На переговорах России и США встал «вопрос войны в Европе»

Названы основные итоги дикуссии в Женеве

В понедельник, 10 января, в Женеве прошли консультации между Россией и США о гарантиях безопасности. Дискуссия между официальными лицами двух стран длилась примерно 7,5 часа. По словам замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, переговоры были сложными, прогресса по вопросу нерасширения НАТО достичь не удалось. Глава американской делегации Уэнди Шерман отметила, что Вашингтон «не позволит никому закрывать другой стране двери в альянс». Итоги встречи оценили эксперты.  

Названы основные итоги дикуссии в Женеве

«Главные вопросы подвешены, и мы не видим, что с американской стороны есть понимание императивности их решения в устраивающем нас ключе», — сказал замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков, добавив, что о других итогах консультаций станет ясно позднее на этой неделе.

По мнению Рябкова, прогресса по вопросу нерасширения НАТО достичь так и не удалось.

«Разговор был сложным, долгим, очень профессиональным, глубоким, конкретным, без попыток что-то приукрасить, обойти какие-то острые углы, — подчеркнул дипломат. – У нас сложилось впечатление, что американская сторона очень серьезно подошла к российским предложениям, провела их углубленную проработку».

По словам замглавы МИД РФ, невступление Украины и Грузии в Североатлантический альянс — вопрос национальной безопасности для России: «Для нас это совершенно обязательно — удостовериться, что Украина никогда не станет членом НАТО. Мы хотели бы, чтобы на мадридском саммите НАТО формула, принятая бухарестским саммитом в 2008 году, была бы отозвана и заменена на следующее: «Украина и Грузия никогда не станут членами Североатлантического альянса. Нам надоело вести пустые разговоры от полуобещаний, от неправильного истолкования, что часто происходило на переговорах за закрытыми дверями… Нам необходимы железобетонные, юридически значимые гарантии, не обещания, а именно гарантии, со словами «должны», «обязаны», никогда не становиться членами НАТО».

В свою очередь, глава американской делегации Уэнди Шерман заявила, что Вашингтон «не позволит никому закрывать другой стране двери в НАТО» и не будет обсуждать вопросы, касающиеся других стран, без их участия. При этом она отметила, что США готовы дискутировать с Россией по размещению ракет и установлению взаимных ограничений на масштабы военных учений с повышением их транспарентности. Помимо этого Шерман уточнила, что стороны обменялись идеями по поводу ракет средней и меньшей дальности, но достижение договоренностей потребует большой работы.

«Конечный результат российско-американской встречи мы увидим только после завершения «двойного марафона», — комментирует «МК» немецкий политолог Александр Рар. – Сейчас идут длинные переговоры в Женеве, 12 января в Брюсселе состоится заседание Совета Россия — НАТО, а на следующий день — консультации на венской площадке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Затем в конце недели министр иностранных дел РФ Сергей Лавров даст большую пресс-конференцию, на которой будут подведены все необходимые итоги. Американцы по окончании всех трех встреч также будут давать свои комментарии. Тогда мы и узнаем, насколько успешно или безуспешно они прошли, и были ли удовлетворены требования Москвы.

Вместе с тем хорошо, что этот марафон вообще начался. Стороны слушают аргументы друг друга, отсутствует так называемая политика «захлопывания дверей», как это было на протяжении последних лет. Серьезность ситуации осознают и в Вашингтоне, и в Москве. На карту поставлено очень многое».

По словам эксперта, ребром встал вопрос о мире или войне в Европе. Россия больше не будет признавать расширение НАТО на постсоветское пространство. Об этом, кстати, еще в 2007 году говорил президент Путин на Мюнхенской конференции по безопасности. Тогда его не услышали. Сейчас Запад не может не прислушаться к России.

«Но в то же самое время Америка не хочет сдавать позиции и терять свой геополитический выигрыш после распада СССР, после которого фактически вся Европа, кроме России и Белоруссии, ориентируется на сотрудничество с Вашингтоном, — продолжает Александр Рар. – Поэтому ситуация действительно архисложная, но выходы из нее есть. И как раз о них можно будет основательно подискутировать на предстоящих встречах в Брюсселе и Женеве. 

О минимальном успехе консультаций между РФ и США можно говорить в том случае, если стороны приступят к серьёзным переговорам о ядерном разоружении и взаимном неразмещении ракет средней и меньшей дальности в зоне досягаемости друг друга. Вот это был бы, с моей точки зрения, грандиозный успех. Тогда бы лед, безусловно, тронулся.

Путем разрядки страны смогли бы прийти к взаимопроникаю и скорректировать рамочные условия европейской безопасности. Идея максимум заключается в следующем: стороны решат, что нужно серьёзно изменить архитектуру безопасности Европы, включить туда и Россию, которая уже давно чувствует себя изолированной, и начать работать над концепцией общего пространства «от Лиссабона до Владивостока», которая уже имела место в начале 2000-х.

Есть силы на Западе, понимающие резонность того, что сторонам нужно идти навстречу друг другу. Между тем сегодня доминируют силы «триумфализма» окончания «холодной войны», молодое поколение политиков, которые уже не помнят ужасов «горячей» и «холодной» войн. С их точки зрения, Россия – слабое государство, которое нужно время от времени наказывать, которое ничего не может сделать самостоятельно, поэтому ему необходимо принимать условия Запада.

Россия, в свою очередь, считает, что Запад слабее. Поэтому негативного исхода нужно ожидать в том случае, если в РФ и США будут преобладать силы, готовые при любой возможности идти на конфронтацию. Если же стороны настроятся на достижение компромиссов, то хорошо будет всем».

Со своей стороны руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Сергей Кислицын уверен, что если после российско-американских консультаций не будет продвижений, то переговоры с НАТО в принципе большого смысла не имеют. С западноевропейскими членами Североатлантического альянса говорить гораздо сложнее, если с Вашингтоном нет договоренностей.

«Я бы не стал ожидать того, что по окончании переговоров будут достигнуты какие-то важные договорённости, — рассказывает эксперт «МК». – Однако даже тот факт, что есть обсуждение проблемы, уже является хорошим показателем в текущих условиях российско-американских отношений. Между тем Соединенные Штаты точно не смогут выполнить требование РФ о нерасширении НАТО на постсоветское пространство. Оно, безусловно, ударит по их престижу. Это будет означать, что Вашингтон, дав какие-то гарантии, пошел на уступки. Притом что еще около 30 лет США говорили, что РФ не имеет права и не будет воздействовать на политику альянса, поэтому ее мнение в этих вопросах будет учитываться в последнюю очередь. 

Впрочем, могут быть приняты какие-то меры по контролю над вооружениями, вопросам регулирования количества инцидентов в воздухе и море в Восточной Европе. Они не так болезненны для обеих сторон. Однако что-то фундаментальное, стратегическое и долгосрочное вряд ли будет обсуждаться.

Нужно понимать, что важнейший смысл подобных переговоров – это возможность обмена мнениями, прямого диалога между странами. Когда стороны общаются напрямую, у них вырабатывается восприятие оппонента, зарождается чувство доверия друг к другу. Подобное в отношениях РФ и США было неоднократно, в частности, в период советско-американских отношений. Поэтому общаться нужно всегда, даже если кажется, что проблемы решить невозможно. Наличие прямого контакта и какой-то минимальной расположенности может в любой момент сыграть на руку».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28701 от 12 января 2022

Заголовок в газете: Куда ведет переговорный марафон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру