Речь Нетаньяху в Конгрессе США наложила новые тяготы на президента Обаму

Выступление израильского премьера по поводу переговоров с Ираном прошло с оттенком скандала

Выступление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в американском Конгрессе имело почти что все атрибуты послания президента США «О положении страны». Усиленная охрана, переполненный зал заседаний палаты представителей Соединенных Штатов. Пропасть между сторонниками и противниками израильского премьера. Выступление Нетаньяху на Капитолии утром во вторник 3 марта, еще больше «раздвоило» законодателей. Он добился того, что не смог сделать президент в своем ежегодном послании.

Выступление израильского премьера по поводу переговоров с Ираном прошло с оттенком скандала

Республиканцы, пригласившие Нетаньяху в Конгресс, как бы включили его речь в свою аргументацию против переговоров, ведущихся в Женеве госсекретарем Керри с министром иностранных дел Ирана. Наиболее агрессивно со стороны демократических сенаторов выступила Нэнси Пелоси, которая была по-настоящему возмущена речью Нетаньяху. Когда она вставала во время бурных аплодисментов, на ее лице было написано отрицание того, что неслось с трибуны Конгресса. Она все время качала головой и делала какие-то замечания своим коллегам, сидящим рядом с ней.

В заявлении после того, как Нетаньяху закончил свое выступление, госпожа Пелоси заявила, что его тон «почти что вызвал у неё слезы» и что она «была возмущена тем оскорблением, которое было нанесено умственным способностям США».

Республиканские представители, конечно же, называют такую реакцию абсолютно неправомерной. Они заявляют, что предупреждения, которые сделал Нетаньяху об Иране, должны быть услышаны. «Никакая страна не понимает лучше Израиля, что означает ядерное вооружение Ирана, — заявил сенатор Митч Макконнелл, республиканец из штата Кентукки и лидер большинства. Он также сказал: «Мы очень ценим то, что премьер Нетаньяху приехал к нам и мы очень благодарны ему за его советы».

Сенатор Макконнелл, а также другие республиканцы, комментируя речь Нетаньяху, говорили, что идеи, заложенные в ней, ещё больше усиливают их возражения против политики администрации президента Обамы, которая ведет ядерные переговоры с «двуличным партнером».

Независимо от того, к какой фракции они принадлежат, ни один конгрессмен и законодатель из числа ветеранов посланий президентов Конгрессу, а также иностранных знаменитостей говорили, что они не помнят такой «грации», которую показал премьер Нетаньяху, выступая против политики Белого дома в иранском вопросе. Как пишут обозреватели, Нетаньяху дал понять, что Израиль будет действовать в одиночку, если придется, чтобы защитить самого себя.

Речь Нетаньяху привлекла к себе самых знаменитых политических деятелей и просто американцев-евреев. В Конгрессе были, например, главный редактор еженедельника «Стандарт» Билл Кристол, миллиардер и владелец многих казино Шелдон Адельсон, бывший спикер палаты Ньют Гингрич и другие.

Что касается демократов, даже те, которые критиковали тон речи Нетаньяху, даже они считают, что суматоха, поднятая вокруг нее, может перманентно нанести ущерб отношениям между двумя государствами. «Наша дружба и союз с Израилем основывается на десятилетиях доверия и рабочих взаимоотношениях», — сказал сенатор Ричард Дербин, демократ от штата Иллинойс. Он выразил сомнение, что речь Нетаньяху укрепит эти взаимоотношения. Тем не менее, сенатор Дербин сказал, что он подключил историков сената и пришел к такому выводу, — общественность будет бойкотировать эту речь. «Такого никогда раньше не бывало, — сказал он. Это была речь, которая раскачивает американо-израильские отношения больше, чем когда-либо».

Другие демократы были более откровенны насчет того, что Нетаньяху в своей речи нанес урон американо-израильским отношениям. Они утверждают, что выступление Нетаньяху отвечает его политическим целям — парламентским выборам в Израиле. Ради этого, говорят они, он подрывает переговоры, которые ведутся с Ираном «в самый критический момент». Как заявил конгрессмен Хаффман, демократ от Калифорнии, «это премьер-министр, который хочет видеть нас участниками всех войн, ведущихся Израилем». Но в ответ на это республиканцы пытаются столкнуть лбами демократов. Так, например, приводится цитата из выступления демократа от штата Калифорния Шерман. Он сказал: «Я не согласен с лидером демократической партии в палате представителей, которую я очень уважаю. Речь премьер-министра Нетаньяху, по моему мнению, не была снисходительной в адрес нашего президента».

Почти что все демократы, что слушали речь Нетаньяху и те, что ее не слушали, приходят к тому мнению, что она углубит разногласия в самой партии. «Некоторые могут сказать, что речь Нетаньяху была очень агрессивной, неуважительной и так далее, — сказал сенатор Джо Мэнчел. — Но я думаю, то, что мы слышали, это было пламенным призывом. Может быть, очень пламенным. И вы знаете что, я хотел услышать в этих стенах именно такую речь». Однако для других его коллег приглашение республиканцами премьер-министра Нетаньяху выступить в конгрессе, как бы сравнило его с президентом Обамой. «Он занял место нашего президента», — сказал конгрессмен Стив Коэн, демократ от штата Теннесси, который на самой речи не присутствовал. «Это сделало его как бы равным президенту США. И где? В Вашингтоне. В Конгрессе. И это, конечно, неправильно.

Выступление Нетаньяху в Конгрессе сделало еще более трудным положение президента Обамы, который намерен «продать» свое ядерное соглашение с Ираном Конгрессу США. «Президент сейчас тяжело нагружен проблемой убеждения, — сказал бывший конгрессмен Ли Гамильтон, демократ и председатель комитета палаты представителей по иностранным делам. — Эта задача стала еще более тяжелой после выступления премьер-министра Израиля в Конгрессе». Хотя Гамильтон заявил, что он сомневается в том, что выступление господина Нетаньяху «может изменить мнение многих», он также добавил, «однако такая речь, конечно же, усиливает и интенсифицирует оппозицию, критикующую президента».

Были и такие демократы, которые восприняли речь Нетаньяху, как мессидж «очень резкой политики», а посему отвергли её.

Разумеется, само выступление Нетаньяху вызвало большие охи и вздохи и в самом Вашингтоне. Ведь выступал иностранный лидер перед членами палаты представителей и сената с речью, направленной против политики американского президента. Поступая так, израильский лидер требовал от американских законодателей, чтобы они поверили ему, ан президенту Обаме, по крайней мере, в вопросе об Иране, который хочет стать ядерной державой. Кстати, выступление Нетаньяху в Конгрессе было третьим за период его премьерства в Израиле. Он выступал также в 1996 и 2011 гг. По-видимому, раздраженный речью Нетаньяху, президент Обама заявил, что давление Израиля ослабнет, когда члены Конгресса увидят «что мы достигли соглашения с Тегераном». Однако обозреватели считают, что сейчас президент должен преодолеть не только возражения республиканцев, но и те идеи, которые выдвинул Нетаньяху в Конгрессе. Обозреватели пишут, что «сильная речь израильского премьера будет служить контрапунктом президентской политики».

По крайней мере, речь Нетаньяху ускоряет время обсуждения ядреного соглашения с Ираном в Конгрессе. Президенту Обаме с трудом удалось укротить разбушевавшихся демократов. Сейчас ему придется заняться республиканцами, которые в вопросе об Иране, куда более негативны. Десять демократов написали письмо Обаме еще в январе, в котором говорится, что законопроект не будет голосоваться в Конгрессе, по крайней мере, до 24 марта, когда в Женеве представители семи стран достигнут предварительного соглашения с Ираном.

Премьер-министр Израиля предупреждал Конгресс, что «переговоры с Ираном — это потенциальный ядерный кошмар». Нетаньяху заявлял, что Иран не будет честным подписантом соглашения и попытается выскользнуть из его сдерживающих статей. Он явно пытался «гальванизировать» американских законодателей, представляющих обе партии против позиции президента Обамы. Он апеллировал к их преданности к Израилю, как к «бастиону» сопротивления президенту США.

Сразу же после выступления Нетаньяху, сенатор Митч Макконнелл, лидер большинства в сенате, выдвинул предложение о том, что «законодатели действительно имеют, что сказать по этому поводу… Конгресс и народ Америки должны быть участниками этой дискуссии». Он сказал, что соглашение с Ираном войдет в силу только с разрешения Конгресса.

К этому присоединились более десяти сенаторов-демократов, включая Роберта Менендеса, их главного представителя в комитете по иностранным делам. Все это может привести к тому, что противники соглашения с Ираном смогут заблокировать его и даже отменить президентское вето. Однако сенатор Менендес выступил против ускорения дебатов по Ирану, заявив, «я буду против того, если мой собственный законопроект будет поставлен на обсуждение до 24 марта. Нет никакой причины ускорения процесса».

Тем не менее, как считает Марк Дубовитц, исполнительный директор Фонда защиты демократии, премьеру Нетаньяху может быть удалось убедить достаточное количество умеренных демократов в Конгрессе принять его точку зрения. Те демократы, которые уже давно зарекомендовали себя, как защитники Израиля, были поставлены премьером Нетаньяху в довольно сложное положение. Теперь он должны сделать выбор между президентом своей собственной страны и лояльностью к Израилю. Более того, именно демократы будут ответственны за то, удастся ли Конгрессу отменить вето президента Обамы. Если они этого не сделают, это будет сильным поражением президента как дома в США, так и за рубежом. Борьбу против вето возглавляет госпожа Пелоси, которая назвала выступление Нетаньяху, «оскорблением».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру