Телеграм уйдет в подполье и сформирует новую оппозиционную среду

Мессенджер запретили в России по решению суда

Пятница, 13-е, стало знаковым днем для свободного Рунета - Таганский суд Москвы вынес положительное решение в ответ на иск Роскомнадзора о немедленной блокировке мессенджера Telegram. Заседание прошло оперативно, хотя совещательная часть немного затянулась. «Пока они там совещаются, у вас как раз есть время выбрать и установить сервис по обходу блокировок», - шутили пользователи в том числе и в Телеграме.

Мессенджер запретили в России по решению суда

Сложно сказать, сколько террористов «прятались» в мессенджере - и тем более, как блокировка поможет их поймать. Но очевидно, что решение суда привело к тому, что под маркой «запрещенного Telegram» в России образовалось закрытое, отрицательно настроенное к власти сообщество. Мессенджер Дурова не по своей воле стал виртуальной смесью дисседентской кухни и Болотной площади.

К решению суда пользователи Telegram стали готовиться заранее. По данным аналитиков, за два дня до заседания спрос на установку прокси-серверов, с помощью которых можно пользоваться Телеграмом вопреки запретам, невероятно подскочил. Прокси-сервер дает возможность подменить местоположение пользователя на ту страну, из которой доступ к запрещенному контенту возможен. До недавних пор так делали жители Ирана, где был запрещен Телеграм. Но не так давно власти Ирана сдались под натиском граждан и решение о блокировке отменили (вместе с тем обязав владельцев каналов с более чем 5 000 пользователей проходить особую регистрацию и подключать к каналам бота, позволяющего властям отслеживать контент).

Поэтому громкие заявления некоторых авторов о том, что из-за блокировки Telegram Россия, дескать, стала Ираном не вполне точны. Скорее - мы с Ираном поменялись местами.

«В Иране проблема коснулась не просто пользователей, но и бизнесменов. Чуть ли не целые компании «встали» из-за блокировки. Они же и надавили на правительство, - поясняет интернет-эксперт Андрей Чалов. - В России же мессенджер в меньшей степени завязан на коммерческом секторе. Многие говорят о том, что он популярен среди чиновников, это, действительно, так. Но ничего страшного с ними без него не случится, наоборот, чтобы выслужиться и показать свою законопослушность, они все поудаляют Телеграм и расскажут об этом по телевизору».

Третьей стороной на суде против Telegram выступила ФСБ. Ведь именно ей Дуров должен был предоставить ключи дешифровки частных сообщений пользователей. Однако не сделал этого в предусмотренный законом срок, сославшись на то, что это во-первых, невозможно технически, поскольку мессенджер использует высокотехнологичные способы шифрования, а во-вторых, ценит конфиденциальность и право на частную жизнь граждан.

«Что касается частной жизни, Дуров, несомненно, прав. Когда Госдума принимала пакет «законов Яровой», направленный на возможность доступа спецслужб к личным данным пользователей сети, она не позаботилась о другой стороне медали. У нас до сих пор не существует достаточных мер воздействия на сотрудников спецслужб, которые «сливают» частные данные в общий доступ», - считает юрист Алексей Поспелов.

По его словам, террористы и прочие злоумышленники всегда найдут способ обмениваться информацией. Более того, если Телеграм на территории России заблокирован, то делать им это станет гораздо удобнее. Они также будут регестрироваться в нем через прокси-сервисы и анонимайзеры.

«И если раньше при наличии конкретных подозрений единичных пользователей можно было отследить, то теперь это нереально. Данные не будут предоставлены следствию по решению суда, поскольку мессенджер и так находится вне закона. Поэтому блокировка Телеграма - эта худшая мера по борьбе с терроризмом в истории», - поясняет юрист.

Между тем, юристы международной правозащитной организации «Агора», представляющей интересы Телеграма и Павла Дурова, в суд не явились. Сам Дуров запретил им участвовать в слушании, чтобы «не легитимировать откровенный фарс своим присутствием».

Вечером 12 апреля «Агора» направила в суд ходатайство с просьбой отложить заседание на «разумный срок» и устранить процессуальные нарушения, однако судья Юлия Смолина его отклонила.

В «Агоре» уже заявили о намерении обжаловать решение суда, но, пока это происходит, Телеграм останется заблокирован.

Давайте разберемся, в чем будет выражаться блокировка. Для начала Роскомнадзор направит соответствующие письма в компании Apple и Google с просьбой удалить приложение из их магазинов. А интернет-провайдеры получат письма с требованием заблокировать ip адреса, к которым привязан Telegram. Однако проблема блокировки как упоминалось выше, легко решаема.

«В 2020 россияне будут отправлять посты в телеграм-каналы только ночью на конспиративных квартирах», - пишет автор популярного канала «Кремлевский мамковед». У него, между прочим, 44 тысячи активных подписчиков, которые вероятнее всего, будут пытаться обходить блокировки и продолжать читать любимого автора, несмотря на такой пессимистичный прогноз.

«Сегодняшний суд по закрытию Телеграма с политической точки зрения - это рубикон для взаимоотношений власти и активной части социальных сетей. Если начнут блокировать Телеграм, а авторы и читатели останутся в нем, найдут способ обхода и это приведет к увеличению аудитории, это не пойдет на пользу никому», - пишет другой популярный канал «Политджойстик».

Параллельно все каналы размещают у себя простые инструкции по способу обхода блокировок и в большинстве дают понять, что никуда уходить не собираются, публикуют расследования о правонарушениях чиновников, политическую аналитику и анонимные «сливы» из органов власти - все то, чем они полюбились своим подписчикам.

«Суд подтолкнул сотни тысяч рядовых российских пользователей к изучению прокси и VPN, - заявил один из юристов Дурова Павел Чиков. - Суд обеспечил технологический прорыв, вытащив средства обхода блокировки из маргинальной среды гиков в мэйнстрим».

Некоторые эксперты по-прежнему уверены, что власть опомниться, поймет, что своими руками создает политическую оппозицию, загнанную в подполье, и решение о блокировке отменит, случится ли это прогнозировать сложно. Тем временем через несколько часов после суда Телеграм стал лидировать среди самых скачиваемых приложений в Appstore на территории России.

Опыт «МК»: чем ценен Telegram для СМИ

Мы завели редакционный телеграм-канал (вернее, два — для срочных новостей и для подборок лучших материалов) в прошлом году, однако сами журналисты стали пользоваться Telegram намного раньше.

Сейчас Telegram для нас — один из источников информации, передачи на сайт текстов, фото и видео. Большая часть сотрудников «МК» общается друг с другом дистанционно именно в телеграм-чатах. Однако, понимая, что мессенджер находился под угрозой блокировки, мы параллельно имеем «запасные» чаты в других мессенджерах и пользуемся прокси.

В Telegram, например, работают журналисты кремлевского пула — именно в этом мессенджере проводил свои брифинги пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Кроме «скукоживания» источника новостей, главным ударом для СМИ станет сокращение аудитории каналов: далеко не все кинутся обходить блокировки (часть сервисов сильно тормозная, часть — платная), и пока не известно, как сработает «встроенный антиблокировщик», обещанный Дуровым. Для сравнения: аудитория заблокированного в России сервиса LinkedIn за год уменьшилась на 40%.

Читайте материал «Павел Дуров пообещал дать бой блокировке Telegram»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27662 от 14 апреля 2018

Заголовок в газете: Не полетят уж Telegram’ы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру