Трамп уйдет, НАТО останется: эксперт оценил события Мюнхенской конференции

В ЕС надеются, что лидер США не сможет предпринять резкие шаги в отношении Альянса

Очередная Мюнхенская конференция по безопасности не принесла прорывов в международных отношениях, однако была отмечена рядом резонансных заявлений. Одной из главных интриг, конечно же, стало поведение представителей США. Противоречивые заявления нового американского президента Дональда Трампа относительно сотрудничества с Евросоюзом и в рамках НАТО, как известно, обеспокоили европейских лидеров. Однако, в ходе встречи в Мюнхене и американцы, и европейцы, старались сосредоточиться не на противоречиях, а на точках соприкосновения.

В ЕС надеются, что лидер США не сможет предпринять резкие шаги в отношении Альянса

Десять лет назад на Мюнхенской конференции Владимир Путин произнес знаменитую речь, в которой, помимо прочего, обрушился с критикой на «однополярную модель мира», политику США и действия НАТО. С тех пор конференции по безопасности носили менее яркий характер, глобальных заявлений на них не звучало.

«Мюнхенская конференция, – хотя и является важным событием мирового уровня, – это не саммит, не место принятия решений. Тот случай, когда Путин использовал данную площадку, чтобы выразить накопившееся у него раздражение западным политикам, был скорее исключением. Да, тогда конференция стала неким водоразделом, который до сих пор вспоминают. Но сказать, что в других случаях встреча в Мюнхене становилась каким-то переломным моментом, нельзя», – отметил в беседе с «МК» заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Сергей УТКИН.

По мнению эксперта, основные вопросы и волнение в преддверии конференции были связаны с тем, как поведут себя представители американской администрации. «Им в ходе конференции приходилось отвечать не только за себя, но и за Трампа, что было весьма неудобно. Поэтому представители США использовали дипломатическую тактику, чтобы каким-то образом обойти острые углы, не вступая, с одной стороны, в конфликт со своим президентом, но и не подписываясь под его зачастую резкими заявлениями», – считает Сергей Уткин.

Среди таких заявлений – требование Трампа к партнерам по НАТО увеличить военные расходы. В противном же случае Вашингтон готов снизить свой вклад в работу Альянса. По мнению министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен, главное в деятельности НАТО – вопрос взаимной поддержки. «Он исключает односторонние действия, демарши и уклонение от выполнения своих обязанностей», – отметила он, заявив, однако, что ее страна разделяет призыв Трампа к увеличению оборонных расходов. «Европейские политики решили не акцентировать внимание на неприятных вопросах, предпочтя напомнить, что трансатлантическое единство по-прежнему является для них значимым. – отмечает в этой связи Сергей Уткин. – Очевидно, у многих есть уверенность в том, что им, несмотря на возникающие трудности, удастся сохранить прежний характер трансатлантических отношений. То есть, по мнению участников из стран НАТО, Трамп приходит и уходит, а отношения между Европой и США, как и их значимость, остаются. Также очевидно, что европейцы рассчитывают на часто упоминаемую американскую систему сдержек и противовесов, благодаря которой часть заявлений Трампа останется лишь риторикой, а его возможности делать наиболее резкие шаги в отношении НАТО окажутся ограниченными».

Другим резонансным заявлением было отмечено выступление главы МИД РФ Сергея Лаврова. Дипломат напомнил о Минских договоренностях по урегулированию ситуации на востоке Украины, подчеркнув, что Москва не отменит введенные в отношении стран ЕС санкции, пока эти соглашения не будут выполнены. «Заявлению Лаврова, как мне кажется, придали излишнее значение, – возможно, потому что оно было относительно острым на фоне всего сказанного на конференции, – считает Сергей Уткин. – Но, на мой взгляд, заявленная главой МИД позиция не стала чем-то новым, все это озвучивается не в первый раз. В каком контексте было сделано заявление относительно санкций? Лавров пытался показать бессмысленность логики ЕС и США, согласно которой санкции в отношении России могут быть сняты только после выполнения Минских соглашений. В Москве же считают, что реализация этих договоренностей –дело Киева, Донецка и Луганска. Поэтому Россия настаивает на том, что больше претензий в данном случае может быть обращено именно к украинским властям. И, исходя из этого, Лавров дал понять, что, если Минские соглашения должна выполнять Россия, оказывая давление на представителей Донецкой и Луганской областей, то Москва, в свою очередь, может требовать от ЕС давления на Киев. И пока это давление не будет оказано, контрсанкции останутся в силе. То есть, глава МИД попытался показать, что упреки в отношении России, выступающей в качестве посредника, – не по адресу. К судьбе самих санкций и контрсанкций, таким образом, заявление Лаврова имеет мало отношения – он просто пытался пояснить, как Москва рассматривает проблему реализации Минских соглашений».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27329 от 20 февраля 2017

Заголовок в газете: Трамп уйдет, НАТО останется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру