От Сталина до Путина: показанная президенту выставка поразила публику

«Бабушка уже не плачет, а едет на мопеде, пшеница колосится, ракеты летят»

В День народного единства Владимир Путин вместе с патриархом Кириллом осмотрел в Манеже выставку, посвященную новейшей истории России — от Сталина до самого Путина. Нашего обозревателя эта экспозиция настолько заинтриговала, что пришлось посетить ее повторно.

«Бабушка уже не плачет, а едет на мопеде, пшеница колосится, ракеты летят»
Первые посетители. 4 ноября 2016 года.

Выставка, открывшаяся до 4 ноября в Манеже, как и три предыдущие была подготовлена Патриаршим советом по культуре, председателем которого в 2016 году стал духовник президента Тихон Шевкунов, при содействии Института российский истории РАН, РГГУ, Архива Президента РФ, Госархива, Центрального музея современной истории России. Она завершает цикл "Россия - моя история", в который вошли мультимедийные проекты "Рюриковичи" (2013 год), "Романовы" (2014), "От великих потрясений к Великой Победе" (2015).

Новая экспозиция посвящена событиям 1945-2016 годов и рассказывает о сложном и противоречивом периоде новейшей российской истории, кульминацией которого стал приход к власти Владимира Путина в 2000 году.

Организаторы настаивают на нешаблонном подходе к организации выставочного пространства, в котором "каждый посетитель может ощутить себя частью истории", но на деле вся оригинальность заключается в использовании плазменных панелей вместо традиционных стендов.

Все остальные материалы (фотографии, кадры кинохроники, цитаты, статистические данные) подобраны и скомпонованы в соответствии со строгим шаблоном, в котором отчетливо прослеживается взгляд нынешней власти на события 1945-2016 годов. Не секрет, что выставка проходит под патронажем Кремля, а ее первым посетителем, повторим, стал Владимир Путин.

Вот, например, мир после войны. Каким он был? В первую очередь биполярным. В нем сложились два центра геополитического влияния - СССР и США, силы которых были примерно равны. Первый зал экспозиции рассказывает о начале противостояния двух великих держав. Сталин здесь доминирует не как человек, несущий ответственность за огромные военные потери и гибель сотен тысяч невинных людей в лагерях. А как лидер, заставивший бояться Запад и умеющий давать симметричные ответы на многочисленные вызовы, поступающие с той стороны.

США разработали план атомной войны против СССР. И мы организовали спецкомитет во главе с Лаврентием Берией и сделали свои бомбы (о роли немецких ученых в их создании на выставке ничего не рассказывается). У них был "план Маршалла", объединивший вокруг США страны Западной Европы, а у нас - СЭВ, куда вошли восточноевропейские государства. У них - НАТО, у нас - Варшавский договор. В общем, все, как говорится, "по чесноку". И этот миропорядок видится авторам экспозиции вполне разумным и справедливым.

Внутри страны в это время начинается восстановление промышленности (второй зал). Производство растет бурными темпами. Аудиогид рассказывает, что, по прогнозам западных экспертов, для выхода на довоенные показатели Советскому Союзу должно было потребоваться не менее 40 лет, однако уже по итогам первой пятилетки они были превышены на 73%.

Культ личности на выставке не замалчивается, но и не акцентируется. Одному из самых страшных явлений в российской истории посвящен один стенд, на котором практически нет информации — ни цифр, ни фактов. Только четыре размытые фотографии с подписями "массовые политические репрессии, ГУЛАГ", "идеологизация жизни и железный занавес" "депортация народов", "использования труда заключенных" (Чтобы что-то узнать, надо обратиться и информационному терминалу рядом. Но он один, а посетителей - море. По данным организаторов, аудитория трех предыдущих проектов цикла превысила 2 млн человек).

Зато на всеобщее обозрение вынесена цитата английского писателя Чарльза Сноу, рассуждающего о достоинствах Сталина: "Он был куда более образован в литературном смысле, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль - удивительно плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт".

И еще одно высказывание, принадлежащее японскому предпринимателю Хироши Терамачи: «В 1939 году вы, русские были умными, а мы дураками. В 1949 вы стали еще умнее, а мы пока были дураками. В 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры». Никаких других оценок Сталина на выставке не приводится. Как говорится, выводы делайте сами...

Следующие два зала посвящены Никите Хрущеву и Леониду Брежневу, и после их посещения зрители должны уяснить себе следующее. Конечно, у двух советских руководителей были ошибки и просчеты, но в целом страна двигалась в правильном направлении, оставаясь одним из центров биполярного мира. СССР не прогибался перед Западом и осуществлял самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Хрущев на выставке предстает последним политическим романтиком, верящим в скорую победу коммунизма. Его основные ошибки - любовь к кукурузе и передача Крыма Украине. Слушатели аудиогида узнают про ХХ съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина. Однако их поставят перед фактом, что "оттепель" имела и негативные последствия. Дискредитация Сталина, по словам диктора, пошатнула авторитет СССР в мире и привела к событиям 1956 года в Венгрии и волнениям в Польше. В общем, не надо было заниматься необдуманным бичеванием.

Брежнев у составителей выставки ассоциируется не столько с эпохой застоя, сколько с эпохой развитого социализма: средняя зарплата в два раза превышала прожиточный минимум, образование и здравоохранение были бесплатными, тиражи книг росли, отечественный кинематограф находился на пике расцвета, по ряду ключевых показателей СССР вышел на уровень развитых стран и мог соперничать с США.

Это, считают авторы экспозиции, не на шутку напугало Запад, и в подтверждение своих выводов приводят цитату Маргарет Тэтчер: «Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков".

Однако экспозиция в Манеже не дает ответа на вопрос, почему же этого не произошло. Ознакомившись с отобранной составителями информацией, внимательный зритель обречен остаться в некотором недоумении: а зачем вообще понадобились перестройка и экономические реформы, если в стране к моменту прихода к власти Горбачева все было хорошо, если не сказать замечательно?

И вдруг черно-траурный стенд, повествующий о причинах распада СССР, среди которых можно обнаружить хорошо знакомые нам и сейчас явления - обвал нефтяных цен, экономические санкции (за ввод военного контингента в Афганистан), информационная война, взращивание США международного терроризма, сырьевая экономика, кризис идеологии, техногенные катастрофы... Однако главными виновниками развала Советского Союза и последующих бед на выставке без обиняков названы Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Причем, роль обоих в новейшей российской истории представляется одинаково незавидной.

Про первого и единственного президента СССР в Манеже показывают документальный фильм, из которого можно узнать об основных промахах его внутренней и в особенности внешней политики. Горбачев пустил на самотек процессы в странах Восточной Европы, распустил СЭВ и Варшавский договор, позволив НАТО пододвинуться к нашим границам. Он отдал приказ о выводе советского военного контингента из Афганистана, и его место тут же заняли силы альянса. В результате пребывания Горбачева у власти все геополитические завоевания СССР были ликвидированы, победителем из "холодной войны" вышли США, а другой участник прекратил свое существование.

Горбачев наливает минералку Пьеру Ришару. Известный винодел Депардье хмурится. Сарказм?

За согласие на снос Берлинской стены Горбачев получил звание "Лучший немец", а за развал страны - Нобелевскую премию мира. "Шаг за шагом он сдавал интересы своей страны, а сдав их окончательно оказался никому не нужен", - резюмирует диктор. У посетителей при этом не остается ни малейших сомнений: Сталин точно лучше Горбачева.

Что касается Ельцина, то здесь все чуть-чуть оптимистичнее. Правда, совсем чуть-чуть. "Хотел, но не смог", - примерно так можно охарактеризовать информацию о попытках экономических преобразований, имевших место в 1991-1999 г.г..

Примечательно, что единственная имеющаяся на выставке цитата первого президента России гласит: «Я хочу просить у вас прощения за то, что многие надежды не сбылись», и т. д.

Рассказ о неудавшихся реформах сопровождается изображениями Чубайса, пробравшихся во власть олигархов, а также фотографией Ельцина, Буша и Егора Гайдара, под которой стоит совсем уж неприличная подпись "Западные консультанты в государственных структурах".

Президент Ельцин представляет президенту Дж. Бушу-старшему премьер-министра Гайдара. Кто здесь «западный консультант»?

Так же, как и Горбачева, авторы экспозиции обвиняют Ельцина в заигрывании с Западом. Сообщается, что оба постсоветских лидера вели конфиденциальную переписку с хозяевами Белого дома, заискивали перед ними и информировали о своих планах. (В частности, в Манеже впервые можно увидеть письмо Горбачева Бушу о своей отставке и передаче ядерного чемоданчика Ельцину, а также стенограмму телефонного разговора, в котором Ельцин сообщает Бушу о грядущем роспуске СССР и просит сохранить эту информацию в тайне от Горбачева. По всей видимости, оба документа были предоставлены для съемки Архивом президента).

Документальный фильм о Ельцине, который также демонстрируется в рамках экспозиции, детям лучше не смотреть - про склонность первого президента РФ к выпивке в нем ничего не говорится, но подборка кадров соответствующая.

Завершается допутинская часть экспозиции душераздирающими фотографиями национальных конфликтов, чеченской войны и обедневшего российского населения, а также мрачной статистикой, рассказывающей до чего довели страну постсоветские лидеры.

Ну а дальше (а Владимиру Путину посвящены целых три зала) используется наглядный метод контраста. Та же статистика, но уже в сравнении с 2015 годом. Рост везде, причем по многим показателям на сумасшедшие проценты.

Снова фотографии людей, но уже в совершенно иной стилистике. Бабушка не плачет, зажимая в ладошке мятые рубли, а едет на мопеде. Молодые женщины не стоят в очереди к пустым прилавкам, а занимаются йогой. Пшеница колосится, нефтяные вышки работают, инвестиции текут рекой, Крым наш, ракеты летят точно в заданную цель.

Месседж понятен и прост: Владимир Путин выдернул страну из мрака и хаоса 90-х и вернул на то место, которое положено занимать великой державе. Мир снова стал биполярным, нас боятся и уважают, и реакция на изменившийся статус-кво России не заставила себя ждать.

Сбылось предсказание американского политолога Сэмюэла Хантингтона, с которым имеют возможность знакомиться зрители: "Если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя, как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отстраненными и враждебными".

Примечательно, что в трех залах встречается 13 (!!!) цитат Владимира Путина на самые разные темы и почти столько же его портретов. Однако от прямых оценок деятельности действующего президента РФ авторы экспозиции воздерживаются (в этих залах не работает даже аудиогид) полагая, что представленной информации вполне достаточно для правильных и однозначных выводов.

Читайте материал «Путин удивил политиков и снайперов на открытии памятника князю Владимиру»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27249 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: От Сталина до Путина через четыре зала

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру