Призеры Олимпиады награждались в Екатерининском зале Кремля. Шестерых — лыжника Никиту Крюкова, биатлониста Евгения Устюгова, а также биатлонисток Ольгу Зайцеву, Ольгу Медведцеву, Светлану Слепцову и Анну Богалий-Титовец — ДАМ наградил орденами Дружбы. Остальные получили медали ордена “За заслуги перед Отечеством” I и II степеней. Евгений Плющенко, в частности, удостоился I степени.
“Несмотря на то что общие результаты сборной были скромными, — довольно мягко выразился во время церемонии Медведев, — все присутствующие на этой встрече выступили блестяще. Ваши достижения бесспорны”. Позже, уже после вручения наград, глава государства скажет, что победы олимпийцев “не подвержены никакой коррозии — вы сделали все возможное”. Но это будет после, а пока ДАМ стал говорить на больную тему: “Был принят ряд кадровых решений (по итогам Ванкувера. — Н.Г.). Эти решения не последние”. На Совете по спорту, который состоится 26 марта в Сочи, по словам Медведева, “будут, видимо, еще решения. Прежде всего в отношении федераций”.
О том, что нужно сделать для того, чтобы достойно выступить в 2014-м, ДАМ собирался поговорить со спортсменами за чашкой чая — после награждения. “За последние годы много было сделано для развития инфраструктуры (спортивной. — Н.Г.). Но по каким-то видам спорта все у нас выглядит посредственно. Деньги, конечно, важны, но не они решают всё. Инфраструктуры не хватает”, — задал тон глава государства, добавив, что очень хочет выслушать спортсменов.
Иван Скобрев озвучил жалобу, которая могла показаться экзотической. Для подготовки конькобежцев необходимо регулярно кататься на велосипеде. А с этим — беда. “Я, допустим, приезжаю из Италии и здесь катаюсь на самом благоустроенном шоссе — Рублевском. А куда мне еще ехать? — говорил Иван. — И вот меня останавливает милиционер и спрашивает: “Что ты здесь катаешься?” Я отвечаю: “А где мне кататься?!” В Италии, — резюмировал конькобежец, спортсменов уважают, и никто не запрещает тебе кататься на велосипеде по трассе. “Что касается милиции — это недостаток культуры, — посчитал Медведев. — Но мы, конечно, передадим министру МВД, чтобы он дал правильные установки”. После этого президент спросил у Скобрева, за сколько времени до начала Олимпиады спортсменам нужно перебраться в Сочи. “Года за два”, — ответил Иван.
Бобслеист Александр Зубков сказал Медведеву, что государство должно вкладываться в строительство баз, приведя в пример Германию. “Мы, конечно, будем строить, — энергично закивал ДАМ. — У нас в стране спорт — это больше, чем спорт. В других государствах люди посмотрят телевизор, выключат и забудут. А у нас — еще на месяц разговоров: кто что не сделал и так далее. Я тут почитал (видимо, Интернет и газетные публикации. — Н.Г.) — люди очень эмоционально пишут”. Такое трепетное отношение россиян к спортивным результатам президент объяснил так: “Мы по душевному настрою нация победителей. И это неплохо”.
По душевному настрою — может, и победители. А вот на практике…
На этой, прямо скажем, возвышенной ноте журналистов попросили удалиться, но не тут-то было! Евгений Плющенко сломал запланированный формат. Ему так хотелось высказаться в присутствии прессы, что, увидев, как журналисты направились было к двери, он громко произнес: “Дмитрий Анатольевич, а можно я скажу?” Ну как тут можно было уйти? “Дмитрий Анатольевич, вам огромное спасибо! Передайте привет премьер-министру, и ему спасибо тоже”, — произнес Евгений, после чего выдал критическую речь в адрес Федерации фигурного катания. Общий смысл был таков: Федерация не хочет финансово поддерживать спортсменов. Так, по словам Евгения, эта организация не хотела помогать ни ему, ни его тренеру, когда фигурист решил вернуться в большой спорт. С такими же проблемами сталкиваются и другие спортсмены. “Выделяются огромные деньги! Но куда они деваются — непонятно, — продолжал олимпиец. — Дмитрий Анатольевич, вы можете проконтролировать? Это безумие! Я всю сознательную жизнь трачу собственные деньги на костюмы и на подготовку!” Глава государства признался, что и сам хотел поговорить на эту тему — но без журналистов. Но поскольку Евгений озвучил проблему публично, ДАМ дал ему публичный ответ: “Не все федерации прошли проверку на прочность. Деньги есть в спорте. У нас сейчас все-таки не захудалые 90-е. Если сопоставить, сколько средств тратят они (имеются в виду другие государства. — Н.Г.) и сколько тратим мы, то это сопоставимые суммы. Значит, кто-то тратит неэффективно. Значит, нужно сделать выводы — кто способен работать, а кто нет. Здесь каждый должен быть на своем месте”, — жестко закончил глава государства. “Дмитрий Анатольевич, а можно теперь я скажу?” — закричал еще кто-то из олимпийцев, но на сей раз прессу все-таки вывели.
МЕЖДУ ТЕМ
Мэр Москвы Юрий Лужков вручил москвичам — победителям и призерам Олимпийских игр в Ванкувере памятные подарки и премии правительства столицы. “Москвичи заработали две золотые, две серебряные и одну бронзовую награды. К сожалению, это не самый лучший результат, показанный нашими спортсменами, однако теперь мы знаем, над чем надо работать дальше”, — сказал мэр.
После приема у Президента России олимпийские медалисты получили на Васильевском спуске автомобили (в зависимости от “качества” медалей — Audi Q7, Q5 A4 all rode) и часы от спонсоров. Как рассказали “МК” представители знаменитой швейцарской мануфактуры “Омега”, медалистам достались часы новых коллекций Constellation Seamaster Aqua Terra. Причем мужчины и женщины получили часы разных видов, существует градация между золотыми, серебряными и бронзовыми призерами.