Приднестровье берет курс на «оптимизацию» чиновников

Премьер-министр непризнанной республики рассказал о путях выхода из экономического кризиса

Приднестровье — маленькое непризнанное государство на Днестре, которое является стратегическим союзником России. Но не слишком ли дорого обходится нам такой союз? Ведь помощь РФ составляет сегодня более 10% ВВП ПМР. И Тирасполь опять просит денег у Москвы... Почему экономика ПМР оказалась в столь плачевном состоянии? Какие реформы нужны, чтобы республика смогла сама зарабатывать деньги? С этими вопросами обозреватель "МК" обратилась к самому компетентному в этой сфере человеку в Тирасполе — премьер-министру Приднестровья Александру Мартынову.

Премьер-министр непризнанной республики рассказал о путях выхода из экономического кризиса
Здание Верховного Совета.

- Александр Владимирович, каким было состояние приднестровской экономики в тот момент, когда вы возглавили правительство ПМР?

- Когда я занял должность премьера, положение дел в экономике Приднестровья было критическим. Дефицит бюджета в процентах к ВВП составлял 25%, причем 10% из них – это был дефицит, не обеспеченный реальными источниками финансирования. Отрицательное сальдо валютных активов Центрального банка - более 40 миллионов долларов. По состоянию на начало этого года приднестровская экономика и финансовая система находились в глубоком кризисе. Это был достаточно серьезный вызов для правительства в части обеспечения стабильности социальных выплат.

- То есть, говоря простым языком, платить пенсии и зарплаты было нечем?

- По состоянию на начало года проект бюджета не предполагал полное финансирование социальных выплат. Существовала реальная угроза невыплаты в полном объеме пенсий и зарплат.

- Как же вам удалось выйти из этой ситуации?

- Из ситуации удалось выйти прежде всего за счет повышения прозрачности в распределении государственных финансовых ресурсов. До 1 января 2017 года значительная часть средств не доходила до бюджета. Через различные схемы денежные средства выводились с государственных предприятий, из финансовой системы государства, в основном в оффшоры. Вследствие этого формировался необеспеченный дефицит бюджета.

- Кстати, велика ли сейчас доля государственного сектора в экономике ПМР?

- Он относительно небольшой. Например, в производстве нас долю государственных предприятий приходится около 15%. Преобладает частный сектор.

- Какие предприятия в Приднестровье принадлежат государству?

- Крупнейшие государственные предприятия ПМР – это Молдавский металлургический завод (ММЗ) в Рыбнице, Приднестровская железная дорога, предприятия сферы естественных монополий – такие, как электрические распределительные сети, водоканал, распределительная компания Тираспольтрансгаз Приднестровье, которая занимается транспортировкой газа.

- С этих предприятий и выводились деньги?

- Да. За предыдущие 5 лет эти предприятия обросли фирмами-посредниками, через которые выводились оборотные средства. Например, с ММЗ, с которого перед этим изгнали российского инвестора, за два года было выведено около 50 миллионов долларов США оборотных средств. По состоянию на начало года этот завод фактически прекратил свою работу. Его пришлось реанимировать. Это нам удалось, и сегодня выпуск его продукции увеличился в два с половиной раза.

- Кому сейчас принадлежит завод? Усманов на него вернулся?

- Нет. Сейчас почти 100% акций завода принадлежит государству. Но нам удалось вернуть на завод команду менеджеров, которая работала при Усманове: речь идет о финансистах, специалистах по сбыту. Удалось сохранить трудовой коллектив, и благодаря его труду, а также ликвидации непрозрачных схем завод удалось запустить. Сейчас он работает успешно с загрузкой мощностей более 70%.

- А в период правления Шевчука кто управлял заводом?

- Друг Шевчука, казахский бизнесмен Талгат Байтазиев тогда заправлял на ММЗ. Именно в период его руководства заводом с него и выводились финансовые ресурсы, что было установлено актами проверок Счетной палаты. Но официально ММЗ Байтазиеву не принадлежал, он там был просто менеджером. Завод и тогда принадлежал государству.

- Каков был общий объем выведенных из ПМР средств?

- Речь может идти о сотнях миллионов долларов. Проверка еще продолжается. Работает Счетная палата, Следственный комитет. После завершения всех следственных действий можно будет назвать более точную цифру.

- Кто был главным бенефициаром всех этих схем?

- Бенефициары были разные. Речь идет о компаниях, находящихся в оффшорных юрисдикциях. Эти компании были зарегистрированы в разных странах, именно на них выводились средства. Конечно, фамилии бывших приднестровских руководителей среди учредителей этих компаний не афишируются. Но у нас есть все основания полагать, что в конечном счете именно они являлись основными получателями этих средств. Этот вывод можно сделать на основании того, что при покровительстве бывшего руководства ПМР на государственные предприятия назначались те люди, которые и выстраивали все эти коррупционные цепочки.

- Удалось ли сейчас осуществить все социальные выплаты в полном объеме?

- Да. По состоянию на данный момент все социальные выплаты производятся в полном объеме. Задержек нет ни по пенсиям, ни по зарплатам. И во многом это удалось сделать потому, что мы вернули в бюджет деньги, которые раньше до него не доходили.

- Экс-президент Евгений Шевчук заявляет, что возврат 30% пенсий и зарплат, ранее удержанных, это заслуга его команды.

- На самом деле это не их заслуга. Для того, чтобы вернуть задолженность по заработной плате, правительство было вынуждено привлечь займ. Одна из крупнейших коммерческих фирм Приднестровья в 2016 году этот займ государству предоставила. Сумма займа составляет около 30 миллионов долларов. За счет этих заемных средств государство рассчиталось с работниками бюджетной сферы. Примечательно, что именно в этот период, в 2016 году, с государственных предприятий выводились те самые средства, которые не доходили до работников бюджетной сферы в виде зарплат. Задолженность по пенсиям была погашена в конце 2015 года. То есть выяснилось, что деньги у государства на самом деле в 2015 году были. Непонятно, почему они придерживались и люди недополучали пенсию.

- Где выше уровень жизни – в Молдове или в Приднестровье?

- Если взять пенсионеров, то уровень жизни в Приднестровье гораздо выше. Во-первых, выше средний размер пенсии. Во-вторых, львиная доля пенсии в Молдове уходит на погашение коммунальных платежей. Многие молдавские пенсионеры просто не имеют возможности отапливать жилые дома и квартиры, потому что на это уходит практически вся их пенсия. В Приднестровье гораздо ниже стоимость коммунальных услуг. В частности, стоимость газа. И с января этого года в сельской местности 1000 кубов газа пенсионерам предоставляется бесплатно. Часто фиксируются факты, что пенсионеры из Молдовы на время отопительного сезона переезжают жить в Приднестровье.

- Каков средний уровень зарплат в Приднестровье?

- Если говорить о частном секторе в промышленности, то это где-то 360 долларов, в здравоохранении - порядка 190 долларов, в образовании – около 180 долларов. Это немного, но если учитывать реальные доходы граждан, то ситуация все же получше, чем в сопредельных государствах.

- В каком состоянии сегодня экономика республики?

- Экономика сегодня находится на подъеме. Впервые за последние три-четыре года она демонстрирует уверенный рост. По итогам 9 месяцев 2017 года объемы промышленного производства увеличились на 12%, оборот розничной торговли вырос на 18%, экспорт увеличился на 13%, импорт на 27%. По всем макроэкономическим показателям у нас наблюдается рост, и он сопровождается ростом налоговых отчислений в бюджет. Акцизные сборы за 9 месяцев увеличились на 40%, поступление импортных таможенных пошлин выросло на 26%. Благодаря росту экономики нам удается сохранять стабильность социальных выплат.

- Как влияют на экономику ПМР соседи – Украина и Молдова?

- Республика Молдова совместно с Украиной ограничила импорт на территорию Приднестровья подакцизных товаров. Теперь закупить такие товары можно только в Молдове. Акцизы – это косвенные налоги, которые закладываются в цену товара. Поэтому, приобретая эти товары в Молдове, а не напрямую импортируя в ПМР, приднестровские экономические агенты и граждане вынуждены оплачивать НДС и акцизы в бюджет Молдовы. Если бы движение грузов осуществлялось без ограничений, эти налоги поступали бы в бюджет Приднестровья. За таможенное оформление сейчас осуществляется двойная плата: в бюджет ПМР и в бюджет Молдовы. Эта ситуация наносит ущерб нашей экономике.

- Можно ли говорить об экономической блокаде ПМР со стороны Киева и Кишинева?

- Действительно, по совокупности факторов можно говорить о целенаправленном применении против Приднестровья комплекса ограничительных мер: ограничение движения грузов, в том числе по нашей железной дороге, невозможность осуществления транспортных перевозок автомобилями с приднестровскими номерами и участия частного легкового автотранспорта в международном движении, блокирование межбанковского взаимодействия ПМР, двойное таможенное оформление, совместные молдавско-украинские таможенно-пограничные посты (первый из них уже начал функционировать в Кучургане), которые планируют установить в нарушение множества договорённостей в переговорном процессе по всему периметру границы Приднестровья с Украиной, уголовное преследование в Молдове по политическим мотивам не только государственных служащих, но и порядка 50 приднестровских предпринимателей, имеется и ряд других деструктивных мер. Ущерб от блокирования нашей экономики исчисляется в десятках миллионов долларов.

- А как это соотносится с ранее подписанными соглашениями о мирном урегулировании?

- Все ранее подписанные соглашения говорят о том, что на Приднестровье, как на равноправную с Молдовой сторону в переговорном процессе в существующем международном формате, не могут оказываться какие-либо формы давления и принуждения, а все решения должны приниматься исключительно за столом переговоров, а не навязываться в одностороннем порядке. Более того, в конкретных соглашениях четко зафиксировано право Приднестровья самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью, свободно развивать международное научно-техническое и гуманитарное сотрудничество.

Как видим, нашу внешнеэкономическую деятельность системно и целенаправленно ограничивают на протяжении более десяти лет. Проблемы начались в 2006 году, когда приднестровские предприятия для осуществления внешнеэкономической деятельности обязали регистрироваться в Кишиневе. Дальше все пошло по нарастающей.

- Велика ли помощь, которую оказывает вам Россия?

- Помощь со стороны РФ очень существенна, включая «газовый» компонент. Платежи, которые собираются внутри республики, мы используем для финансирования бюджетного дефицита. Если попробовать оценить размер этой помощи, то она составляет более 10% ВВП ПМР. Если бы не было этой помощи, то исполнять социальные обязательства на нынешнем уровне мы бы просто не смогли. Но мы все равно нуждаемся в дополнительной финансовой поддержке. Потому что тот дефицит бюджета, который мы получили по состоянию на 1 января, составляет 25% ВВП. То есть 8-10% ВВП остается в необеспеченном дефиците. Мы работаем над тем, чтобы этот бюджетный дефицит снижался. Правительством начат ряд системных реформ в экономике. Но эти реформы дадут эффект только через 3-5 лет. И на этот период нам нужна финансовая поддержка, за которой мы обратились к руководству РФ.

- И какой был ответ?

- Насколько нам известно, решение было принято положительное. Сейчас идет выработка механизма предоставления этой финансовой помощи. С нашей стороны мы готовы обеспечить максимальную прозрачность распределения этих средств. В частности, мы предложили, чтобы их распределение внутри Приднестровья контролировали специалисты Счетной палаты РФ. В бюджете на следующий год будет предусмотрено, что отчет об исполнении приднестровского бюджета будет ежегодно подвергаться процедуре аудита со стороны российских аудиторских компаний.

- Что производит Приднестровье и что оно может экспортировать?

- Треть нашего экспорта – это экспорт электроэнергии в Молдову. На экспорт идет металлопродукция ММЗ, строительные материалы (Рыбницкий цементный комбинат). Достаточно серьезный кластер – это предприятия легкой промышленности, которые выпускают обувь, предметы одежды. Это также сельхозпродукция. Свои товары мы поставляем примерно в 100 стран мира. Треть нашего экспорта приходится на Молдову, треть - на ЕС, около 15% - на РФ.

-А что вы вынуждены импортировать?

- Энергоносители - природный газ, горюче-смазочные материалы. Продовольственные товары, так как сегодня Приднестровье обеспечивает себя ими не в полной мере, например, мясо-молочную продукцию. И, конечно, медикаменты.

- Ваши предприниматели ориентируются больше на РФ или на ЕС?

- 35% экспорта в ЕС говорит о достаточно крепких связях с Европой. С 2013 по 2016 год у нас искусственно сдерживался курс приднестровского рубля. По этой причине наши товары стали неконкурентоспособными на российском рынке. И доля экспорта в РФ в тот период сократилась до 7%. После того, как произошла девальвация, доля поставок на российский рынок увеличилась практически в два раза.

- Получается, твердый курс приднестровского рубля вовсе не был благом?

- Твердый курс приднестровской валюты сильно ударил по позициям наших экспортеров. Реально по промышленному сектору был нанесен очень серьезный удар. За годы искусственного удержания курса на фоне вывода из республики через непрозрачные схемы иностранной валюты, валютные резервы государства были обнулены. В 2016 году было напечатано около миллиарда ничем не обеспеченных приднестровских рублей. Прежняя команда управленцев так пыталась латать бюджетные дыры, возникающие в результате действия коррупционных схем. Таким образом, к 2017 году девальвация стала неизбежной. Но ее уже пришлось провести сразу на 30%.

- Проводит ли правительство какие-то реформы и в чем они состоят?

- Нами намечен целый комплекс реформ. Первое направление – это административная реформа. Несмотря на то, что в ПМР расходы на госуправление относительно невелики, это всего лишь 2% ВВП, у нас очень большой госсектор. Каждый второй работающий – это работник бюджетной сферы. У нас очень большое количество чиновников, и у них относительно низкая зарплата. То есть мы получили раздутый и неэффективный государственный аппарат. Мы заключили договор с одной московской аудиторской консалтинговой компанией, которая для нас разработала концепцию административной реформы. Эту концепцию мы сейчас реализуем. Количество чиновников должно стать меньше на 30-40%, а подходы к оплате их труда должны стать рыночными. На выходе мы хотим получить компактную эффективную систему госуправления.

Второе направление реформ – это улучшение внутренних условий ведения бизнеса. Они у нас были крайне негативными. Предыдущая команда управленцев крайне неуважительно относилась к институту защиты частной собственности. У многих бизнес просто забирали. Завышенная налоговая нагрузка в ПМР составляла около 35% ВВП при норме 26-27%. Негативно сказывалась также сложность и дороговизна подключения к электрическим сетям.

Следующее направление – это пересмотр системы финансирования образования и здравоохранения. Мы хотим сделать расходы на финансирование этих сфер более эффективными и в горизонте 2-3 лет добиться повышения заработных плат педагогов и врачей на 20-30%.

Еще одно важное направление – это управление госпредприятиями. Такая форма, как ГУП, показала свою непрозрачность и неэффективность не только в ПМР, но и в России. Сегодня в РФ ГУПы перерегистрируются в акционерные общества, там появляются наблюдательные советы, ревизионные комиссии. Мы идем по тому же пути. В ПМР создана управляющая компания, которой будут переданы в доверительное управление акции этих предприятий. Будут пересмотрены подходы к найму менеджеров. Мы рассчитываем, сохранив госсектор, существенно повысить его эффективность. И в том числе за счет этого пополнить бюджет.

Еще одно направление реформ – повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса. Стратегию реформирования разработала также одна из крупнейших российских аудиторских компаний. В ближайшие три года эта стратегия будет реализована.

Со следующего года мы существенно (на 10-15%) снижаем налоговую нагрузку на экономику, прежде всего, в промышленном секторе. За счет комплекса всех этих мер мы планируем в горизонте 3-5 лет добиться существенного экономического роста. Конечно, если нам не будут мешать извне. И на период этих реформ мы и запросили в РФ стабилизационный кредит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру