Почему Северная Корея осталась без Интернета?

Месть Вашингтона или индивидуальных хакеров?

В понедельник, 24 декабря, Северная Корея проснулась, отрезанная от Интернета. Было ли это случайным совпадением? Ведь всё произошло через несколько часов после того, как президент США Барак Обама пообещал наказать Пхеньян за кибератаку против кинокомпании «Sony Pictures».

Месть Вашингтона или индивидуальных хакеров?

Уже в ходе уикэнда, когда Вашингтон отказался от предложения Пхеньяна о совместном расследовании кибератаки, Интернет-сервис в КНДР закачался. А утром, в понедельник, погрузился в кромешный мрак, напоминая спутниковые фото ночной Северной Кореи.

По словам экспертов, занимающихся глобальным Интернетом, это был один из самых глубоких провалов северокорейской сети. В то же время американские официальные лица заявили о том, что они просили Китай лишить Пхеньян возможности посылать «злоумышленные коды» по всему миру. Правда, затем эти лица прикусили языки. «Возможно, имела место случайная авария», — это всё, что можно было выдавить из них. Споуксвумен Госдепа Мэри Харт тоже была немногословной: «Мы не собираемся обсуждать публично операционные детали возможных ответов», — сказала она и добавила: «Когда мы ответим (Пхеньяну. — М.С.), то вы кое-что увидите, а кое-что нет». Звучит интригующе.

На данном этапе трудно сказать, что произошло — прервалась связь, перегрузилась, стала жертвой атаки? Эксперты говорят, что может быть и первое, и второе, и третье, вместе взятые. Есть даже такая версия, согласно которой Пхеньян сам снял оффлайн свои системы, ожидая нападения на нее.

Крис Николсон, споуксмен компании «Akamai», занимающейся доставкой сведений Интернета, говорит, что пока трудно указать точку ошибки или аварии, ибо его компания получает из КНДР лишь «тонкий ручеёк». Чтобы читатель имел представление о масштабах, скажу: Северная Корея располагает 1.024 официальными протокольными Интернет-адресами, а, скажем, США — миллиардами. То есть это даже не слон и моська, а скорее, слон и одна клетка моськи.

Эксперты считают, что если временное отключение КНДР от Всемирной Паутины это дело рук американцев, то они это никогда не признают. Но об этом свидетельствуют данные, опубликованные Сноуденом. Дело в том, что Агентство Национальной безопасности США (АНБ) имеет свои «имплантации» во всех стратегических местах, где Интернет-сети соединяются с индивидуальными компьютерами. И это по всей планете! «Импланты» весьма удобны для кибершпионажа. США занимаются этим особенно усиленно в Китае.

Однако пока нет данных о том, что АНБ перешло от наблюдения в Китае к следующей ступени — кибератакам, или как они элегантно называются — к «эксплуатации компьютерной сети». Ну и китайцы тоже себе на уме. Споуксвумен китайского МИД заявила, что еще рано утверждать, насколько справедливы обвинения Обамы в адрес Пхеньяна. «Китай будет разруливать ситуацию согласно международным и китайским законам и исходя из фактов», — заявила она. Придраться не к чему. Это вам не Псаки. Кроме того эта дама — Хуа Чуньин озвучила позицию своего босса, главы китайского МИД Ванг Юн, который «вновь подтвердил, что Китай выступает против всех форм кибератак и кибертерроризма». Об этом он заявил в прошлое воскресенье госсекретарю США Джону Керри в телефонном разговоре с ним.

Послужной список США в области кибератак, конечно, не дневник институтки. В ходе иракской войны АНБ путем фейковых посланий на мобильники заманивало в ловушки членов «Аль-Каиды» и других своих противников. А «Олимпийские игры», как называлась кибератака на иранские ядерные предприятия? В результаты этих «игр» были разрушены иранские центрифуги — машины, обогащающие уран. Правда, Вашингтон никогда в этих кибератаках не признавался, а то, что в них президент Обама играл главную роль, стало известно лишь два года спустя — летом 2012 года.

Когда вы лишаете интернетного сервиса вашего противника, то проведение подобной атаки много легче, чем внезапной разрушительной атаки. И первая больше подходит под обамовское определение «кибервандализм». Вот почему Виктор Ча из Джорджтаунского университета, занимавшийся Северной Кореей в администрации Джорджа В.Буша, говорит, что «пропорциональным» ответом Вашингтона являлось бы хакерство против какой-нибудь северокорейской компании. Но он сам же признает, что это в Вашингтоне и Голливуде никому не принесло бы удовлетворения. Вряд ли особенно повлияет на Пхеньян и внесение КНДР в список стран, поддерживающих терроризм. И без этого Северная Корея одна из самых изолированных стран на нашей планете. Не ясно даже и то, повлияет ли отключение Северной Кореи от Интернет-сервиса на деятельность ее хакеров. Многие из них, как считают эксперты, находятся в Китае. Кроме того «Sony Pictures» была атакована и с Боливии, Сингапура, Таиланда. Поэтому отсечение Интернета будет носить скорее символический характер. Это в какой-то мере уравнивает слона и клетку моськи.

Что же касается кинокомпании «Sony Pictures», то я посоветовал бы ей вместо комедии «Интервью» снять шпионский блокбастер «Война в Интернете».

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру