Саммит Путин–Назарбаев: слухов много, скандала нет

«Развода» России с Казахстаном не предвидится — как бы этого ни хотелось Западу

В понедельник Путин встретился с Назарбаевым в Астрахани. А уже во вторник они встретятся снова — на этот раз в казахстанском областном центре Атырау. Обычно подобная новость не тянет на полновесный информационный повод. Путин и Назарбаев уже давно встречаются друг с другом гораздо чаще, чем с некоторыми своими министрами. Но осенью 2014 года все иначе.

«Развода» России с Казахстаном не предвидится — как бы этого ни хотелось Западу

В лихорадочной атмосфере информационной войны из-за Украины вал слухов пошел и по поводу закулисной стороны отношений Москвы и Астаны. ВВП и Назарбаев не просто поссорились, а устроили заочную публичную перебранку; «откусив кусок» от Украины, Россия нацелилась на северные регионы Казахстана — это лишь некоторые из страшилок, которые активно пережевывались в публичном пространстве.

Реальность несравненно менее пикантна, но гораздо более приятна. Мы имеем дело с тем крайне редким случаем, когда бывает дым без огня. Альянс России и Казахстана пережил «испытание Крымом». Разногласия между Москвой и Астаной, конечно, как были, так и остались — но они по-прежнему носят технический и вполне решаемый характер.

Присоединение Крыма к РФ теоретически поставило Нурсултана Назарбаева перед очень тяжелым выбором. Лидер Казахстана не может повернуться спиной к своему ключевому внешнеполитическому партнеру — России. Но равным образом Астана не может позволить себе ссоры с Западом.

Политика меньшего калибра эта дилемма запросто могла бы ввести в состояние прострации. Но такой мастер политического маневрирования, как Назарбаев, расправился с проблемой играючи. МИД Казахстана официально заявил о своем «понимании» позиции России по Крыму. Но, сделав реверанс в сторону Москвы в этом крайне важном для нее вопросе, Нурсултан Назарбаев сумел не разрушить и «мостов» с Западом.

Казахстанский лидер избрал для себя роль потенциального посредника и примирителя — мудрого старшего государственного деятеля, стоящего над схваткой и готового в любой момент исполнить функции беспристрастного арбитра. Пока такой момент не наступил — ни Москва, ни Киев, ни Запад, насколько мне известно, не обращаются к Назарбаеву с просьбой «возьми и помири нас!». Но выйти из свары из-за Украины без потерь — это уже само по себе немаленькое внешнеполитическое достижение.

В результате Москва и Астана вернулись к «утряске» технических моментов своих взаимоотношений. «Идет медленный и вязкий процесс подготовки начала работы Евразийского экономического союза, — описал мне «механику» отношений Москвы и Астаны высокопоставленный российский чиновник. — Казахи — очень умелые и неуступчивые партнеры, которые по всем пунктам блюдут свои интересы. Но вот что не подлежит сомнению: с точки зрения Назарбаева, тесный экономический альянс с Россией однозначно соответствует национальным интересам Казахстана».

Вам кажется, что я нарисовал чересчур благостную картину отношений Москвы и Астаны? Если да, то в каком-то смысле вы правы. Если на уровне глав государств проблем нет или почти нет, то на уровне взаимного общественного восприятия проблемы есть — отрицать это было бы глупо.

Крымский маневр России откровенно напугал очень многих в Казахстане. В республике тоже есть регионы с очень значительной долей русскоязычного населения. И в Казахстане просто не могут не примерять на себя «украинский кафтан».

Эмоциональный фон отношений омрачило и еще несколько моментов. «Назарбаев совершил совершенно уникальную вещь: он же создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности никогда — он ее создал» — это высказывание Владимира Путина на молодежном форуме на Селигере в конце августа, с моей точки зрения, относится к числу самых неудачных внешнеполитических заявлений ВВП за многие годы.

Я родился в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате в 1975 году и в последующие годы постоянно посещал республику. Могу заверить кого угодно: уже в пору моего детства государственность у казахов была — пусть в форме республики в составе СССР. Да, казахи разделены на три крупных родо-племенных объединения: старший, младший и средний жузы. Но это не мешало и не мешает им ощущать себя единым, гордым и самодостаточным народом.

Историческая заслуга Назарбаева не в том, что он создал государственность. Она в том, что в критический момент получения независимости он направил страну на правильный путь и, несмотря на мощную «вибрацию руля», сумел ее на этом пути удержать.

Например, опыт государственности Грузии неизмеримо больше казахстанского. Но в начале 90-х республику возглавлял романтик авантюристического и ксенофобского плана Звиад Гамсахурдиа. И Грузия рухнула в пропасть распада и гражданской войны. Одаренный большим запасом здравого смысла прагматик и интернационалист Назарбаев не допустил, чтобы Казахстан постигла та же участь. И за это я готов ему низко поклониться.

Но, как бы там ни было, заявление ВВП об отсутствии у казахов государственности обидело многих жителей республики. Путинская попытка сделать комплимент Назарбаеву была воспринята как проявление неуважения и пренебрежения к стране. Но если в случае ВВП речь идет о случайном промахе, от которого не застрахован ни один политик, то про случай Владимира Жириновского этого не скажешь.

Согласно рассказу крупного казахстанского политика, однажды Жириновский подошел к Назарбаеву на дипломатическом приеме и обратился с необычной просьбой. Лидеру ЛДПР было угодно, чтобы на школе в Алма-Ате, где он обучался, появилась мемориальная доска в честь этого «эпохального события».

Не знаю, в том ли дело, что доску на школе так и не повесили, или, что более вероятно, в чем-то другом. Но тема страшных кар, которые со стороны России могут обрушиться на Казахстан, превратилась в последнее время для Жириновского в одну из самых любимых. Надо ли говорить, что в самом Казахстане такая риторика из уст лидера фракции Государственной думы воспринимается предельно болезненно. Радуются лишь местные националисты да прозападные пропагандисты: их работа очень сильно облегчается.

Разумеется, вину за отдельные «непонятки» в российско-казахстанских отношениях не стоит возлагать только на Москву. В основе политики Назарбаева по-прежнему лежит принцип «Казахстан — общий дом для всех населяющих его народов». Но, по моей оценке, не все местные чиновники относятся к этому принципу с должным почтением. Однако это тема для отдельного содержательного разговора. Сейчас же скажу о самом главном.

Отношения РФ и Казахстана по-прежнему находятся на подъеме. Однако мы не должны воспринимать наш альянс как нечто самоочевидное, гарантированное и дарованное нам самой природой. На нынешнем этапе союз наших стран подобен молодому растению: если за ним ухаживать и поливать, оно вырастет. Если игнорировать — оно зачахнет. В Москве и Астане не должны забывать об этом факте — ни на минуту, ни даже на секунду.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру