на Триумфальной площади прошла традиционная акция «Стратегия 31», посвященная 31-й статье Конституции РФ, гарантирующей гражданам свободу собраний.

Впервые за пять лет она была разрешена городскими властями и впервые за пять лет прошла тихо-мирно и совершенно незаметно для города.

Пришли на Триумфальную лимоновцы, пришли журналисты, ну и городские сумасшедшие, любители потусоваться, тоже, конечно, пришли. В общей сложности собралось человек двести. Помахали флажками, постояли с самодельными плакатами. Послушали Лимонова, мгновенно утратившего всю свою ауру вождя и героя из-за того, что никто его в это время не хватал, не отбивал и не тащил в автозак за руки, за ноги, как барашка.

Оказалось, разрешенный Лимонов мало кому интересен. Не привлекает внимания. Так же как митинг, где никого не задерживают, не бьют и не давят.

Это естественно. Запреты раздувают популярность. Чем строже запрет, тем больше интерес.

Если бы акции по 31-м числам не запрещались в течение пяти лет, про них вообще мало кто знал бы. Они бы не собирали десятки тысяч участников, оттуда не увозили задержанных сотнями, и о них не писали бы СМИ.

Запрещая публичные действия, власти исходят из того, что они могут «раскачать лодку». Прошедший в субботу митинг на Триумфальной показал со всей очевидностью, что по поводу «Стратегии 31» подобные опасения были напрасны. Ничего она не раскачает — ни лодку, ни плот, ни дощечку, плывущую в луже. И не стоило пять лет по 31-м числам бросать на нее омоновцев и автозаки, выставлять оцепление из вэвэшников, привозить спецназовцев, пригонять поливальные машины и ставить на уши всю столичную полицию. Пустая трата сил и средств.

«У страха глаза велики» и «лучше перебдеть, чем недобдеть»… Мотивы запретов на инициируемые гражданами митинги, марши, парады ясны как день. И чиновников, которые их запрещают, можно понять: не дай им бог приоткрыть щелку какому-нибудь майдану.

Но после субботнего эксперимента на Триумфальной, возможно, стоит взглянуть на ситуацию иначе и задуматься над тем, от чего же все-таки раскачивается лодка: не от запретов ли? И, может быть, даже попробовать повторить эксперимент, чтоб данный тезис проверить. Начать разрешать гей-парады, к примеру. Может, через три года их и проводить-то уже никто не захочет, настолько они будут никому не интересны?

Не так ведь страшен оказался Лимонов, как его малевали. И гей-парады могут тоже оказаться совсем не страшными. И скорее всего именно такими и окажутся.

Это же как с ребенком. Хочет он попробовать что-то острое там или горькое? Ну, пусть попробует, больше сам не захочет.

Так оно проще для всех.

Чем меньше запретов, тем меньше проблем. Не только у родителей, но и у властей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру