Пророки в своем отечестве

Что это было за время?

Телекомпания «Культура» приступила к показу цикла программ под названием «ХХ век. Знаки времени». В цикле — программы 60–90‑х годов. Цель программы — рассказ нынешнему поколению зрителей о лучших образцах телевизионного творчества.

Одна из передач — фильм 1990 года «Пророки в своем отечестве». Создатель фильма — Олег Рябоконь. Этот фильм, созданный в один из самых драматических периодов конца ХХ века, исключительно точно, глубоко и исчерпывающе освещает эпоху. Поэтому, когда создатели программы обратились ко мне с просьбой поделиться своими замечаниями, я сделал это с искренним удовольствием. И фильм, и мои комментарии сегодня, 28 ноября, увидят телезрители канала «Культура». Но я хотел бы предложить читателям «МК» письменную версию этих комментариев. Я изложу, разумеется, свое, сугубо личное мнение. Как участник тех событий. И в свете моих последующих в течение уже тридцати лет размышлений.

Что это было за время?

Что это было за время?

Я убежден, что 1989–1991 годы были настоящей революцией. Четвертой в ХХ веке в России. Ее можно и нужно назвать Великой антисоциалистической революцией. Это была в целом мирная революция. Ее можно назвать «бархатной революций», если иметь в виду отсутствие кровавого террора, гражданской войны и вооруженной интервенции. Она, как и все революции, свергла один социальный строй и стала стартом новой общественной системы. Государственный бюрократический социализм был заменен постиндустриализмом.

Не реформы Ельцина, а именно революция 89–91‑го годов сломала хребет бюрократическому социализму. Ельцин же делал другую работу: утверждал новый строй.

В России замалчивают — даже в российских энциклопедиях и словарях — эту революцию. Это и понятно. Ведь бюрократию бросает в дрожь время, когда судьбу страны решают массы. Решают не в кабинетах, а на улицах. О таком не хотят вспоминать самые прогрессивные бюрократы. И тем более боятся даже напоминать о той эпохе массам. Вот и команда Ельцина сделала все, чтобы люди забыли об этой революции.

Сам я об этой революции не раз писал в книгах и статьях. Назову хотя бы четыре мои книги. О Горбачеве: «Перестройка Михаила Горбачева. Выход из социализма». О Ельцине: «Реформы Бориса Ельцина. Создание российского номенклатурно-олигархического постиндустриализма». «В первой оппозиции». «Первый мэр Москвы». Но эти книги — как и другие серьезные работы компетентных авторов — до массового читателя так и не доходят.

Поэтому так важен фильм о Пророках. Но он важен не только для восстановления правды. Он нужен и для текущих дел выросшего за тридцать лет нового поколения России. Как это всегда бывает, новое поколение устраивает страну по-новому, как ему хочется. И для этого поколения очень нужны те уроки, которые дала революция 1989–1991 годов.

Во всех революциях действуют три силы. Власть. Народные массы. И лидеры, организаторы и идейные вожди масс. Пассионарии, как их назвал Лев Гумилев. Пророки. Как показал Гумилев, перемены начинаются с появления пассионариев. Потом они объединяются. И начитают агитацию в массах. Фильм о Пророках — именно об этом — о выходе пассионариев в массы.

Кем были Пророки 89–91‑го годов?

Среди них был изгнанный с Мавзолея Борис Ельцин. Был высокопоставленный работник советской карательной прокуратуры Тельман Гдлян. Был генерал КГБ Калугин. Был замечательный представитель рабочего класса Николай Травкин. Но в своем подавляющем большинстве Пророки — это представители самого интеллектуального слоя общества, мозга нации, творческой интеллигенции.

И первый урок прошлого. Без участия лучших интеллектуальных сил нации, звезд творческой интеллигенции никакие радикальные перемены невозможны.

Исключительную роль в том, что Пророки и народные массы смогли соединиться, сыграло то, что Горбачев ввел в стране Гласность. Свободу печати и слова. Это во-первых.

Во-вторых, он решил, что одну треть делегатов первого Съезда избирают не все избиратели, а только сама интеллигенция, объединенная в свои организации. Ученые в Академии наук. Писатели. Кинематографисты. Изобретатели. Журналисты. И наша интеллигенция, изгнав партийных кураторов, на своих выборах послала «в бой» свои лучшие кадры.

Среди них не было неудачников и лузеров. Это были исключительно успешные в своих областях люди. Врач Святослав Федоров. Композитор Родион Щедрин. Режиссер Марк Захаров. Поэт Евгений Евтушенко. Журналисты Егор Яковлев и Павел Гусев. Академики Сахаров и Гинзбург. Звезды в полном смысле слова.

Бюрократы быстро осознали свою ошибку. И на выборах в республиках и на местах уже оставалось только голосование всей массы избирателей, что очень отрицательно повлияло на весь дальнейший ход в России процесса перемен.

Думаю, что второй урок той эпохи состоит в том, что для обеспечения перемен недостаточно популистского голосования всех избирателей. Необходимо обеспечение особых прав пассионариев.

О чем говорили Пророки?

Они излагали выводы, к которым пришли в ходе многолетних размышлений. Они рассказывали народу о том, что они год за годом безрезультатно предлагали советским руководителям.

Что сделали Пророки? В фильме это показано хорошо.

Они обрушили на отживший советский строй беспощадную, сокрушительную критику. Критику всех основ советского социализма.

Общий итог их критики хорошо выражает название сборника их статей, вышедшего под редакцией Юрия Афанасьева «Иного не дано». Не только народные массы, но и большинство советской бюрократии поняли: «Так дальше жить нельзя».

Была развернута критика коррупции — например, у Тельмана Гдляна. Была жгучая критика привилегий бюрократии у Бориса Ельцина, только что лишенного этих привилегий. Была развернута критика всей советской эпохи — как у Александра Солженицына. А вот Пророки критиковали фундамент, основы, саму советскую систему. Как систему. Как социалистический строй.

И третий урок эпохи Пророков. Удар надо наносить не по следствиям, а по причинам. По краеугольным камням самого фундамента системы. Говоря категориями последнего десятилетия, не по нечестным выборам, а по самой популистской системе выборов как таковой.

Но чтобы слова Пророков были услышаны, нужна была желающая их узнать аудитория.

Такой аудиторией был народ. Измученный очередями. Талонами на мясо и масло. Хроническим отставанием по всем линиям — от качества автомобилей до качества лекарств — от передовых стран Запада. Уставший от десятилетиями невыполняемых обещаний вождей. Были массы, как написал поэт Давид Самойлов, «сумбур полународа, преобразующийся в Народ».

В общем, были элитные Семена. Но была и плодородная, ждущая семян Почва.

Урок четвертый. Выступление интеллигенции эффективно, если сам народ хочет и готов изменить свою жизнь. Если он ждет от своих интеллектуалов ответов на волнующие его вопросы.

Отличительной чертой Пророков было огромное мужество.

Они знали, против кого выступают. Они знали, что имеют дело с системой, без колебаний уничтожившей все правящие слои старой России — дворян, купцов и духовенство. Они знали, что имеют дело с системой, уничтожившей фундамент нации — миллионы крестьян. С системой, устроившей кровавый тридцать седьмой уже для всех, прежде всего «своих».

Они знали, что если сейчас можно действовать, то единственный гарант этому — Горбачев. Которого в любой момент могут сместить и обрушить на Пророков меч диктатуры.

И Пророки были готовы стать жертвами. Этим — готовностью к гибели — Пророки принципиально отличались от всех тех, кто шел на выборы сразу за ними — в 1990 году.

Массы это чувствовали. Они тоже никогда не знали, не кончится ли митинг, на который они идут, кровавой бойней.

Пророков отличало исключительное бескорыстие. Пророки думали о стране, об обществе, о народе. Они хотели не власти, а такого изменения системы, при которой они, работая на своих участках, приносили бы своему народу больше пользы.

И народные массы своим исключительным чутьем оценили эту бескорыстность. Сразу поверили им. У народа исключительно чуткое чувство на таких лидеров.

И пятый урок той эпохи. Без вождей, не интересующихся властью, должностями, постами, широкие народные массы на борьбу за перемены не поднять.

Сегодня, спустя тридцать лет, нельзя не сказать и о том, чего нет в фильме. Об ошибках Пророков.

Ошибка первая. Они не увидели опасности национализма. Они не увидели, что справедливое стремление защитить интересы своего народа оказалось в республиках обременено двумя болезнями. Во-первых, ущемление прав граждан других национальностей. Во-вторых, под флагом заботы о своей нации во власть пробивались бывшие советские аппаратчики.

Ошибка вторая. Они не поняли, что на каком-то этапе революции главной опасностью становятся не закоренелые защитники бюрократического социализма, а реформаторская бюрократия. Она стоит за реформы, но только такие, которые позволят ей остаться в Кремле и Белом доме. Захватить главные куски, а то и все социалистическое наследство.

Но самой главной была третья ошибка. Отсутствие у Пророков модели устройства общества, которое должно заменить бюрократический социализм.

Вариант возврата к дореволюционным порядкам даже не обсуждался. Вариант обновленного социализма Горбачева остался на словах без конкретизации. Варианты обновления социализма ряда интеллектуалов-неформалов массы тоже не интересовали.

Практически перед Ельциным, желавшим любой ценой удержаться в Кремле, лежал один проект — проект Запада. Проект был разработан Западом для стран третьего мира. Запад хотел не только устранить социализм, но и вообще устранить Россию как конкурента, исключив ее из великих держав планеты.

Ради сохранения власти реформаторская бюрократия России капитулировала перед Западом. Недавно президент Путин рассказал о масштабах этой капитуляции — пустили американцев на самые секретные объекты обороны.

Но почему Пророки не выступили против западной модели шоковой терапии и российской модели «распила» наследства социализма?

Да как раз потому, что Пророки не имели своей программы альтернативы бюрократическому социализму.

Да, какие-то попытки предложить альтернативу западному проекту были. А.И.Солженицын написал прекрасную, развернутую статью «Как нам обустроить Россию». Я тоже написал брошюру «Что делать?». Но эти работы появились тогда, когда поезд истории уже ушел, и никакого внимания они не привлекли.

Поэтому первый главный урок эпохи Пророков. Нельзя поднимать народные массы, имея за душой только критику прошлого и бессистемный набор мер, вполне обоснованных, но сводящих проблему реформ к латанию дыр и ремонту, пусть даже капитальному, в целом уже бесперспективной системы. Необходимо иметь варианты новых проектов будущего.

Ельцину понадобилось десять лет, чтобы осознать гибельность для России избранного им прозападного курса с отказом от поиска российского варианта постиндустриализма. И он, как народник, нашел в себе мужество, оставаясь в кругу номенклатуры, заменить западников на патриотов.

Патриоты пошли на разрыв с западничеством. Но — не найдя для себя Пророков — не смогли предложить России реформы по замене постиндустриализма номенклатурно-олигархического на постиндустриализм прогрессивный, демократический и народный. Ведь даже самая прогрессивная бюрократия не может создать модель радикальных перемен. Это наглядно демонстрирует один из лучших российских бюрократов Кудрин, которому поручено создавать проект будущего. Российская бюрократия пытается сидеть на двух стульях. Как удачно выразился Зюганов: на патриотическом и олигархическом.

И второй, главный урок всей российской истории. Модель будущего могут разработать стоящие вне системы пассионарные Пророки.

***

Фильм назван очень точно — «Пророки в своем отечестве». Но даже не очень сведущим в истории христианства известно, что Пророки так и не создали новую религию. Ее создал Иисус Христос.

И у нас отечественные Пророки не создали новой России. Ее создали реформаторски настроенные номенклатурщики, нарождающаяся олигархия и та часть либералов и демократов, которая хотела «войти во власть». Ее временно допустили. Но вскоре изъяли: и из Думы — как «Яблоко», и из исполнительной власти — как Собчака.

Но такой финал советских Пророков никогда не отменит того, что именно они подняли на штурм ставших угрозой для будущего России твердынь бюрократического социализма измученные им народные массы.

И последний главный урок. Чем больше страна, чем она многонациональнее, тем больше ей необходим, чтобы оставаться великой державой, интеллектуальный мозг. Россия без Пророков, без опоры на творческую интеллигенцию развиваться не может.

Таковы итоговые уроки и Горбачева, и Ельцина, и последних двух десятилетий.

Впервые на Международной ярмарке интеллектуальной литературы, которая пройдет с 29 ноября по 3 декабря в Центральном Доме художника (Крымский Вал, дом 10), будут представлены все книги Гавриила Попова. Книги можно приобрести на стенде Фонда Плеханова (К‑31а) в зале №14.

Телефон для справок +7-495-979-17-71.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру