Правда о Донбассе: зачем продлены Минские соглашения

Украинский эксперт: «Москва может отозвать руководителей ДНР и ЛНР как Стрелкова и Бородая»

Минские соглашения по Донбассу, истекавшие во вторник, продлены до конца года. Это стало ясно после встречи германской канцлерин Ангелы Меркель с Петром Порошенко ее телефонного общения с Владимиром Путиным. Как сообщается, обе беседы были конструктивными, достигнуто решение о новой встрече «нормандской четверки», которая состоится в ближайшие дни. Означает ли это, что из тупиковой ситуации на юго-востоке Украины можно найти выход? Хотят ли самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР вернуться в состав Украины? И нужен ли Донбасс России? Об этом «МК» поговорил с украинским политологом, директором киевского Института Глобальных стратегий Вадимом КАРАСЕВЫМ.

Украинский эксперт: «Москва может отозвать руководителей ДНР и ЛНР как Стрелкова и Бородая»
Вадим Карасев

- Можно ли надеяться, что какие-то конструктивные решения по Донбассу созревают?

- Созрело только одно решение: европейские партнеры согласились с тем, что голосование по внесению изменений в конституцию Украины относительно статуса Донбасса будет несколько отложено. Вероятно, обозначен новый дедлайн, который будет уточняться и согласовываться «нормандской четверкой». Соответственно, выполнение политической части Минских соглашений несколько смещается. Надеюсь, достигнутых соглашений будет достаточно для продления режима прекращения огня.

- И на какое же время отложены изменения в Конституцию?

- Минские соглашения продлены на год, но решения по Конституции должны быть вынесены на голосование не позже первого полугодия. Многое будет зависеть от того, когда и насколько ОБСЕ сможет взять под контроль всю территорию Донбасса. До тех пор, пока миссия не полностью мониторит ДНР и ЛНР, не владеет информацией о перемещении техники, там невозможно провести законные выборы. А без них не понятно, кто будет руководить этими территориями с особым статусом и, собственно, что это за статус.

- Как будет проходить голосование по статусу Донбасса?

- Достаточно 300 голосов в Верховной Раде.

- Предположим, Рада принимает поправки в Конституцию, но — в редакции, выгодной Киеву, а ДНР и ЛНР настаивают на другой редакции — что тогда?

- После выборов появятся официальные представители ДНР и ЛНР в Верховной Раде и они смогут провести свою позицию. Но нужно понимать, что закон об особом статусе основан на Минских соглашениях. Фактически — это калька с Минских соглашений, под которыми есть подписи Плотницкого и Захарченко. Просто пока в ДНР и ЛНР не прошли выборы — эти люди для Киева не легитимны. А когда выборы состоятся, то появится законный субъект. С ним можно будет вести политический диалог и тогда формальных препятствий к изменениям в конституцию Украины я не вижу.

- А неформальные препятствия существуют? Руководство ДНР и ЛНР хочет интеграции с Украиной?

- Конечно, не хочет. Им понравилось сидеть на российском бюджете и править своими республиками бесконтрольно. Они почувствовали себя хозяевами. Другое дело, что есть здравый смысл. Вечно так продолжаться не может, и если они будут мешать процессу интеграции с Украиной, то их Москва отзовет, как Стрелкова и Бородая.

- У России есть какие-то аппетиты на Донбасс?

- Нет, Донбасс Россию не интересует. Ее интересует вся Украина целиком, возможность влиять на ее политику. Донбасс — это просто инструмент, при помощи которого Россия это делает. Но военный Донбасс — это бремя для России: бюджетное, социальное, имиджевое и так далее... А ДНР и ЛНР как мирные автономные республики, имеющие особый статус в составе Украины — куда более удобный инструмент. Они оставят России право вето по ряду вопросов украинской политики, а платить этим регионам станет опять Украина. А вот это не нравится уже Киеву. Он хотел бы просто демонтировать эти республики под видом особого статуса. Но тупика нет потому что договориться все равно придется.

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру