Зачем генсек Столтенберг обещает созвать Совет Россия-НАТО

Эксперт: в эпоху кризисов и турбулентности бывшие партнеры должны разговаривать

Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил на пресс-конференции в Брюсселе, что возглавляемая им организация изучает вопрос, как использовать Совет Россия-НАТО для возобновления взаимодействия с Москвой.

Эксперт: в эпоху кризисов и турбулентности бывшие партнеры должны разговаривать
Йенс Столтенберг

Столтенберг заявил, что дата нового заседания Совета Россия-НАТО будет определена после изучения данного вопроса. По его словам, хотя альянс и заморозил практическое сотрудничество с РФ после присоединения Крыма в 2014 году, есть договоренность coxранять политические кoнтaкты с Россия открытыми.

В распоряжении «МК» оказалась текст высказываний генсека НАТО, который мы приводим в переводе с английского: «Что касается Совета Россия-НАТО, думаю, важно помнить, что весной прошлого года НАТО решило приостановить практическое сотрудничество с Россией в результате действий России на Украине, присоединения Крым. Но мы также решили в то же время сохранить открытыми каналы для политических контактов. И Совет Россия-НАТО – часть этих каналов для политического контакта и диалога. Таким образом фактически были встречи в этом совета после событий, связанных с аннексией Крыма весной прошлого года. И я хочу изучить сейчас, как мы можем использовать этот Совет в качестве политического инструмента. Мы никогда не принимали решения не использовать его. И я приветствую поддержку идеи созвать Совет, и мы думаем, как мы можем это сделать. Я займусь этим с послами, и вернусь к этому с тем, когда и как это может быть сделано».

О необходимости восстановления работы Совета РФ-НАТО заявил и глава германского внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер, мотивировав это тем, что военные с обеих сторон должны взаимодействовать и «использовать возможности для обмена информацией во избежание рисков». К возобновлению деятельности Совета и сотрудничеству между российскими и натовскими военными призвал также глава голландского МИД РФ Берт Кендерс: «Даже если ситуация очень сложная и трудная, нам следует обеспечит возможность разговаривать друг с другом».

– Когда в 2002 году создавался Совет Россия-НАТО, то российская идея была в том, что это будет «всепогодный» форум, – комментирует «МК» президент Ассоциации Евро-Атлантического сотрудничества, замдиректора ИНИОН РАН Татьяна ПАРХАЛИНА. – И эта идея абсолютно продуктивна: именно в эпоху кризисов нужно разговаривать! К величайшему сожалению, после российско-грузинской войны 2008 г. работа Совета была заморожена, но в декабре 2009 года деятельность Совета РФ-НАТО разморозили. И многим экспертам казалось тогда, что с учетом негативного опыта, все-таки это будет «всепогодный» форум. Увы, 1 апреля 2014 года после крымской эпопеи, в Брюссель приняли решение вновь заморозить работу Совета. Причем, если в 2008 г., несмотря на замораживание, продолжалось наше практическое сотрудничество по Афганистан, то сейчас сотрудничество было приостановлено практически во всех сферах, только нашего посла при НАТО и его заместителя пускали в штаб-квартиру, остальные члены делегации должны были испрашивать разрешения. Контакты были сведены почти к нулю. Конечно, в эпоху кризисов и турбулентности, которую мы переживаем, бывшие партнеры (даже если они не считают себя более партнерами, но все же НАТО последние полтора года подчеркивает, что Россия не партнер, но и не противник) должны встречаться за столом переговоров и обсуждать острые вопросы. Если работа Совета будет реанимирована, это будет позитивный шаг, потому что и НАТО, и Россия являются крупными акторами мировой политики. Исключать РФ из сферы проблем, связанных с европейской атлантической безопасности, непрофессионально и контрпродуктивно. По сути, с созданием Совета за всю историю отношений нашей страны с Организацией Североатлантического договора впервые эти отношения были институционализированы. Очень надеюсь, что российская сторона ответит положительным образом, тем более, что на протяжении всего этого периода Москва продолжала говорить, что нам необходимо сотрудничество.

– Что стало непосредственным поводом для планов возобновить деятельность Совета?

– Прежде всего, наша операция в Сирия. Существует международная коалиция, куда входят 65 стран. И коалиция России, Иран и Правительство РФ Асада. Но всем игрокам очевидно, что без России сирийскую проблему не разрулить. Ну, и конечно, история со сбитым самолетом...

– А как быть, если восточноевропейские члены НАТО «взбрыкнут» и откажутся поддержать идею возобновления диалога с Москва?

- Само заявление Столтенберга означает уже наличие какого-то консенсуса. Генсек НАТО не будет какие-то вещи произносить, если нет каких-нибудь предварительных договоренностей. Полагаю, европейские «гранды» – прежде всего, Франция, Германия, Италия – сумеют добиться консенсуса, даже если балтийские страны и Польша будут возражать.

МЕЖДУ ТЕМ: Североатлантический альянс пригласил в НАТО Черногорию в качестве 29-го члена, что вызвало явное раздражение в Москве, выступающей против расширения блока. Пресс-секретарь российского президента заявил, что Москвой на самых различных уровнях всегда отмечалось, что продолжающаяся экспансия НАТО, военной инфраструктуры НАТО на восток, «конечно, не может не приводить к ответным действиям с востока, то есть с российской стороны, в плане обеспечения безопасности и поддержания паритета интересов».

Напомним, что в октябре в Подгорице прошли акции протеста против вступления Черногории в НАТО – в их организации премьер-министр балканской республики Мило Джуканович обвинил Россию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26979 от 3 декабря 2015

Заголовок в газете: Будет ли у нас с НАТО совет да любовь?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру