Эксперт объяснил переполох в НАТО из-за российской подлодки

"Шла в надводном положении, в сопровождении буксира, ни от кого не скрывалась"

В российском военном ведомстве были немало удивлены сообщениям британских СМИ об обнаружении и «перехвате» российской дизель-электрической подводной лодки около Ла-Манша. Тем более что субмарина следовала на малом ходу, в надводном положении, в сопровождении буксирного судна и не от кого не скрывалась. Поход длился несколько дней. За этот период лодку приветствовали проходящие встречным курсом торговые корабли разных стран в Баренцевом, Норвежском и Северном морях.

О причинах поднявшегося ажиотажа мы поговорили с председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитаном 1 ранга Игорем Курдиным.

"Шла в надводном положении, в сопровождении буксира, ни от кого не скрывалась"

- Британские СМИ с помпой сообщили, что для обнаружения российской подлодки были привлечены британские военно-морские силы и союзники из НАТО. Субмарину «перехватил» и сопровождал фрегат Королевского флота Великобритании HMS Kent...

- Наша подлодка совершала надводный переход, и говорить о заслугах Королевского военно-морского флота в ее обнаружении просто смешно. Было бы странным, если бы они ее не заметили, тем более, что она следовала в сопровождении буксира. В международных водах мы можем ходить под водой, над водой, и никого это не должно волновать.

Сопровождение подводной лодки британским фрегатом – нормальная практика. Я думаю, что он следовал правилам и не допустил опасного сближения. Это - повседневная практика противолодочных сил, которые осуществляют поиск, обнаружение и последующее слежение с отработкой учебных стрельб по подводной лодке. Подчеркиваю – учебных. Они тренируются, чтобы быть готовыми ее уничтожить в угрожаемый период и с началом войны.

Дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» была построена в Петербурге, на «Адмиралтейских верфях», это одна из шести подводных лодок, которые предназначены для Черноморского флота. Для испытания некоторых видов оружия, в частности, такого, как крылатые ракеты типа «Калибр», лодка должна погрузиться на предельную глубину. Балтийское море не допускает по глубинам проведение подобных глубоководных испытаний, поэтому подлодка «Старый Оскол» отправилась из Питера вокруг Скандинавии на Северный флот. А после завершения испытаний шла к месту своего постоянного базирования на Черноморский флот, в Севастополь.

Раздуваемую истерию с ее «обнаружением» я связываю с недавними событиями, когда в декабре 2015 года другая наша новейшая подводная лодка - «Ростов-на-Дону» - из той же серии, нанесла удары крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Средиземного моря по террористам ИГИЛ. Я помню тот момент. Подлодка «Ростов-на-Дону» шла-шла и неожиданно свернула влево, зашла в Кронштадт, все начали тогда кричать: «Случилась авария, пожар, погибли люди». И только умные люди промолчали. 

Пуски «Ростова-на-Дону», по всей видимости, произвели неизгладимое впечатление на британцев и НАТО. Крылатые ракеты «Калибр» большую часть маршрута способны лететь в режиме тишины, не подавая никаких сигналов, и поэтому засечь их практически невозможно. Саму же субмарину за уникальные акустические характеристики и фантастическую способность скрываться от радаров противника в НАТО прозвали «черной дырой»...

По словам Игоря Курдина, ажиотаж вокруг российской подводной лодки может быть связан также с желанием британского военного ведомства увеличить расходы на оборону.

- Мы только что вернулись с международного конгресса подводников, там нам англичане подарили очень красивый значок в виде земного шара, где были изображены подлодка и два флага – советский и британский. А внизу шла надпись: "холодная война". По всей видимости, кому-то очень хочется вернуть нас к временам "холодной войны".

В связи с надводным ходом российской подлодки в водах Ла-Манша Курдин вспомнил другую историю.

В свое время Никита Сергеевич Хрущев посетил Северный флот. Ему показали дизельные и атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Он тут же распорядился, чтобы три субмарины пришли в Ленинград на парад и встали на Неве. Хрущеву хотелось показать боевую мощь Советского Союза.

- Одним из командиров этих лодок был мой отец, капитан 1 ранга Кирилл Борисович Курдин. С тихой грустью, с севера, они пошли в надводном положении. Батя рассказывал, что над ними летали самолеты, проходили рядом корабли, их фотографировали туристы... Встали в Кронштадте, и тут выяснилось, что максимальная осадка лодок не допускает их перехода по морскому каналу из Кронштадта в Ленинград.

Никто заранее не догадался посмотреть глубину морского канала. Они остались в Кронштадте, подводные лодки накрыли маскировочными сетями. Правда, командиров подлодок пригласили на борт флагмана парада - крейсера «Киров».

У нас дома до сих пор хранятся золотые часы, которые всем командирам подлодок, в том числе и моему отцу, вручил Никита Сергеевич Хрущев. Когда они пришли обратно на Северный флот, им тут же всем влепили по служебному несоответствию за нарушение секретности, потому что фотографии подлодок были во всех иностранных газетах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру