Британия проголосовала за выход из ЕС: что дальше

Ждет ли Европу «эффект домино»?

Старая добрая Англия решила остаться старой доброй Англией и сказать «гуд бай» континентальной Европе, объединенной в Европейский Союз, той Европе, символом которой был Наполеон, и символом которой стала Германия, самая могущественная страна ЕС.

Ждет ли Европу «эффект домино»?

Что будут означать результаты этого исторического референдума — 52% за «покинуть» и 48% за «остаться» — для Британии? Победу в Трафальгарской битве, когда был разбит французский флот, но Англия потеряла организатора победы адмирала Нельсона? Или все-таки ликвидацию Ла-Манша, который в Англии называют просто «Каналом» и который перечеркнул подводный туннель, объединяющий Великобританию и Европу?

Часы на Биг Бене показывали 4:45 утра 24 июня, когда Би-би-си объявила о победе сторонников выхода из ЕС. Цена британского фунта скатилась вниз. Финансовые рынки пытались абсорбировать новость из Лондона.

Ошиблись и опросы общественного мнения и куда более точный тотализатор, предсказывавшие победу сторонников членства в ЕС. Верх взяли антиэлитные, популистские и националистские сантименты, воспользовавшись экономическими и культурными трещинами. «Мечта о начале независимого Соединенного Королевства начала осуществляться», — провозгласил Наджел Фарадж, лидер партии Независимости.

Итак, Британия стала первой из 28 стран — членов ЕС, покинувшей этот блок, так и не оправившийся от финансового кризиса 2008 года и последовавших за ним экономических потрясений, возвышения России и массивного, неперевариваемого наплыва мигрантов.

Результаты референдума больно ударили по премьер-министру Дэвиду Кэмерону, который возглавлял силы тех, кто выстпал за членство в ЕС, и сильно ослабили его.

Сам Кэмерон рассчитывал, что в случае поражения он начнет быстрый процесс «развода». Сами лидеры «развода» не торопятся. Мало что изменится в ближайшем будущем по обе стороны Ла-Манша. Все торговые и миграционные правила останутся. И хотя ЕС дает на это «отваливающейся» стороне два года, процесс подобного отрыва сложен и болезнен.

Для ЕС результат британского референдума грозит большим бедствием. Он ставит под вопрос будущее блока, основанного на ценностях западного либерализма и агрессивности НАТО.

Британия – вторая после Германии экономическая держава ЕС. Она ядерная держава и постоянный член Совета Безопасности ООН, имеющий «особые отношения» с Вашингтоном. Потеря Британии – оглушительный удар по ЕС, который и так находится под прессом высокой безработицы, кризиса миграции, греческого долга и конфликта в Украине. Уже маячит «эффект домино».

По словам гарвардского профессора и бывшего руководителя Германского совета по иностранным делам Карла Кайзера, «Европа заинтересована иметь Британию в едином рынке и во взаимоотношениях безопасности».

Хотя лидеры сторонников выхода из ЕС говорили, вернее, разглагольствовали о суверенитете и о верховенстве английского парламента над брюссельской бюрократией, о «восходе залитой солнцем» страны, их тревожили тучи, нагнетаемые свободой передвижения граждан ЕС. Собственно они-то и решили исход референдума.

Только в 2015 году более 330 тысяч мигрантов поселились в Британии. Большинство из них были гражданами Европейского Союза. Премьер Кэмерон так и не нашёл никаких эффективных мер для того, чтобы остановить или хотя бы лимитировать это нашествие. И хотя иммигранты способствовали росту экономики страны и увеличению её налоговых доходов, тем не менее, часть жителей Британии, чувствовала какое-то оскорбление её национальной идентичности. Кроме того, иммиграция, конечно же, оказывала значительное давление на школьное образование, домашнее строительство и здравоохранение.

Дэвид Кэмерон объявил об уходе в отставку с покрасневшим лицом

Смотрите видео по теме

Кампания, которую возглавляла наиболее громогласная Партия Независимости Соединенного Королевства, заигрывавшая с ксенофобией и национализмом и даже, если принять во внимание некоторых ее критиков, с расизмом, безусловно, сыграла свою роль. Но даже официальная более сдержанная кампания за выход из ЕС тоже пользовалась проблемой иммиграции как основой её лозунга — «Взять под контроль». Что «взять под контроль»? Скорее всего, это было ощущение того, что правительство не может отрегулировать наплыв иммигрантов из Европы и даже за пределами Европы в Британии.

В результате референдум Британии был встречен с восторгом крайне правыми партиями Европы от Национального фронта Марин Ле Пен во Франции до «Альтернативы для Германии».

Глубина антиевропейских настроений, быть может будет являться ключевым фактором в национальных выборах которые пройдут в других двух наиболее важных странах ЕС — Франции и Германии.

Подготовка к референдуму в Британии проходила в обстановке взаимных обвинений и всевозможных угроз, не имевших никакой основы в фактическом положении дел. Обе стороны, в основном, играли на чувствах британцев, а эти чувства, в основном, были основаны на страхе. Те, кто выступал за «оставление» Британии в составе ЕС, а также целая орда экспертов и элиты предупреждали, что, если произойдет выход Британии из блока, то есть, так называемый Brexit, то страна может столкнуться с экономической катастрофой с падением фунта стерлингов, высокими налогами, потерей рабочих мест и другими кризисными прелестями.

Буквально за неделю до голосования Британия была потрясена жестоким убийством молодого члена парламента от Лейбористской партии 41-летней Джо Кокс. Она выступала за то, чтобы Британия осталась в составе ЕС. А вот её убийца восклицал: «В первую очередь Британия!», «Это за Британию!», «Пусть Британия останется независимой!». В Англии в особенности 85% населения было охвачено национализмом, ностальгией и культурной исключительностью Британии. Многие англичане таким антиевропейским лидерам как Борис Джонсон, бывший мэр Лондона и потенциальный противник и возможный сменщик премьера Кэмерона. Они исходили из того, что Британия будет более могущественной и успешной вне рамок ЕС.

В Шотландии и Северной Ирландии наоборот были сильны проевропейские настроения, которые вызовут еще большее напряжение в Британии. Результаты референдума, видимо, приведут к новому референдуму по поводу статуса Шотландии. Что касается Северной Ирландии, которая имеет открытую границу с Ирландской Республикой, членом ЕС, то и тут возникнут новые реалии. Границы между Европейским Союзом и не членом этой организации по причинам экономическим и безопасности должны будут оснащены новыми пограничными постами, которые будут проверять паспорта и товары.

Премьер Кэмерон был вынужден объявить о референдуме еще в 2013 году, когда антиевропейское крыло его собственной партии как бы соединилось с Партией Независимости Фараджа всё более вторгавшейся в легионы консервативных избирателей.

Тем не менее, премьер Кэмерон ожидал победы, поскольку на его стороне были экономические эксперты, президент США Обама, европейские союзники и большой бизнес. Но, как это часто бывает на референдумах, главную роль сыграли политические настроения, а они были весьма опасными для английского премьера.

Кроме того, как и ожидалось, позиции Кэмерона были ослаблены поведением нового лидера Лейбористской партии Джерми Корбина. Он, представитель наиболее традиционного и «твердого» левого фланга партии. То, что его избрали руководителей Лейбористской партии после разгромного поражения в мае 2015 года, оказалось всеобщей сенсацией.

Корбин голосовал в свое время против участия Англии в Европейском Экономическом Сообществе. Это было на референдуме в 1975 году. На сей раз, он заявил, что он и его партия поддержат продолжающееся членство Британии в ЕС. Однако он не проявил никакого желания поддержать премьера Кэмерона, своего политического соперника. Он прямо заявил, что он не является «большим фанатом Европейского Союза». В то время как Кэмерон подчеркивал риски британской экономики в её безопасности и национального влияния, то Корби говорил «о защите прав трудящихся».

Сейчас очень трудно, пожалуй, невозможно предсказать, что будет с Англией, с Европейским Союзом и с НАТО через два года. Но одно ясно — все эти три кита, на которых зиждется западная система, сложившаяся против распада Советского Союза, окажется значительно ослабленной и не будет соответствовать новым требованиям нового времени.

В последний час. Как стало известно, премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон подал в отставку.

Побег из Европы: британцы проголосовали за выход из ЕС

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Великобритания выходит из ЕС после референдума

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27134 от 25 июня 2016

Заголовок в газете: ЕС порвали на британский флаг

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру